Место правового менталитета в структуре правовой культуры
В отечественной теории права соотношение категорий «правовая культура», «правосознание», «правовой менталитет» и «правовое мышление» являются слабо разработанными.
В переводе с латинского «mentos» - мысль. Менталитет обычно переводят как «склад ума», «умоностраение», «воображение» и т.д.
«Менталитет, - пишет А.Ю. Мордовцев, - это то, что позволяет представителям одного социума и (или) типа цивилизации относительно сходно, единообразно воспринимать окружающую действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с определенными, сложившимися в обществе установками и стереотипами поведения, «понимая» друг друга, сохраняя (благодаря этому) стабильность и целостность национального (цивилизационного) пространства»[1513].
По мнению В.А. Шкуратова, «ментальность можно назвать человеческим измерением исторических макромасс или человеческой активностью, объективированной в культурных памятниках»[1514]. Он считает, что ментальности присущи особые черты.
Во-первых, ментальность не совпадает с понятием «психика», так как применима только к человеку (а «психика» есть и у животных).
Во-вторых, ментальность есть содержание (образ, представление, понятие), а психика есть процесс.
В-третьих, «ментальность описывает человеческую активность только в контексте определенного исторического материала (при отбрасывании этого материала термин превращается в обыденное словоупотребление или становится еще одним обозначением психики, сознания, деятельности)»[1515].
В-четвертых, психика индивидуализирована и образует и образует структуру, а ментальность нет.
В-пятых, психика описывается в субординационных, более или менее однозначных понятий, а ментальность – в синонимах со смысловыми различиями, но плохо дифференцированных по значению.
По-мнению Ю.А. Рузавина, «в отличие от правосознания правовая ментальность есть духовно-правовая психологическая инварианта, имеющая консервативные формы воспроизводства присущих ей ценностей… Вместе с тем, правовое сознание, содержащее в себе, кроме идеологии и психологические элементы является категорией, - пишет он, - более объёмной по содержанию и включающей в свою структуру элементы правовой ментальности»[1516].
С точки зрения И.А. Иваникова, ментальность, напротив, включает в свою структуру сознание и деятельность[1517]. Причем, сознание деятельность и результаты деятельности в своей совокупности образуют культуру[1518].
Менталитет шире сознания, но уже понятия «культура». Если менталитет соединить с результатами деятельности, то получим отождествление менталитета с культурой, и тогда нет необходимости внедрения в русский язык красивого, но до сих пор многим не понятного термина «менталитет» (ментальность).
Думается, что в структуру правового менталитета следует включать правосознание, юридически значимую деятельность, правовое мышление и политико-правовую парадигму.
Таким образом, «правовой менталитет, -пишет А.И. Овчинников, - исторически сложившаяся матрица типизаций юридически значимого поведения и правовых оценок, схема смыслопостроений, определяющая правовое мышление и остающаяся полностью неуловимой в рефлексии»[1519].
Вместе с тем, ядром правового менталитета является политико-правовая парадигма, образующая исходный уровень всех его компонентов, в которой фиксируется характер (специфика) отношений личности, права и государства в рамках того или иного типа цивилизации или этноса[1520].
Юридико-политическая парадигма раскрывается через аксиомы политического и правового сознания, т.е. юридически и политически значимые идейно-эмоциональные образования и ценностные установки, которые признаются представителями конкретного общества в качестве истинной справедливости и не подвергаются сомнению в силу своей очевидности или привычности, они не требуют какого-либо дополнительного обоснования и определяют политико-правовые предпочтения наций, народов и индивидов[1521].
Следовательно, правовой менталитет представляет собой духовно-психологический уклад личности, народа, нации и др. социальных групп базирующийся на политико-правовой парадигме, типизирующей юридически значимое поведение, с помощью характерных правовых оценок, схем смыслопостроения и особых стереотипов правового мышления.
С точки зрения А.Ю. Мордовцева и В.В. Попова, правовой менталитет выполняет следующие социальные функции:
1. Познавательно-преобразовательную – связанную не только с накоплением определённой суммы знаний о специфике образных, устойчивых (архитектонических) элементов национальной юридической среды и их разнопорядковых проявлений (от правовых стереотипов, ценностей и установок до организации и характера юридической деятельности, политико-властного пространства и т.п.), но и с соответствующей такому пониманию деятельностью по формированию органичного правоментальным особенностям социума государства, политической и правовой систем, механизма правового регулирования и др.
2. Праворегулятивную и интеграционную – направленные на обеспечение устойчивого, отлаженного правового уклада общества в целом, социальных групп (классов, страт), семей, отдельных индивидов, регулирование их взаимоотношений.
3. Оценочная – выражается через совокупность эмоционально-аксиологических характеристик индивида, социальных групп, общества. Она проявляется в разнообразных фактах, отражающихся в сознании и поведении индивидов и их групп, связанных с оценкой, соответствующим ей эмоциональным отношением (осознанном и / или неосознанном как в конкретной ситуации, так и вообще) субъектов к тем или иным элементам правовой и политической жизни. Все составляющие национальной юридической и государственной действительности выступают объектами оценки.
4. Кумулятивно-охранительная и трансляционная – предполагают постоянное прибавление, увеличение этноправовой информации на уровне архитектонических структур (в неразрывной взаимосвязи рациональных и иррациональных компонентов) при сохранении (для последующих поколений) уже имеющейся.
5. Социализирующая – охватывает область общей индивидуальной социализации и инкультурации как приобщение индивида к национальному социально-правовому опыту.
6. Прогностическая (проспективная) – включает анализ тенденций, перспектив развития национальной правовой и политической системы[1522].