Лекция 7. СТАНОВЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ, АЗИИ И АФРИКИ
План
1.Пресса колониального периода
2.Пресса постколониализма
1.Пресса колониального периода
В период после открытия Нового Света многие страны и территории земного шара стали объектами колониальных захватов. В большинстве стран Латинской Америки, Азии и Африки, составляющих ныне группу развивающихся государств, журналистика возникла в условиях колониального господства европейских метрополий. В отличие от Европы, где зарождение периодической печати явилось закономерным следствием вызревания комплекса внутренних социальных, экономических, технологических предпосылок и условий, в колониях и полуколониях, находившихся на докапиталистических стадиях развития, первые периодические издания появились под воздействием внешнего фактора – колониальной экспансии европейских держав. Это наложило специфический отпечаток на облик журналистики в колониях и зависимых странах (полуколониях).
Зарождение периодической печати в колониальных владениях происходило в различные исторические сроки. В испанских колониях в Новом Свете первые газеты появились в XVIII в., в британской Индии, на Цейлоне, а также в Южной Африке и на части территорий Западной Африки – на рубеже XVIII–XIX вв. В Восточной и Центральной Африке, где колониальная экспансия происходила в более поздний исторический период, появление первых периодических изданий (британских, германских, французских) относится к последней трети XIX в. В португальских владениях в Африке зародившаяся в 1860-е гг. печать развивалась крайне медленными темпами.
Возникновение и развитие прессы во многом определялось характером и степенью интенсивности деятельности метрополий в заморских владениях, особенностями их колониальной политики. На эволюции печати сказывались также различия в уровне социального и экономического развития колоний, в степени зрелости национального самосознания их коренного населения. Однако сходство экономических, политических и социальных последствий колониальной политики европейских метрополий создавало объективную основу для проявления сходных черт и в процессах развития периодики в колониях и полуколониях, в какой бы географической точке мира они ни находились.
Экспансия европейских государств сопровождалась перенесением в колонии и полуколонии более передовых по тому времени общественных отношений и институтов (к числу последних относится и журналистика). Позднее эта же экспансия косвенно способствовала вызреванию в колониальном обществе сил, мобилизовавших коренное население на борьбу за национальную независимость. Общей специфической чертой развития журналистики в странах Латинской Америки, Азии и Африки до достижения ими независимости явилось наличие двух противоборствующих отрядов прессы: с одной стороны, в колониях были представлены издания, выступавшие на стороне метрополий и проводимой ими политики (т.е., собственно колониальная пресса), с другой стороны – органы печати, отразившие в той или иной форме, с той или иной степенью адекватности интересы и устремления коренного населения, его зреющее национальное самосознание.
Созданные колонизаторами периодические издания дифференцировались в зависимости от характеристик издателя, аудиторной предназначенности и закрепленной за ними роли в воздействии на колониальное общество. Колониальная пресса была представлена тремя основными группами изданий:
– издания для колонизаторов;
– светские издания для коренного населения;
– религиозная (миссионерская) пресса для коренного населения.
Издания для колонизаторов.Подавляющее большинство первых периодических изданий, появившихся в колониальных странах и полуколониях, представляли собой привнесенный извне элемент. Созданные и направляемые европейцами, действовавшие в русле колониальной политики метрополии, они имели своим главным предназначением информационное обслуживание колонизаторов. Подавляющее большинство читателей этих изданий, публиковавшихся на языках метрополии, составляла верхушка колониального чиновничества и коммерческих кругов, несколько позже – образованные представители местной элиты, допускаемые в средний и низший эшелоны аппарата управления колониями. Основное предназначение прессы для колонизаторов заключалось в информировании европейцев и их местных пособников о событиях в метрополии, о действиях колониальной администрации. Подобные издания помогали выходцам из метрополий поддерживать контакты с родной для них культурой, преодолевать ностальгические настроения. Публикации в прессе для колонизаторов были выдержаны в духе европоцентризма, на их страницах пропагандировались идеи расового превосходства европейцев.
Первые газеты, появившиеся в XVIII в. в испанских колониальных владениях в Новом Свете, в полной мере отвечали этим признакам. Основанная в 1722 г. в Мехико ежемесячная «La Gaceta de México y Noticias de Nueva Espana», гватемальская «La Gacetade Goatemala» (1729–1731), издававшаяся в Перу с 1743 г. «La Gaceta de Lima» и другие газеты этого периода представляли собой смесь опубликованных указов, распоряжений колониальных правителей и перепечаток из мадридских изданий, благодаря которым испанцы узнавали (с большим опозданием) вести с родины. Доля новостей о жизни испанских колоний была минимальной. Неграмотное коренное население – индейцы, в большинстве своем не знающие язык своих угнетателей, были лишены возможности использовать эти газеты как источники информации.
