Взаимоотношения с государствами Азии, Африки и Латинской Америки.

Взаимовыгодно развиваются отношения России с азиатскими, африканскими и латиноамериканскими государствами.

Важным резервом наращивания внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации является восточное направление. В зоне Азиатско-Тихоокеанского региона у России сохранен прямой выход на мировой рынок и сосредоточены во многом не освоенные экспортные ресурсы.

Ведущее место здесь занимают отношения с Китаем, являющимся одним из крупнейших государств в мире.

Одним из основных торговых партнеров России в этом регионе является Китай. В июле 2000 г. Президент В.В. Путин посетил с официальным визитом Китайскую Народную Республику. С переговоров в Пекине началась программа первого азиатского зарубежного турне Президента В. В. Путина, в ходе которого он посетил Северную Корею и принял участие в саммите «Большой восьмерки» на Окинаве.

2001 – заключение Российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – региональная международная организация, основанная в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60% территории Евразии.

ШОС не является военным блоком или открытым регулярным совещанием по безопасности, а занимает промежуточную позицию. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

2005 – ратифицирован договор об урегулировании спорных пограничных вопросов между двумя странами. В результате Китай получил ряд спорных территорий общей площадью 337 квадратных километров. Проводятся первые совместные военные учения.

2014 – подписание 30-летнего контракта на поставку газа в Китай между Газпромом и китайской газовой компанией CNPC. Согласно контракту, в год должно поставляться 38 мрлд кубометров газа. Будет построен газопровод «Сила Сибири».

Продолжается сотрудничество с Индией (1993 г. – договор о дружбе и сотрудничестве, официальный визит В.В. Путина в октябре 2000 г.), Вьетнамом (официальный визит В.В. Путина 28 февраля – 2 марта 2001 г.), Кореей, Монголией. Определенные перспективы наметились в торговых отношениях с Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений).

БРИК / БРИКС

30 ноября 2001 г. создается организация стран БРИК, они представили документ «Building Better Global Economic BRICs».

16 июня 2009 г. в Екатеринбурге – первый саммит глав государств – членов стран БРИК

БРИКС (англ. BRICS – сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) – группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика

ЮАР присоединилась к БРИК 18 февраля 2011 г.

Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks – «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики.

По мнению экспертов, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семерки).

Эксперты не предполагали наличия координации экономических политик между странами БРИК. Тем более не предполагалось, что страны БРИК образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз. Однако со временем появились признаки, что «четыре страны БРИК стремятся сформировать политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое „влияние“». Один из недавних признаков — саммит министров иностранных дел стран в 2008 году в Екатеринбурге, а также саммит глав стран членов БРИК 2009 года там же.

Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией;

Россия — богатые минеральные ресурсы;

Индия — дешёвые интеллектуальные ресурсы;

Китай — мощная производственная база;

Южно-Африканская республика — природные ресурсы.

Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран (43 % от населения планеты) обусловливает дешевизну труда в них, что является препятствием для высоких темпов экономического роста.

В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволят им трансформировать экономический рост в политическое влияние.

В августе 2002 г. состоялся визит лидера Северной Кореи Ким Чен Ира в Россию. Встреча В. В. Путина и Ким Чен Ира началась в пригороде Владивостока в бывшей резиденции Л. И. Брежнева. Лидер Северной Кореи был приглашен для обсуждения вопроса соединения Транскорейской и Транссибирской магистралей, что даст возможность связать Корейский полуостров с Европой через территорию России. В ходе визита был затронут ряд важных международных и региональных проблем.

На новый уровень развития вышли российско-японские отношения. До 1991 г. СССР пытался объявить территориальную проблему несуществующей. Руководство Российской Федерации приложило определенные усилия для восстановления добрососедских отношений с Японией. Конкретными шагами для реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран. В результате переговоров Япония отозвала вето на прием России в члены «Большой семерки», выразила согласие на вступление России в организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества и Всемирную торговую организацию. В свою очередь Россия поддерживает вступление Японии в число постоянных членов Совета Безопасности. «Концепция новой дипломатии» Японии в отношении России предусматривает отделение так называемой «проблемы северных территорий» (Южных Курил) от всего комплекса вопросов двусторонних отношений.

Наши рекомендации