Особенности политического процесса в Казахстане.
Термином «процесс» (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление.
Политический процесс — форма функционирования политической системы общества, изменяющейся в пространстве и времени; совокупная деятельность субъектов политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политической системы.
На содержание политического процесса оказывают влияние главным образом следующие факторы:
- степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
- уровень централизации (децентрализации) власти;
- взаимодействие партийных и государственных структур, влияющих на процесс принятия политических решений;
- методы принятия и реализации политических решений;
- соотношение прав и обязанностей центральных и местных органов власти;
- взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности и т. д.).
Социально-политическая ситуация в Казахстане в 1985-86гг. отличалась относительной стабильностью, т.к. экономическая ситуация в республике была несколько лучше, чем в целом по СССР. Это было вызвано наличием большого количества предприятий центрального подчинения с централизованным, т.е. более лучшим обеспечением продуктами и товарами народного потребления. Поэтому народный протест против методов руководства республикой со стороны Москвы был для властей полной неожиданностью.
Декабрьские события 1986 г. Уже в конце 1985 — начале 1986гг. в Казахстане и Москве начала звучать критика в адрес руководства республики и лично против первого секретаря ЦК Д. Кунаева, которому в то время было около 75 лет. Все понимали необходимость смены правящей верхушки, тем более, что об этом говорили и московские правители. Однако ожидалось, что это произойдет демократическим путем, поэтому дальнейшие события справедливо были расценены народом как нарушение властью самой же провозглашенных принципов.
15 декабря в Алма-Ату прибыл член ЦК КПСС Г. Разумовский и первый секретарь Ульяновского обкома партии Г. Колбин. 16 декабря на Пленуме ЦК Компартии Казахстана было объявлено о рекомендовании высшими партийными органами Колбина на пост республиканского первого секретаря. Партийная верхушка Казахстана без обсуждения проголосовала «за» и таким образом, в нарушение всех партийных норм и устава, главой республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не стоящий на учете нив одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанской прописки. Это было воспринято как оскорбление казахского народа и вызвало стихийный протест.
Утром 17 декабря на площади перед зданием ЦК стала собираться молодежь, требующая объяснить причины избрания Г. Колбина и протестующая против игнорирования Москвой интересов республики.
По улицам Алматы прошло мирное шествие, демонстрация стала принимать массовый характер. Однако вместо откровенного диалога и попытки разобраться в причинах происшедшего новые власти Казахстана с благословения М. Горбачева вновь прибегли к террору и репрессиям. 17 и 18 декабря против мирных демонстрантов были брошены силы милиции и внутренних войск. В ходе трагических событий 17-18 декабря несколько человек погибло, было множество раненых и травмированных. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.
За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением «казахского национализма».
Политическая ситуация в 1987-1989 гг. После декабрьский период был ознаменован в Казахстане усилением тоталитарных и репрессивных функций государства. Одновременно с демагогическими заявлениями Г. Колбина об интернационализме и необходимости изучения казахского языка началось новое избиение национальной интеллигенции, обвиненной в организации декабрьских выступлений.
Однако политические процессы, проходившие в Москве, не могли не влиять на рост политической активности в Казахстане. Несмотря на преследования властей, в республике в 1987-88 гг. начали формироваться неформальные организации, принявшие первоначально форму экологических движений. Во-первых, в условиях колбинского террора политические организации были под запретом, во-вторых, экологические проблемы республики народ справедливо связывал со всевластием центральных ведомств и министерств и игнорированием интересов республики.
В конце 1988 — начале 1989 года началось объединение и политизация экологических движений. В феврале 1989 г. по инициативе О. Сулейменова возникло антиядерное движение «Невада — Семипалатинск», выступающее за прекращение испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Попытки властей в конце 1988 — начале 1989гг. организовать травлю неформальных общественных организаций в Казахстане прекратились только с приходом к власти Н. Назарбаева. Летом 1989 г. окончательно скомпрометировавший себя Г. Колбин был отозван в Москву, а первым секретарем республиканского ЦК был избран Н. Назарбаев.
Политическая ситуация в период распада СССР. События 1990-1991 гг. показали нежелание руководства СССР идти на серьезное реформирование отношений между Центром и республиками и реальное изменение политической системы. По-прежнему отрицалась многопартийность, подтверждался курс на строительство социализма. Все это входило в противоречие с растущей либерализацией общества, ростом политической активности масс и осознанием ими необходимости коренных реформ. Эта активность выразилась в создании целого ряда политических партий и организаций, тем более, что некоторые из них поддерживались новыми властями Казахстана. Так, «Невада — Семипалатинск» переходит к массовым формам протеста, в Алматы и регионах организуются общества «Казак тип», ставшие в короткий срок одними из наиболее крупных в республике. Весной 1990 года ряд социал-демократических организаций объединились в Социал-демократическую партию Казахстана. В конце мая был создан оргкомитет национально-демократического движения «Азат», учредительный съезд которого состоялся в июне.
Летом-осенью 1990 г. движение «Азат» стало крупной политической силой, выступающей за полную государственную независимость Казахстана.
Одновременно с ростом политической активности масс набирал темпы процесс развала СССР. Переход к рыночной экономике требовал децентрализации политической системы, но московские власти этому противились. 24 апреля 1990 г. в Казахстане был учрежден пост Президента. На сессии Верховного Совета президентом был избран Н. Назарбаев. 25 октября того же года была принята Декларация о государственном суверенитете Казахстана, провозглашавшая главенство республиканских законов над союзными и стремление республики к фактической самостоятельности в рамках СССР.
Н. Назарбаев и лидеры ряда других республик выступили за превращение СССР в конфедерацию и установление вместо вертикальных связей центра и окраин прямых горизонтальных связей между республиками без участия центра. Однако работа над выработкой приемлемого проекта была прервана попыткой государственного переворота в Москве летом 1991 г.
После августовского путча и его провала в Казахстане была распущена Коммунистическая партия, а республика стала фактически самостоятельной. Президент СССР М. Горбачев не мог воспрепятствовать центробежным тенденциям, и с каждым днем его власть все более слабела. Чтобы сделать свою власть более легитимной Н. Назарбаев пошел на большую демократизацию политической системы и объявил о проведении всенародных выборов президента. 1 декабря 1991 г. в результате выборов Президентом вновь стал Н. Назарбаев, а 16 декабря был принят Закон о государственной независимости Казахстана. 21 декабря 1991 г. в Алматы на совещании глав 11 бывших республик СССР был подписан протокол о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
С момента провозглашения независимости в Конституционном законе Республики Казахстан от 16 декабря 1991 г. «О государственной независимости Республики Казахстан» минуло 25 года. За эти годы Казахстан прошел сложный путь становления политической системы, в ходе которого была достигнута устойчивость государственной власти, социально-политическая стабильность, появился ряд политических партий и объединений, деятельность которых регулируется Конституцией РК , Законом РК «Об общественных объединениях», Законом РК «О политических партиях».