К группе изданий для колонизаторов относится и франкоязычная газета «Le Courrier d'Egypte» («Курьер Египта»), которую некоторые арабские историки журналистики ошибочно именуют первой египетской газетой. В действительности же это издание, которое выходило с 1798 г., предназначалась исключительно для французов – главным образом солдат и офицеров наполеоновской армии. «Le Courner d'Egypte» выпускалась по распоряжению Наполеона в походной типографии французской колониальной экспедиции, имевшей целью покорить Египет при помощи военной силы. Она не оказала сколько-нибудь заметного влияния ни на население Египта, ни на развитие собственно египетской прессы, возникшей в XIX в.
Историко-культурное значение изданий, созданных европейцами в колониях, заключалось главным образом в том, что благодаря им коренное население получило первичное представление об институте журналистики, о предназначении и потенциале периодической печати.
Светские издания для коренного населения.Миссионерские школы и светские европеизированные образовательные учреждения в колониях способствовали насаждению среди «туземцев» настроений лояльности к метрополии, преклонения перед ее политическими, общественными, культурными, религиозными институтами и ценностями. По мере расширения круга грамотных людей из числа представителей коренного населения формировалась потенциальная аудитория «туземной» прессы. Миссионерская деятельность и европеизированное образование дополнялись в колониальном обществе выпуском периодических изданий, адресованных местным жителям и призванных воспитывать их в духе покорности иностранному господству.
Именно с этой целью в Алжире в колониальный период издавались газеты «Al Mubashir» («Радостная весть») и «Al-Akhbar» («Новости»). Их арабоязычные издания, распространявшиеся среди коренных жителей, прославляли цивилизаторскую миссию Франции, в приукрашенном свете характеризовали результаты деятельности колонизаторов на территории страны.
Миссионерские издания.Однако коренному населению были адресованы и издания религиозного содержания, созданные и поддерживаемые европейскими миссионерами. Выпуск периодических изданий на местных языках являлся одной из форм миссионерской деятельности в среде коренного населения с целью духовной переориентации жителей колоний на ценности европейской христианской цивилизации, распространения представлений о «богоданности» иноземного господства. Среди миссионеров было немало честных, самоотверженных людей, которые добросовестно стремились помочь коренным жителям, обучая их детей, обустраивая школы, больницы, разрабатывая письменность для тех народов, которых ее не имели (например, французские миссионеры разработали современную вьетнамскую письменность).
Несмотря на это, деятельность религиозных миссий и выпускаемых ими периодических изданий объективно совпадала с основными целями колониальной экспансии европейских метрополий. Иногда миссионеры направлялись с ту или иную страну впереди солдат колониальной армии, призванных ее оккупировать. Так, Германия при поддержке миссионеров и их религиозных газет на языках местных народностей подготовила в конце XIX в. почву для последующего установления своего господства над частью африканских территорий в Восточной Африке (это господство сохранялось вплоть до поражения метрополии в первой мировой войне).
Колониальный характер миссионерских изданий косвенно подтверждается и тем фактом, что они обычно издавались с одобрения и при поддержке администрации колоний. Так, в британской Индии в первой половине XIX в. английские издатели У. Корей и Дж. Кларк выпускали на бенгальском языке газету «Samashar Durpan» («Новости»), которая вела миссионерскую пропаганду среди европеизированных местных чиновников и образованных индийцев, пользуясь при этом негласной официальной поддержкой.
К выпуску миссионерских изданий на языках коренных народностей нередко привлекались образованные представители местного населения – как правило, священники, обученные миссионерами. Для них религиозная пресса становилась школой журналистики, пройдя которую, они начинали самостоятельную издательскую и публицистическую деятельность. Так, южноафриканские священники Рубусана и Дубе стали руководителями оппозиционного колонизаторам Африканского национального конгресса, выступали в прессе с требованием коренных реформ системы британского правления на Юге Африки.
Первые патриотические издания.Появлению в колониях печати, отчетливо выразившей требования национального самоопределения и самоуправления, провозгласившей антиколониальные лозунги, предшествовала деятельность первых изданий патриотического направления, отражавших интересы коренного населения в самом общем, «неразвернутом» виде. Критические выступления патриотических изданий против системы угнетения, насаждаемой метрополией, еще не сопровождались призывами добиться освобождения от колониальной зависимости. Тем не менее эти органы прессы стали действительными предшественниками современной национальной журналистики бывших колоний и полуколоний.
Деятельность патриотической прессы, способствовавшая духовной подготовке местного общества к приятию идеи самоопределения и к будущему независимому развитию, имела большое значение в условиях незрелости национального самосознания коренного населения. В патриотических изданиях публиковались работы о доколониальной истории, о героях и мыслителях прошлого, о тысячелетних цивилизациях, существовавших до прихода европейцев. Эти публикации были призваны утвердить в сознании аудитории мысль о возможности и желательности самостоятельного развития. Контакты с европейской цивилизацией вызвали появление публикаций, отразивших отношение интеллигенции колоний к культурному наследию Европы, к достижениям современных наук и философской мысли.
