Правосознание в структуре правовой культуры

По мнению некоторых современных теоретиков государства и права, правовая сфера духовного мира человека – это система, включающая в себя правосознание, правовую культуру, правовое мировоззрение и мышление. Правовая сфера духовного мира – это часть духовного мира, куда часто относят язык, производство, технику, нравы, действующее право, господствующие ценности, традиционные формы воспитания и образования, моду, направление искусства, господствующее мировоззрение в различных формах. Она связана с сознанием человека.

Общественное сознание – это продукт социальной деятельности группы индивидов, наций, классов, всего общества в целом, результат осознания бытия обществом или отдельными его частями (группами, нациями, классами). Общественное сознание развивается обществом в целом и неотделимо от многогранной деятельности людей. Сознание общественно потому, что оно порождается деятельностью только общественного человека.

Выделяют семь форм общественного сознания:

1) политическое;

2) правовое;

3) мораль;

4) религию;

5) искусство;

6) философию;

7) науку.

В советской теории государства и права правосознание, как право и государство, определялось с классовых позиций. На наш взгляд, правосознание – это совокупность взглядов, знаний, чувств, переживаний, выражающих отношение к действующему и желаемому праву, законности, правосудию.

С точки зрения материалистического понимания истории сущность правосознания определяется системой общественных отношений, в первую очередь, производственными отношениями.

Его функция состоит в формировании взглядов и представлений всего населения относительно сущности и принципов правовой организации общества, характера государственной власти. Связь политического и правового сознания здесь несомненна.

Как возникает правовое сознание?

Производство правосознания – слабо изученное явление. Надо знать его генезис и производство (воспроизводство), когда правовые идеи, образы в целом уже сложились и существуют. Правосознание зародилось в древних государствах из реальных правовых связей, а его духовной почвой были мифы, религиозные верования. Сначала оно существовало в устной форме в виде запретов, возмездия, представлений о порядке, справедливости, затем фиксировалось письменно.

Правовая мысль длительное время существовала в лоне мифологического и религиозного сознаний. В средние века правосознание характеризовалось дифференциацией по сословно-классовой принадлежности, принятием общественного неравенства как естественного явления зависимостью от религиозного сознания.

Правосознание – это исторически развивающееся явление. Оно непосредственно связано с правом. Правосознание – это совокупность правовых идей, взглядов, представлений, чувств, выражающих отношение к действующему и желаемому праву, а также мотивирующих правомерное поведение и служащих источником для законотворческого процесса, влияющих на реализацию права.

В структуре правосознания обычно выделяют правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология – это теоретическое осознание в юридических категориях (законности, справедливости, равноправии, единстве прав и обязанностей) объективных потребностей общественного развития с точки зрения интересов отдельных классов, наций, политических элит или всего общества. Правовая идеология разрабатывается учеными, политиками, политическими партиями.

Правовая психология – это чувства, эмоции, переживания, настроения, выражающие отношение к действующему и желаемому праву. Правовая психология может формироваться как стихийно, так и целенаправленно, в процессе правового воспитания.

Процесс развития правосознания, отражения в нем потребностей и интересов общественного развития сложный и противоречивый. Изменения в правовом сознании не происходят автоматически вслед за изменениями в экономике. Экономическое развитие не может быть осознано на уровне социально правовой психологии в силу ее стихийности и неоформленности, а поэтому правовая идеология берет на себя функцию формирования правовой психологии в направлении осознания объективных потребностей общественного развития. Идеология вообще – это теория, которую вырабатывают лица, имеющие глубокие знания в сфере государства и права, религии, политики и т.д. Как и религия, право, философия, идеология являются частью культуры. Общество, организованное в государство, не может долго существовать без государственной идеологии. Отсутствие государственной идеологии – это кризис, который обрекает государство на поражение, а народ на истребление.

Социально-правовая психология включена в общую систему общественных связей и отношений. Как и правовая идеология, она является отражением объективных экономических процессов, а следовательно, состояние ее может быть принято в неразрывной связи с объективными процессами. Социально-правовая психология – это одна из форм социальной психологии. Можно еще выделить такие формы социальной психологии, как политическую, правовую, эстетическую и т.д., т. е. каждой идеологической форме соответствует определенная социально-психологическая форма. Однако в литературе нет единства во взглядах на структуру социальной психологии. Одни авторы включают в ее структуру: 1) психологический склад социальной группы (привычки, обычаи, традиции, предрассудки); 2) эмоциональную сторону (потребности, интересы, социальные чувства, настроения, аффекты), социально-психические явления непосредственного взаимодействия группы. Ряд авторов считает, что структура правосознания более сложна, и кроме правовой психологии, идеологии включает в нее и правовую науку.

