Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре

Управления организацией

Организация структурно состоит из множества взаимосвязанных

элементов, одни из которых осуществляют коммерческую (текущую,

финансовую, инвестиционную) деятельность, а другие – управление ею.

Но все они находятся в неразрывной связи и представляют в

совокупности систему управления.

Одной из составляющих системы управления хозяйствующим

субъектом является подсистема бухгалтерского учета, выделяющая в

своей структуре финансовый, управленческий и налоговый учет с

соответствующими информационными потоками, которые

характеризуются наличием прямой и обратной связей.

Бухгалтерская (финансово-бухгалтерская) служба является частью

единого механизма управления текущей, финансовой и инвестиционной

деятельностью, которая тесно связана с другими подразделениями

организации.

Правовой статус бухгалтерском службырегулируется

нормативными документами, организационно-правовой формой и общей

структурой управления организацией.

Задачами бухгалтерской (финансово-бухгалтерской) службы

являются:

• организация взаимоотношений организации с другими субъектами

хозяйствования;

• поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных

источников финансирования, выбор наиболее оптимального

их сочетания;

• своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей

деятельности организации;

• эффективное использование финансовых ресурсов для достижения

стратегических и тактических целей организации;

• сохранение и рациональное использование основного и оборотного

капитала, собственного и заемного капитала;

• обеспечение своевременности платежей по обязательствам

организации.

Конкретными формами реализации задач финансово-бухгалтерской

службы является разработка учетной политики, элементами которой

являются:

• финансовая политика;

• кредитная политика;

• политика управления денежными потоками;

• амортизационная политика;

• дивидендная политика;

• политика формирования доходов и расходов;

• налоговая политика.

Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на

основании самых разнообразных документов: организационных,

распорядительных, платежных, учетных. Так, в соответствии с

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» все факты

хозяйственной деятельности, проводимые организацией, должны

оформляться первичными учетными документами, поэтому постановка

бухгалтерского дела в узком смысле сводится к разработке правил

оформления, приема, выдачи и хранения учетной документации на

основании организационных и распорядительных документов и

составлению ряда дополнительных, корректировке специализированных

документов – регистров бухгалтерского и налогового учета и документов

внутренней отчетности.

Таким образом, организация бухгалтерского дела предполагает:

• разработку организационно-распорядительных документов

(положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников

бухгалтерии, штатного расписания);

• составление графика документооборота организации;

• создание номенклатуры дел и организацию хранения документов;

• формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации

бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения

его квалификации);

• создание технологии обработки получаемой информации

(применяемая форма ведения учетного процесса).

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и

бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным

Приказом Минфина РФ от 27 августа 1998 г. № 34н, установлено, что

ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации,

соблюдение законодательства при совершении фактов хозяйственной

деятельности несет руководитель организации.

Руководители организации в зависимости от объема работы могут:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение,

возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета

централизованной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лично. В

этом случае он должен создать необходимые условия для его

правильного ведения.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от

должности руководителем организации.

За невыполнение или недобросовестное выполнение своих

обязанностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с

действующим законодательством.

При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую очередь

необходимо ознакомиться с положением о бухгалтерии, а при его

отсутствии – создать данный документ. В нем должны быть отражены

цели, задачи и функции бухгалтерии, взаимоотношения с другими

структурными подразделениями организации, а также организация

учетного процесса.

Должностные инструкции составляются для каждого работника

бухгалтерии в целях разграничения их полномочий, определения прав и

обязанностей. Закрепление за работником участков бухгалтерского учета

позволяет избежать дублирования или сокрытия отдельных фактов

хозяйственной деятельности.

Основные должностные обязанности, требования к знаниям и

квалификации работников должны соответствовать тарифно-

квалификационным характеристикам, предусмотренным Постановлением

Минтруда России № 32 от 6 июня 1996 г.

В инструкции указывается перечень документов, получаемых

работником для обработки, дальнейшей передачи, и наличие права

подписывания. Структура инструкции соответствует положению о

бухгалтерии и отражает следующие разделы:

• «Общие положения»;

• «Функции работника»;

• «Права и обязанности»;

• «Взаимодействия с другими работниками бухгалтерии и

организации»;

• «Организация работы»;

• «Правила оценки результатов работы».

Должностные инструкции составляются главным бухгалтером и

утверждаются руководителем организации. После ознакомления с

инструкцией работник ставит отметку «ознакомлен», дату и подпись.

Рекомендуется текст инструкции выдать бухгалтеру, что также

фиксируется надписью «инструкция получена на руки», затем ставится

дата и подпись.

Принятый на работу новый главный бухгалтер имеет право изменить

должностные инструкции в соответствии со своими требованиями. После

этого они утверждаются руководителем организации и доводятся до

сведения работников бухгалтерии.

В штатном расписании должны быть указаны общее количество

работников бухгалтерии, наименование должностей, основные

обязанности работников, система оплаты труда и размер заработной

платы. Главный бухгалтер должен обоснованно определить количество

работников бухгалтерии и степень их квалификации. В дальнейшем

проводится аттестация работников бухгалтерии, по результатам которой

работник может быть уволен, переведен на другую должность и т.п.

Кроме этого, необходимо решить вопросы взаимозаменяемости

сотрудников в случае болезни, отпусков и т.п.

Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимости от

объемов обрабатываемой информации по каждому из объектов учета.

Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых

норм времени и норм обслуживания на работы по бухгалтерскому учету.

В соответствии с расчетным количеством работников бухгалтерии и

формируется ее организационная структура.

Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий

организации и технологии производства, объема учетной работы и

наличия технических средств учета.

Наши рекомендации