Патриотической печати и публицистике были свойственны отчетливо выраженные просветительские тенденции. Это ярко проявилось в деятельности первых изданий патриотов в британской Индии. Бенгальский просветитель Рам Мохан Рой создал в 1821 г. в Калькутте газету «Sambad Kaumudi» («Светоч разума»), выходившую на персидском языке, который служил в тот период языком-посредником в общении между народами Индии. Это издание, как и выпускавшаяся впоследствии газета Роя «Mirut ulAkhbar» («Зеркало новостей») – также на персидском языке, – использовалась издателем не только для борьбы против миссионерской пропаганды, против сохранившихся в Индии религиозных предрассудков и изуверских средневековых обычаев, но и для ознакомления читателей с европейским опытом, для популяризации идей социального реформирования и синтеза высших достижений европейской культуры с моральными и культурными ценностями индийцев.
Рой использовал печать как средство распространения патриотических идей. Его газеты осуждали кастовое деление, присущее индийскому обществу, и призывали преодолеть это разъединяющее людей архаичное явление, мешающее патриотическому сплочению всех индийцев. Вместе с тем Рой признавал право английских монархов на управление Индией. Такая позиция довольно характерна для первых патриотических изданий. Осуждение системы угнетения, насаждаемой «своей» метрополией, могло сочетаться в них с выражением надежд на милость иноземных правителей или тщетных упований на помощь других колониальных держав в борьбе против угнетателей.
Несмотря на умеренность патриотических изданий, колониальные власти рассматривали их деятельность как нежелательную и враждебную интересам метрополии. Газеты, стоявшие на стороне коренного населения, нередко подвергались разного рода репрессиям. Выход в свет в Камбодже первой патриотической газеты на кхмерском языке «Нагараватта» («Страна пагод») способствовал пробуждению национального самосознания камбоджийцев. Однако ее деятельность вызвала раздражение французской колониальной администрации. Газета была закрыта, а ее создатели подверглись тюремному заключению. Эту судьбу разделили и десятки других патриотических изданий и журналистов в различных колониальных странах.
Патриотические, просветительские издания появились и в полуколониальном Китае на этапе становления китайской периодической печати. В XIX в. Китай, оказавшийся в состоянии острого кризиса вследствие изоляционистской политики императорской династии Цин, стал объектом экспансии нескольких европейских колониальных держав и США. Из-за изоляционизма, насаждавшегося феодальными властями, периодическая печать в Китае получила распространение лишь в последней трети XIX в., когда многие страны мира уже имели свою периодику.
В конце XIX в. в китайской печати формируется группа реформаторских изданий, выступавших за возрождение и модернизацию Китая. На их страницах публиковались материалы о жизни и общественном устройстве стран Европы и США, переводы выдающихся произведений западной науки и литературы, оказавшие большое влияние на состояние тогдашней интеллектуальной жизни Китая. Большинство реформаторских изданий много внимания уделяло событиям за рубежом, главным образом в европейских странах и США. Все это способствовало преодолению пагубных последствий государственного и духовного изоляционизма.
Появившиеся в этот период патриотические газеты провозглашали необходимость просвещения китайцев, убеждая читателей, что распространение научных знаний будет способствовать укреплению самостоятельности страны, осуществлению ее модернизации путем радикальных реформ на основе овладения достижениями европейской науки и техники. С 12 января 1896 г. в Шанхае выходила реформаторская газета «Цянсуэбао» («Газета усиления государства»). Ее издатель Кан Ювэй в редакционной статье, открывающей первый номер, провозгласил просветительскую направленность деятельности этого издания: «Лучше поделиться знаниями с группой людей, чем пользоваться ими одному, но еще лучше делиться знаниями с миллионными массами, чем пользоваться ими в пределах своей группы».
Большую роль в углублении реформаторского движения сыграл патриотический еженедельник «Шиубао» («Дух времени») –неофициальный орган шанхайской Ассоциации укрепления государства, выходивший под этим названием с августа 1896 г. «Шиубао» издавался под руководством Лян Цичао. Этот публицист – просветитель убеждал китайцев осознать необходимость реформ и совершить их собственными силами – иначе перемены будут произведены иностранцами насильственно, в результате окончательного превращения Китая в колонию. Лян Цичао призвал к созданию в стране широкой сети «научных обществ» –просветительских организаций, которые были бы способны справиться с задачами распространения научных и технических знаний, пробуждали бы интерес молодежи к образованию. Просвещение народа публицист считал обязательным условием приобретения массами политических прав. Пока же в стране царит невежество, введение демократии и парламентаризма по западному образцу, по мнению Лян Цичао, будет означать только торжество анархии. Публицист писал: «В нашем непросвещенном народе мало кто понимает истинный смысл свободы. Если вспыхнет революция, она не только не принесет успеха, как в США, но причинит разрушения больше, чем во Франции и Испании». «Шиубао» превратился к апрелю 1898 г. в одно из крупнейших китайских изданий: он выходил тиражом свыше 10 тыс. экз. и имел общекитайское распространение.
