Информационное пространство современного общества.
Говоря о современном развитии общества, как правило, говорят о пути к информационному обществу и видят будущее цивилизации, современного жизненного устройства в глобализации и в углублении влиянии на прогресс человечества информации, быстрота доступа к которой сегодня становится важнейшим фактором устойчивого и эффективного развития.
В этой проблеме выделяется несколько важнейших аспектов: во-первых – это глобальный медийный рынок, который создан новыми условиями развития массовой коммуникации в рамках околоземного информационного пространства; это проблема качественно нового этапа развития человечества, который обозначают как информационное общество.
Более того, один из теоретиков постмодернизма КришанКумар во втором издании своей книги «От постиндустриального к постмодернистскому обществу» вставил новую главу – «Переосмысливая модернизм», где он пишет: «Мировая экономика еще остается капиталистической, но это капитализм, трансформированный информационализмом». Глобальное распространение информации создает возможности для широкого свободного общения на разных уровнях – вертикальном, горизонтальном, сетевом, массовом, групповом и индивидуальном. В любом случае это общение формирует новые глобальные публичные пространства, которые включают в себя национальные публичные пространства, создавая таким образом, широкие возможности для развития глобального гражданского общества. Вот эти три аспекта необходимо рассмотреть, чтобы увидеть значение глобализации для средств массовой информации.
Современная отрасль СМИ возникла в результате трансформации системы СМИП СССР в отрасль СМИ России под воздействием целого ряда факторов, среди которых можно выделить социально-политические, экономические и правовые факторы. В определённые моменты, особенно в 1990–1992 гг., процесс шёл под влиянием политической конъюнктуры, что не позволило соблюсти ряд основополагающих принципов отраслевого строительства. Идеалистические надежды на всемогущество рыночных отношений не позволили своевременно создать полноценную, легитимную отрасль СМИ, сохраняющую в интересах общества нормативный функциональный комплекс журналистики, регулируя соответствующим образом деятельность фирм масс-медиа.
Структурной единицей современной отрасли СМИ России является фирма масс-медиа, возникшая в результате введения в действие ряда законов СССР и Российской Федерации, постепенно оттеснившая журналистские редакции от решения вопросов хозяйственной и редакционной политики. Фирма, осуществляющая сегодня издание (выпуск) СМИ, в подавляющем большинстве случаев действует на основе предпринимательской экономической модели, не подразумевающей реализацию идеи общественного служения, на основе которой исторически сформировался нормативный функциональный комплекс российской журналистики. Ещё одной особенностью реализации такой модели, оказавшей существенное влияние на состояние журналистики, является игнорирование фирмой в своей текущей деятельности многих норм информационного права России.
Негативным результатом деятельности фирм масс-медиа и их отраслевой совокупности стала постепенная утрата национальной аудиторией характеристик гомогенности, что привело к сужению поля общественного диалога, трансформации информационной повестки дня, снижению роли журналистики в организации общественного диалога.
Накопленные в процессе трансформации проблемы журналистики решаются при помощи модернизации, реформирования государством существующей отрасли СМИ России на основееёлегитимации, создания в её структуре сегмента общественных СМИ, правовых механизмов ограничения прав фирмы масс-медиа в отношении журналистики.