Окончание войны и его правовые последствия.
Окончание войны в юридическом смысле — это прекращение состояния войны, т.е. между воюющими сторонами восстанавливаются мирные отношения: дипломатические, консульские, торговые и т.п.
Прекращение военных действий осуществляется различными способами и оформляется официальными актами:
1. Перемирие — временное приостановление военных действий по взаимному соглашению сторон. Перемирие может быть общим и частным (местным) — на отдельных участках фронта, срочным и бессрочным.
Местное (частное) перемирие направлено на подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуацию гражданского населения, направление парламентеров, празднование общенационального или религиозного праздника. Местное перемирие, как правило, имеет краткий характер.
Военные действия могут быть прекращены и в одностороннем порядке на какой-то определенный срок для достижения конкретной цели.
Срочное перемирие может быть прервано в связи с истечением установленного в нем срока, с наступлением каких-либо событий.
При бессрочном перемирий воюющие стороны могут возобновить боевые действия в любое время, предупредив сторону.
При общем перемирии (общем прекращении огня) военные действия приостанавливаются на всем театре войны до заключения мирного договора или мирного урегулирования; оформляется договором.
Гаагская конвенция IV о законах и обычаях сухопутной войны устанавливает, что нарушение перемирия одной стороной дает другой стороне право отказаться от перемирия и немедленно возобновить военные действия. Нарушение актов о перемирии представляет собой противоправное посягательство на законы и обычаи войны, акт агрессии, влекущие международную ответственность.
2. Выполнение решения Совета Безопасности ООН о временных мерах — прекращении огня, освобождении оккупированной территории.
3. Капитуляция. Происходит на условиях, поставленных победителем (это не соглашение сторон, как перемирие). Капитулирующая сторона лишена даже формального равенства с победителем. Это прекращение сопротивления одной из воюющих сторон. При капитуляции все вооружение, военная техника и военное имущество переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену.
Виды капитуляции: простая (обычная, местная) — прекращение сопротивления отдельных районов (капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) — и общая; безоговорочная и почетная (капитуляция гарнизона с сохранением оружия и знамен).
Почетная капитуляция — это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами.
Простая (обычная) капитуляция — это прекращение военных действий на отдельном участке фронта (сдача крепости, города, зоны, разоружение и пленение капитулирующих. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, но может оказать серьезное влияние на военно-политическое положение воюющих сторон (капитуляция Порт-Артура в русско-японской войне 1904—1905 гг.).
Общая капитуляция — это повсеместное прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне.
Безоговорочная капитуляция подписывается без всяких условий и оговорок со стороны побежденного. (Берлинский акт о военной капитуляции германских вооруженных сил от 8 мая 1945 г.). При безоговорочной капитуляции побежденное государство лишается государственного суверенитета, его территория оккупируется, верховная власть осуществляется военным командованием государства-победителя. Победитель и его союзники определяют политическое урегулирование, санкции, виды и формы политической и материальной ответственности, основы мирного договора.
Ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войн. Прекращение состояния войны — это окончательное урегулирован политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершением войны и прекращением военных действий.
Правовые последствия прекращения состояния войны: восстановлением между бывшими противниками официальных, отношений, обмен дипломатическими представительствами, возобновление ранее действовавших международных договоров, прекращение действия договоров военного времени. Формы прекращения состояния войны — мирный договор или односторонний актодной из воюющих сторон.
Гарантии недопущения войны в будущем: политика «трех Д» (демилитаризация, демонополизация, денацификация), например, в Германии; лишение колоний (Германия, Италия); отказ от войны и создания армии (Япония); раздел военных флотов побежденных государств (Германия, Италия, Япония); создание демилитаризованных зон (Корея, между Ираком и Ираном, между Ираком и Кувейтом); ограничения военного характера (Германия, Ирак).
Внутренние морские воды.
Внутренние морские воды представляют собой водные пространства, расположенные между береговыми и исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.
Составные части внутренних морских вод:
1- Акватории портов, ограниченные линиями, проходящими через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений.
2- Моря, полностью окруженные сухопутной территорией одного государства, и моря, все побережье которых и оба берега естественного входа в них принадлежат одному и тому же государству (Белое море). Такое положение можно квалифицировать как норму международного обычного права.
3- Воды заливов, морских бухт, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль.
4- Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод, когда побережье сильно изрезано или вдоль берега расположена цепь островов.
Доступ иностранных судов во внутренние воды и морские порты осуществляется на основе разрешения прибрежного государства.
Невоенные суда пользуются правом свободного захода в порты, объявленные открытыми прибрежным государством (в Российской Федерации — Мурманск, Санкт-Петербург и др.).
Военные корабли проходят во внутренние воды и порты по разрешению или приглашению прибрежного государства. На основе принципа взаимности возможен уведомительный порядок захода военных судов. Без разрешения осуществляется также вынужденный заход иностранных военных судов во внутренние воды в случае чрезвычайных обстоятельств.
На иностранные суда во внутренних водах и портах распространяется юрисдикция прибрежного государства.
В двусторонних международных договорах о морском торговом судоходстве определен перечень случаев применения уголовной юрисдикции прибрежного государства:
1. Правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного государства.
2. Последствия правонарушения распространяются на территорию прибрежного государства.
3. Капитан судна или консул обращаются с просьбой об оказании помощи.
4. Преследование со стороны властей прибрежного государства необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
На практике, зафиксированной в двусторонних международных соглашениях, прибрежное государство воздерживается от осуществления уголовной Юрисдикции в следующих ситуациях:
1. Преступление не затрагивает интересов прибрежного государства и не распространяется на его территорию.
2. Преступление затрагивает интересы только членов экипажа данного судна.
3.Вмешательство не обусловлено международными обязательствами прибрежного государства.
4. Дипломатический или консульский представитель государства флага не обращается с просьбой о вмешательстве.
Распространение гражданской юрисдикции прибрежного государства предполагает право судебных органов рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе случаи загрязнения окружающей среды, и выносить по ним решения. В качестве меры предварительного обеспечения иска возможны арест и задержание иностранного судна. Экипаж такого судна должен быть доставлен в государство флага (Конвенция МОТ о репатриации моряков для случаев ареста судов в иностранном порту 1987 г.).
Государственные некоммерческие и военные суда в иностранных внутренних водах и портах пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Иммунитет от юрисдикции прибрежного государства торговых и других невоенных судов является обычной нормой международного права.
Военные суда обладают правом неприкосновенности. Не допускается применение к ним каких-либо принудительных мер. Военные суда обязаны соблюдать законы прибрежного государства и нормы международного права. В случае нарушения военному кораблю предлагается покинуть порт и внутренние воды.