В 1898 г. императрица Цыси совершила дворцовый переворот, за которым последовали гонения на сторонников реформ и их печать. Указом императрицы от 8 октября 1898 г. в Китае была запрещена периодическая печать современного образца. В результате репрессий многие реформаторы были казнены, а издание на территории Китая реформаторских изданий прервалось. Части публицистов-реформаторов, в том числе Лян Цичао и Кан Ювэю, удалось бежать в Японию. В дальнейшем произошла радикализация оппозиционной китайской журналистики, приведшая к появлению в эмиграции антиколониальных национальных изданий, которые активно пропагандировали требования независимости, республиканские и демократические идеи (одним из ведущих изданий такого рода стала «Минь Бао» («Народная газета»), созданная в 1905 г. в Токио Сунь Ятсеном – будущим первым президентом независимой китайской республики).
Национальная пресса в колониях и полуколониях.По мере развития самосознания коренного населения на смену умеренным оппозиционным реформаторско-просветительским изданиям приходили обращенные к коренному населению органы прессы, открыто провозглашавшие и отстаивавшие лозунги национальной независимости, отражающие политические и идейные позиции антиколониальных сил.
Становление национальной прессы в колониях и полуколониях в разных географических регионах отличалось своеобразием, определяемым многовариантностью и асинхронностью исторического развития этих стран, различиями в темпах вызревания и в состоянии субъективного фактора антиколониального движения в каждой отдельно взятой стране.
В Латинской Америке первые национальные издания появились еще в период антиколониальных войн первой четверти XIX в., которые закончились освобождением большинства бывших испанских и португальских колоний, вышедших из-под контроля ослабевших метрополий. Одним из ярчайших примеров национальной прессы этого периода явилась газета «El DespertadorAmericano» («Пробудитель Америки»), созданная в 1810 г. мексиканским священником, инициатором вооруженной антиколониальной борьбы Мигелем Идальго. Она сыграла важную роль в распространении идей освобождения и немало способствовала преодолению настроений апатии и покорности, господствовавших в Мексике в колониальный
период. Выдающийся политик, полководец и публицист периода антиколониальных войн Симон Боливар, именуемый в Латинской Америке Освободителем, использовал газету «El Correo de Orinoco» («Почта Ориноко», 1818–1821 гг.) для пропаганды целей и действий сторонников независимости в период войн за ликвидацию испанского господства в Южной Америке.
Издания, отчетливо выразившие стремление коренного населения к освобождению от господства европейских метрополий и к самоуправлению, в конце XIX – начале XX вв. появились в колониях и зависимых странах Азии и Африки, в арабских странах. В 1881 г. радикальный деятель индийского антиколониального движения Тилак приступил кизданию двух газет – «Kesari» («Лев») на маратхском языке и «Mahratta» – на английском языке, которые сразу же приобрели большую популярность. Оба издания, первоначально выступавшие за развитие образования коренного населения, требовавшие реформ и политических свобод для индийцев, в дальнейшем перешли на позиции непримиримой борьбы против британского колониализма, за национальное освобождение, в результате чего Тилак неоднократно подвергался тюремному заключению. Впоследствии борьбу, начатую изданиями Тилака, продолжили газеты Индийского национального конгресса – организации, возглавившей антиколониальную борьбу. Существенный след в истории индийской национальной прессы оставила газета Махатмы Ганди «Young India» («Молодая Индия»), статьи из которой в период борьбы за независимость перепечатывались десятками газет и сыграли важную роль в организационном сплочении участников антиколониального движения.
В конце XIX – начале XX вв. национальная пресса формируется на Юге и Западе Африки, в других регионах Черного континента. Газеты на мальгашском языке «Ни Ирака» («Послание») и «Ни Мазава» («Свет»), созданные в 1890-е гг. на Мадагаскаре, осудили намерения метрополии заселить остров переселенцами из Франции, выступили против массового изъятия земель у коренного населения с целью их последующей передачи французским компаниям и колонистам. Публиковались статьи с протестами в адрес колониальных властей. В них провозглашались требования политических и экономических свобод, антиколониальные лозунги. Первые национальные малагасийские издания способствовали радикализации антиколониальной борьбы.
