Принципы, обеспечивающие мирное сотрудничество государств.
· Суверенное равенство государств
Принцип суверенного равенства государств представляет собой синтез традиционных правовых постулатов — уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Принцип суверенного равенства государств является комплексным, двуединым принципом: обе его составные части могут рассматриваться как самостоятельные принципы
Начало формирования этого принципа — Великая французская революция XVIII в. В современном понимании принцип суверенного равенства государств закреплен в ст. 2 Устава ООН. Детализация, конкретизация и толкование — в Декларации 1970 г. и Хельсинкском акте 1975 г.
Современное содержание принципа суверенного равенства государств:
1. Каждое государство обязано уважать суверенитет других государств.
2. Каждое государство обязано уважать территориальную целостность и политическую независимость других государств.
3. Каждое государство справе свободно выбирать и развивать свою экономическую, политическую, социальную и культурную систему.
4. Каждое государство является субъектом международного права с момента своего возникновения.
5. Каждое государство имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, затрагивающих его интересы.
6. Каждое государство обладает на международных конференцияхи в международных организациях одним голосом.
7. Государства создают нормы международного права путем соглашения на равноправной основе. Никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международно-правовые нормы.
Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства. Особенно ярко принцип фактического неравенства и одновременно — юридического равенства — проявляется на международных конференциях и в международных организациях, где каждое государство независимо от его величины и уровня развития имеет один голос. Принцип суверенного равенства государств призван защищать интересы «малых» стран от диктата со стороны развитых государств. Одновременно этот принцип играет большую роль в охране интересов развитых государств от навязывания им позиции развивающихся государств, которые имеют значительное численное преимущество.
В настоящее время одной из тенденций современного международного права является ограничение государственного суверенитета, расширение сферы международно-правового регулирования.
· Территориальная целостность государств
Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств упоминается в Уставе ООН и Декларации 1970 г. как составная часть принципов суверенного равенства государств и неприменения силы. Хельсинкский акт 1975 г. впервые закрепил принцип территориальной целостности государств в качестве самостоятельной нормы международного права.
Государства обязаны уважать территориальную целостность других государств; воздерживаться от любых действий против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства; воздерживаться от превращения территории других государств в объект военной оккупации или территориальных приобретений с помощью силы и угрозы силой.
В Хельсинкском акте установлено непризнание любых территориальных изменений, сопряженных с незаконным применением силы. Принцип территориальной целостности государств связан с принципами нерушимости границ; равноправия и самоопределения народов. Хельсинкский акт содержит конкретизацию и толкование принципа территориальной целостности государств применительно к Европе (закрепление территориальных изменений в итоге Второй мировой войны). Этот принцип закреплен и в Декларации СНГ 1994 г. о соблюдении суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ государств — членов СНГ.
Принцип территориальной целостности государств имеет частично когентный характер. Возможно отступление от его положений по взаимному согласию государств.
· Невмешательство во внутренние дела
Современное понимание принципа невмешательства во внутренние дела государств в общей форме зафиксировано в Уставе ООН и конкретизировано в указанных международно-правовых документах, а также в Декларации ООН 1965 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета.
Согласно Уставу ООН Организация не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт общеевропейского Совещания 1975 г. устанавливают, что ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства. Ни одно государство не может применять любые акты военного, политического или другого принуждения с целью добиться подчинения себе какого-либо государства в осуществлении им суверенных прав и обеспечения себе таким образом преимущества любого рода. Запрещается организация или поощрение подрывной, террористической деятельности, направленной на насильственное изменение строя другого государства.
· Добросовестное выполнение международных обязательств
В преамбуле Устава ООН говорится о решимости народов "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права", а в п. 2 ст. 2 фиксируется обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу обязательства, "чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации".
Важным этапом в договорном закреплении данного принципа стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В ней отмечается, что "принцип свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание". В ст. 26 установлено: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться".
Развернутую характеристику этот принцип получил в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в других документах.
Смысл данного принципа заключается в том, что это — признанная всеми государствами универсальная и кардинальная норма, выражающая юридическую обязанность государств и других субъектов соблюдать и выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих им международных договоров и других источников международного права.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств служит критерием законности деятельности государств в международных и во внутригосударственных отношениях. Он выступает в качестве условия стабильности, эффективности международного правопорядка, согласованного с правопорядком всех государств.