Правовая наука – это система теоретических знаний о закономерностях функционирования и развития права. От правовой психологии правовая наука отличается глубиной познания права и практики его реализации в конкретных отношениях.

Правовая идеология не является частью правовой науки, так как может развиваться без связи с правовой наукой, а быть связанной, например, с религией, которая имеет с наукой разные задачи. В теории государства и права достаточно хорошо разработано учение об уровнях правового сознания. В теории правоведения сегодня различают следующие уровни правосознания: обыденное, профессиональное и научное.

Обыденное правосознание – массовые представления людей, их эмоции, настроения «по поводу» права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.

Профессиональное правосознание – понятия, представления, идеи, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде юристов-профессионалов.

Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Оно разрабатывает пути развития права, законодательства, государственно-правовых отношений. Носителями этого вида правосознания являются ученые-юристы, работающие в НИИ, вузах и т.д.

Помимо уровней выделяют формы правосознания: практическую и теоретическую. Практическая форма характеризует обыденное правосознание. Формами практического правосознания являются правовые чувства, навыки, привычки и знания. Правовые чувства выражаются в слове, речевых актах, что облегчает их воспитание и изучение. Правовые навыки – это умение совершать требуемые правовым общением внешние действия (выбор контрагента, заключение договора). Правовые привычки – устойчивая внутренняя потребность индивида в постоянном следовании правовым стандартам поведения (соблюдение договоров). Правовые знания присутствуют в виде сведений, мнений, оценок, установок, образцов обыденного сознания.

Теоретическое правосознание – это процесс и результат умственной деятельности, направленной на осмысление права, его границ и нормативов, уяснение способов и средств обращения с ним, упорядочивание и совершенствование знаний о праве.

В теории государства и права недостаточно полно разработано учение о видах правосознания, хотя исследования их ведутся достаточно давно. Виды правосознания фундаментально изучались великим русским ученым-юристом и православным философом И. А. Ильиным. Им были выделены, прежде всего «здоровое правосознание» и «государственное правосознание».

Под здоровым правосознанием он понимал знание и признание права и его соблюдение через свой инстинкт. Это возможно, если у человека его инстинкт духовен и силен, чтобы усвоить духовный смысл права, его цель и назначение. Правосознание – инстинктивное правочувствие, в котором проявляются чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, взаимное уважение людей друг к другу. Это инстинктивная воля к духу, справедливости и добру. Его корень в религиозном чувстве и совести. Истинной основой нормального правосознания может быть только воля к духовной жизни, как верховному благу. Такое правосознание, исходя из воли к духу и питаясь волею к добру, начинает неминуемо перестраивать социальную жизнь людей на принципах духовного самоуправления, чувства собственного достоинства, уважения, доверия и справедливости.

Под государственным правосознанием И. А. Ильин имел в виду однородность духовной жизни, совместность духовного творчества и общность духовной культуры, которые составляют глубочайшую и подлинную основу всякого государственного единения. Государственное правосознание – духовная принадлежность людей определенной организации жизни на основах общего права, власти и территории. Государство – это строй внутренней жизни и внешней (налоги, юридическая ответственность), есть духовное единство людей. Государственный образ мыслей есть разновидность правосознания, которая не сводится к знаниям о государстве. Когда у человека государственный образ мыслей, государственные чувства и государственное воленаправление, он участвует в политической жизни. Государственная цель делает его гражданином. Политически аморфный народ не имеет государства, есть лишь иллюзия государства. Если право бессильно и бессмысленно вне правосознания, то государство унизительно, эфемерно и мертво вне государственного образа мыслей. Государственный образ мыслей есть разновидность правосознания. Он не сводится к знанию о том, что «есть на свете государство», к которому «я принадлежу», но именно с этого он начинается. Поэтому государственное правосознание – это духовная принадлежность людей к определенным органам жизни на основах общего права, власти, территории. Помимо этих видов правосознания в литературе выделяют индивидуальное (отдельной личности), групповое, классовое, национальное и общественное (характерное для всего общества) правосознание. При этом общественное (групповое, классовое и др.) правосознание не существует вне индивидуального и групповое правосознание носит общественный характер.

Наши рекомендации