2.Пресса постколониализма
После достижения национальной независимости развивающиеся страны столкнулись с весьма серьезными проблемами, препятствующими развитию журналистики (и в особенности – периодической печати). К числу этих проблем относится экономическая отсталость, массовая неграмотность населения, устаревшая полиграфическая база прессы. В результате только один из двухсот жителей Бангладеш читает газету, в то время как в Индии – один из 25. В Пакистане грамотны лишь около четверти жителей, что существенно сужает поле деятельности периодики страны. Большие сложности, в том числе технические, создает разноязыкость населения. Так, в Пакистане полиграфия приспособлена главным образом к обслуживанию англоязычных изданий и газет на урду, в то время как перед газетами, издающимися на других языках, встают проблемы, связанные с дефицитом шрифтов и приспособленных к ним линотипов. Технологические и экономические трудности пакистанской прессы, административный гнет вызвали сокращение количества ежедневных газет.
К началу 1990-х годов в Индии выходило свыше 2280 ежедневных газет. А общее количество периодических изданий превысило 25,5 тыс. – как на английском языке (4276) так и на языках народов Индии – хинди (6429), бенгали (1299) малаялам (1737), гуджарати (1138), урду (1363), тамильском (1193) и др. Однако подавляющее большинство газет являются низкотиражными. их экономическое положение нестабильно.
Во многих странах Южной Азии – Индии, Пакистане. Бангладеш, Шри-Ланке, Малайзии, Сингапуре и других бывших британских владениях – сильны традиции, сформировавшиеся под влиянием английской школы журналистики. Подача материала и стиль публикаций местной англоязычной прессы носит явственный отпечаток опыта, усвоенного за многие десятилетия общения с британской прессой. Многие крупные издательские компании и периодические издания были созданы в этих странах еще в колониальный период. Облик и стиль газет и журналов на местных языках более многообразен. Распространение таких изданий и их влияние на общество неуклонно возрастали в постколониальный период. Однако при этом распространено мнение, что лучшие журналистские кадры сосредоточены в редакциях англоязычных газет и журналов, которые признаны наиболее влиятельными и информированными изданиями.
Своеобразна периодика азиатского экономического гиганта – Японии. Начавшееся под влиянием процессов социальной модернизации развитие японской прессы привело к появлению в 1870-е гг. ряда периодических изданий, часть из которых издается по сей день (среди них – две крупнейших современных газеты – «Асахи» и «Иомиури»). В первые десятилетия XX в. в Японии выпускались тысячи газет и журналов, в большинстве своем имевших весьма ограниченный тираж. Усиление милитаристских тенденций в политической жизни Японии в тридцатые годы привело к ужесточению правительственного контроля над прессой и радиовещанием. С целью обеспечить управляемость и подконтрольность периодической печати, расширить возможности ее использования для ведения шовинистической экспансионистской пропаганды тогдашние правители Японии пошли по пути резкого сокращения количества изданий (до 55 в 1943 г.) при одновременном существенном наращивании их тиражей.
Ситуация, характеризующаяся доминированием нескольких высокотиражных изданий в системе японской газетной периодики, сохранилась и в послевоенный период. После отмены в июле 1948 г. предварительной цензуры, введенной оккупационными властями США, по тиражу и влиянию на японскую аудиторию ни одна из японских газет не может сравниться с тремя гигантами – «Асахи», «Иомиури» и «Майнити», сочетающими в своей деятельности признаки «качественной» и «массовой» прессы.
Периодика Китая.В 1919 г. в развитии китайской журналистики начался новый этап, поскольку в стране появился новый отряд прессы – коммунистическая печать, который оказывал большое воздействие на дальнейшее развитие китайской журналистики. Длительное время китайская журналистика развивалась в сложных условиях гражданской войны, японской оккупации. После провозглашения КНР в октябре 1949 г. в стране началось создание системы печати, подконтрольной правящей коммунистической партии. Были закрыты все гоминдановские издания и радиостанции. Частные газеты постепенно переходили в руки государства (нередко выкупались у владельцев). К 1954 г. в многонаселенной стране издавалось 270 газет общим тиражом 8 млн. экз., более половины из них составляли издания правящей компартии. Сохранение формальной многопартийности обеспечило выпуск некоторых изданий – печатных органов партий – политических союзников КПК. В 1956 г. была произведена реформа китайской журналистики, усилившая распространение и влияние центральной прессы во главе с газетой «Жэньминь Жибао» («Народная газета»).
После начала «культурной революции» в середине 1960-х гг. количество периодических изданий в Китае резко сократилось. В результате крупнейшей политической и идеологической чистки в огромной стране в 1970 г. выходило всего 42 газеты, а общее их количество уменьшилось на 301 (в сравнении с 1965 г.). Однако общий тираж издаваемой газетной прессы при этом сократился незначительно, что свидетельствовало о стремлении обеспечить влияние на массовую аудиторию через небольшое количество унифицированных по содержанию газет. В 40 раз уменьшилось количество издаваемых журналов. В 1970 г. выходил всего 21 журнал, тиражи журнальной периодики также существенно сократились. 84,4% всех уцелевших изданий являлись партийными органами различною уровня.
Предпринятые в 1970-е годы меры по поддержке периодики (в частности, через обязательную подписку) дали ограниченные результаты. Чрезмерная политизация и унификация содержания изданий не способствовали росту читательского интереса к прессе, а низкий уровень жизни, состояние грамотности населения ограничивали возможности подписки на периодику. Даже к началу нового века, после двадцатилетних реформ и продолжительного экономического роста, в Китае оставались неграмотными 16% мужчин и 38% женщин.
Под влиянием политико-экономических реформ, начатых в стране после смерти Мао Дзедуна и отстранения от власти радикальной группировки в руководстве КПК, были созданы предпосылки и условия для быстрого роста периодики. Восьмидесятые годы стали периодом реформирования китайской журналистики и стремительного развития периодической печати –как по количеству изданий, так и по масштабам их распространения. В 1986 г., через десять лет после начала перемен, в Китае издавалось уже 6000 газет и журналов. Вместе с тем многие издания, особенно газеты, выпускались небольшими тиражами. Из 1777 выходивших в тот период газет только 98 имели ежедневную периодичность. Наметилась тенденция к сокращению тиражей партийных изданий.
Пятую часть от общего количества названий газетной периодики составляли общеполитические газеты – органы партийных организаций разного уровня – от ЦК КПК до уездных парткомов.
Однако газетная периодика стала более многообразной по типам изданий. Выходили также газеты – органы общественных организаций (профсоюзов, комсомола и др.), научно-технические, экономические, педагогические, юридические и спортивные.
В журнальной периодике преобладали издания, в основном специализированные по проблемам общественных и естественных наук, а также научно-популярные, общественно-политические и литературно-художественные журналы. Большой интерес аудитории к научной и научно-популярной периодике связан главным образом с тем, что современный Китай проходит этап ускоренной научно-технической модернизации. Некоторые из этих изданий активно поддержали идеи либерализации китайского общества, что также привлекло к ним внимание части интеллигенции и научно-технических работников.
Более многообразным стало содержание изданий, улучшилось их оформление. Активизировалась работа с читателями. Освещение получили многие проблемы, ранее запретные – безработица, инфляция, бедственное положение многих сельских жителей – членов аграрных коммун. Печать стала активно критиковать различные негативные стороны развития китайского общества – коррупцию, злоупотребления партийных и государственных чиновников. Это соответствовало взглядам Ден Сяопина и его сторонников в китайском партийном руководстве на роль прессы как катализатора модернизации страны. Руководство партийной пропагандой провозгласило, что отныне газеты могут сами решать, каких тем им следует избегать в публикациях. Одновременно партийный лидер Ху Яобан заявил, что 80% новостей в прессе должно быть посвящено успехам реформ, а 20% –недостаткам.
Даже в критических выступлениях печати обычно не ставились под сомнение основы существующего в Китае общественно-политического строя, базирующегося на доминировании КПК, на всевластии высших партийных лидеров. Не изменились и представления о прессе как об «орудии классовой борьбы», инструменте политического и идеологического влияния правящей партии на массы.
В среде китайских журналистов оформились три основных направления, отличавшиеся между собой отношением к реформам и их перспективам: маоистские ортодоксы, сторонники ограниченных реформ (полагавшие, что изменения должны охватить главным образом производственно-экономический базис, не затрагивая основ существующего общественно-политического устройства), а также приверженцы либерализации, ориентированные на западные образцы.
После протестов на площади Тяньаньмынь в Пекине в 1989 г. партийно-государственный контроль над прессой ужесточился. Часть либерально настроенных журналистов была уволена, некоторые оказались в тюремном заключении или в эмиграции. На многие руководящие посты в редакциях были назначены «твердокаменные» маоисты.
К середине 1990-х годов положение китайских СМИ несколько изменилось в связи с корректировкой официального внутриполитического курса после выступления в 1992 г. Ден Сяопина, провозгласившего углубление реформ. Многие редакционные коллективы получили возможность самоуправления (это не коснулось редакций партийной и государственной прессы), расширились их полномочия в ведении самостоятельной экономической деятельности. Одним из показателей успешной работы редакций становится объем средств, получаемый благодаря публикации коммерческой рекламы. В результате, например, шанхайские газеты в течение 1995 г. получили 4 млрд. 500 млн. юаней в виде доходов от рекламной деятельности, за пять лет объем поступающей рекламы возрос в шесть раз. Одна только южнокитайская «Гуанчжоу Жибао» получала ежегодно около 300 миллионов юаней рекламных поступлений. Внушительно выглядела соответствующая статья доходов центрального ТВ Китая, которое получало около 1 млрд. юаней в год в виде платы за передаваемую в эфир коммерческую рекламу. Девять из десяти популярных китайских журналов рекламировали иностранные моды, фильмы, спорт, пищу и технику. Коммерческая реклама превратилась в один из мощных каналов распространения в стране западных культурных стереотипов и образцов потребительского поведения. Вместе с тем рост рекламных доходов способствовал быстрому развитию средств массовой информации Китая: в середине девяностых годов в стране издавалось более 2000 газет, действовало свыше тысячи радиостанций и около 2000 эфирных, кабельных и спутниковых телецентров.
Под влиянием реформационных процессов меняется содержание китайской прессы. Расширилась тематика выступлений, живее стал стиль материалов, разнообразнее лексика журналистских произведений. Сегодня даже в партийной периодике нередки скандальные (с точки зрения бытующих в Китае представлений о морали) публикации, способствующие повышению читательского рейтинга изданий. Главной пропагандируемой в прессе ценностью становится личная инициатива, тогда как ранее восхвалялись коллективные усилия в интересах всеобщего благосостояния. «Героями дня», чей пример пропагандируется прессой, стали удачливые предприниматели, в то время как раньше ими были передовые рабочие, крестьяне, военнослужащие.
В связи с падением влияния партийной прессы редакция «Женьмин Жибао» («Народная газета») объявила в 1998 г. о необходимости «нового лица издания». Во времена «культурной революции» тираж газеты составлял 6 млн. экз. К концу 1990-х годов он сократился вдвое.
Дальнейшее повышение профессионализма прессы в Китае напрямую связано с развитием системы подготовки журналистских кадров. В предыдущие десятилетия главным достоинством журналистов, считавшихся идеологическими работниками, признавалась политическая лояльность. Профессиональные же качества стояли на втором плане. Сеть учебных учреждений, готовящих журналистов, была явно недостаточной для огромной страны. В результате в первой половине девяностых годов только около 6% китайских журналистов имели профессиональную подготовку. Половина работающих журналистов не получила вузовского образования.
Арабская пресса.«Сегодня в арабском мире не существует свободной прессы», – заявил в беседе с автором этих строк видный египетский публицист Мухаммед Хассанейн Хейкал. Это признание бывшего соратника президента Насера и редактора крупнейшей египетской газеты «Al-Ahram», весьма информированного и влиятельного в арабском мире ветерана журналистики, отражало не только наличие повсеместного государственного контроля над арабской периодикой.
Действительно, в большинстве арабских стран периодика издается и финансируется государством, по отношению к прессе и журналистам применяются авторитарные методы управления и контроля. Вместе с тем необходимо отметить, что до недавнего времени в арабском мире было сравнительно немного «независимых» частных газет и журналов, способных выходить без финансовой поддержки со стороны государства: ограниченность аудитории (в связи с низким образовательным уровнем значительной части населения) и узость национальных рекламных рынков делали принципиально невозможным развитие коммерческой модели прессы во многих странах. В начале 1980-х годов частные издания существовали лишь в Бахрейне, Иордании, Ливане, Катаре, Кувейте, Марокко, Тунисе и Саудовской Аравии. Традиционно арабская периодика является весьма политизированной.
Законодательство арабских стран предусматривает многочисленные ограничения на деятельность прессы. Так, в Ираке при режиме Саддама Хусейна существовал законодательный запрет на освещение в печати ряда тем. За публикации, признанные оскорбительными для президента и высших официальных лиц, была предусмотрена смертная казнь.
Арабские издатели и журналисты испытывают давление не только со стороны правительственных кругов. Пресса находится и под пристальным вниманием экстремистских сил разного толка, главным образом – исламских фундаменталистов. Нередки случаи, когда журналистам и редакторам угрожают расправой за их профессиональную деятельность. Нападения на журналистов и их убийства также не редкость. Один из египетских редакторов, приговоренный фундаменталистами к смерти, вынужден постоянно держать под бумагами на своем рабочем столе заряженный пистолет: несмотря на вооруженную охрану его офиса, выставленную по решению правительства, постоянная угроза теракта более чем реальна.
Исключением из общих правил является деятельность так называемых общеарабских изданий, которые выходят в странах Западной Европы, где нет жесткого контроля со стороны арабских правительств.
В настоящее время, по мере дальнейшего развития рыночных отношений и роста предпринимательства, появления все новых нефтедобывающих арабских стран с быстро растущим уровнем национального дохода (в их число в 1990-е годы вошли Оман и Йемен – бывшие экономические «аутсайдеры»), в арабском мире усиливается тенденция коммерциализации СМИ. Это позволяет сделать прогноз, что в перспективе в арабских государствах будет появляться все больше частных периодических изданий, финансируемых главным образом за счет поступлений от публикации коммерческой рекламы и независимых от государственных структур.
Развитие периодической печати в Африке.Во всех странах Африки в постколониальный период издавалось всего лишь примерно 170 ежедневных газет. Тираж многих из них не превышал несколько тысяч экземпляров, гораздо реже – несколько десятков тысяч. В ряде государств, например, Чаде, ежедневные газеты в постколониальный период не издавались. Многие издающиеся газеты были похожи на бюллетени, заполненные официальной информацией.
Развитие периодической печати в Африке в период после достижения независимости сдерживалось в силу воздействия ряда негативных факторов. Наряду с политической нестабильностью, экономической отсталостью, высоким уровнем неграмотности, неразвитостью коммуникаций и средств доставки, молодые африканские государства столкнулись с труднопреодолимыми проблемами, связанными с чрезвычайным этническим многообразием населения. Жители континента говорят на 800 языках и сотнях диалектов. Нередко население одной и той же страны говорит на десятках языков. Так, в Нигерии соседствуют более 250 языков и диалектов.
Это серьезно затрудняет использование периодической печати в качестве средства массовой коммуникации. Применение языков-посредников не всегда эффективно в условиях Африки: большинство из местных языков не имеет письменной или литературной формы, а язык бывших колонизаторов известен преимущественно образованным африканцам, составляющим меньшинство населения (примерно 10%). К тому же в традиционных культурах африканцев доминировали устные формы коммуникации, печатное же слово никогда не играло значительной роли в общении людей.
Этническая пестрота препятствовала созданию прочных экономических основ для функционирования частной прессы, базирующейся на доходах от рекламной деятельности, поскольку в условиях языковой разобщенности невозможно сформировать массовую читательскую аудиторию. Об узости реального рекламного рынка свидетельствует также низкая покупательная способность подавляющего большинства африканцев (исключая население ЮАР). Частные издания издавались в первые постколониальные десятилетия лишь в нескольких странах Африки – Малави, Того, Мадагаскаре, Кении и некоторых других.
Названные факторы, а также политический курс национального руководства в большинстве добившихся самостоятельности африканских государств обусловили преимущественное развитие в постколониальный период государственной печати. Партийная пресса в Африке представлена главным образом печатными органами правящих партий. В связи с политикой перестройки в Советском Союзе и с последующим распадом СССР, а также крушением социалистической системы, в Африке, как и в развивающихся странах в целом, сложилась новая ситуация. Бывшее «социалистическое содружество» прекратило экономическую помощь и оставило без политической и военной поддержки африканские страны, ранее входившие в зоны влияния советского блока. Зависимые от источников иностранной помощи, они были вынуждены искать новых партнеров на Западе. Одновременно усилилось давление на государства континента со стороны западных экономических доноров, требующих либерализации общественной к политической жизни в ответ на дальнейшее предоставление экономической и технической помощи.
Вторая половина 1980-х – начало 1990-х годов ознаменовались существенными изменениями в системах национальной периодики и условиях деятельности прессы и журналистов африканских государств. В ряде стран предпринимаются попытки обновить и демократизировать политико-государственные системы, сложившиеся после достижения независимости. В частности, ликвидировать монополизм правящих партий, разрешить многопартийность, обеспечить политический плюрализм СМИ и вывести их из-под жесткого государственного контроля, создать законные условия для издания частных газет и журналов, обеспечить реальную возможность критики действий властей в прессе и защиту журналистов – авторов критических выступлений.
В ряде африканских стран в этот период получает распространение так называемая «альтернативная» пресса – издания, дистанцирующиеся от правящих режимов, а нередко и противостоящие им, и принадлежащие, как правило, частным владельцам. Растущую роль в их финансировании играли поступления от публикации коммерческой рекламы. Рост частнопредпринимательской деятельности в Африке (вызванный, в частности, необходимостью следовать настоятельным рекомендациям финансовых доноров –МВФ и Всемирного банка – о поощрении частного сектора) способствовал расширению рекламного рынка и массива распространяемой рекламы.
«Альтернативные» издания способствовали раскрытию злоупотреблений правительственных чиновников, освещали многие темы, считавшиеся ранее запретными, служили рупором тех общественных кругов, которые требовали общественных преобразований в русле либерализации политической системы. Например, в Бенине «альтернативные» частные газеты сыграли существенную роль в переходе от однопартийной системы к политическому плюрализму.
Периодическая печать в Латинской Америкеболее развита, чем в странах Азии и Африки. Однако для латиноамериканской периодики (по преимуществу – частной) характерно расслоение между «большой» столичной прессой и остальными печатными изданиями, которые находятся в достаточно сложных экономических условиях. Несмотря на наличие в ряде стран Центральной и Южной Америки многочисленных групп населения, владеющих только индейскими языками (кечуа, аймара, гуарани и др.), периодические издания выпускаются преимущественно на европейских языках – испанском либо португальском. Наличие значительного процента неграмотности, экономические факторы препятствуют достижению в Латинской Америке уровня обеспеченности населения периодическими изданиями, характерного для европейских стран, США и Японии.