Творческие искания А.С. Пушкина периода ссылки в Михайловское: темы, образы, жанры
Новый и совершенно особый тон сообщало жизни и творчеству Пушкина живое и непосредственное соприкосновение с жизнью народа. Приобщение к миру народного творчества послужило одним из могучих стимулов к необыкновенно яркому проявлению его творческой энергии в формах развивающегося художественного реализма. Пишет «Бориса Годунова», завершает начатые на юге «Цыганы», продолжает работу на «Е.О.», создает свыше 90 стихотворных произведений: «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражание Корану», «Андрей Шенье», «19 октября». В эту пору Пушкин пишет в самых различных художественных жанрах: от острой и когтистой «летуньи»-эпиграммы – до философского драматического этюда, до социальной и исторической трагедии, от романтической поэмы – до реалистического стихотворного романа, до шутливо-пародийной реально-бытовой повести в стихах. Снова начинают звучать вольнолюбивые мотивы (особенно после посещения лицейского друга, лицеиста И.И. Пущина, который сообщил поэту, что тайные общества все-таки существуют): эпиграммы, историческая элегия «Андрей Шенье». (АСП в 1825 г., практически накануне декабристского восстания, пишет «Андрей Шенье», где АСП пишет о предощущении того, что произойдет в жизни страны. Шенье – французский поэт к. 18 века, очень много сделавший для проповеди свободных идей во Франции и казненный якобинцами за несогласие с их методами власти. Эта элегия построена как песня Шенье как сторонника «свободы просвещенной» и бешенства народа, которое использует якобинцы. Эта песня прерывается лирическими замечаниями автора.) Наряду с мужественной печалью, окрашивающей обращение к далеким лицейским товарищам («19 октября»), находим восторженный гимн торжествующей любви («Я помню чудное мгновенье»), «великолепный гимн радости», исполненные страстной веры в неизбежную победу светлых начал жизни – солнца над тьмой, разума, передовых освободительных идей над ложной мудростью. Но в целом пушкинской лирикой в первой половине 20-х гг. противопоставление личного и гражданского по существу снималось. Многие пушкинские стихотворения того периода посвящаются теме любви. Несомненно, он обожествляет и превозносит образ любви, тема любви – как тема поклонения божеству. Это особенно ярко проявляется в стихотв. «Мадонна». В то же время важный аспект – альтруизм любви, который звучит в стихотв. «Я вас любил». Оно тоже печально, но печаль здесь не трагична, стихотв. заканчивается пожеланием счастья. Пушкина затрагивали и общественные темы, которые он соотносил с личным.
Мотивы сомнения, мотивы скуки, связанной с сомнением во всем, этот комплекс отразился и в знаменитом стихотворении, построенном в форме диалога, «Сцена из Фауста» (1825 г.). Надо иметь в виду, что это самостоятельное стихотв АСП, хотя он имел в виду знаменитый сюжет, в том числе отразившийся и у Гете (легенда древняя). Но, так или иначе, АСП имеет в виду всю цепь этих произведений и вступает в диалог с самим Гете. АСП уже в самой первой строке начинает разговор о скуке: «Мне скучно, бес» - обращается Фауст к Мефистофелю. И далее следует размышление Мефистофеля о том, что такое скука: «Вся тварь разумная скучает». Эпитет «разумная» здесь поставлен не случайно: для АСП очень значима связь рационального (т.е. разума) и скуки. 25-й год – АСП пишет «Онегина» - скучающего героя Онегина показывает в эпическом разрезе, но здесь говорится о скуке на уровне лирике. Это подтверждается его письмом приблизительного того же года (25-го) к Рылееву, где он пишет, что в нынешнее время разумный человек не может не скучать: скука – это черты мыслящего человека. Романтическое сознание – это всегда устремленность к бесконечному. И в этой связи смысл более глубокий: скука и сомнение связаны с извечной недостижимостью идеалов. Это трансцендентное. Скука здесь – не безделие, а то, что связано с неприятием обыденных ценностей и недостижимостью идеала.
Что касается оценки АСП декабристского движения в лирике. Это стихотворение «Стансы», которое написано сразу же после событий 25-го года. Это стихотв. начинается так:
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни.
Декабристы под следствием, Пушкин пишет очень оптимистическое стихотворение, где воспоминает о том, что
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни
и желает новому царю «во всем быть пращуру подобным», быть «работником на троне» и не забывает о такой черте, как милосердие. Вот что важно для АСП в новой обстановке. Он стремится спасти друзей от кары, но вместе с тем он рассматривает возможность дальнейшего движения страны: оно связано с реформами сверху. АСП не ограничивается размышлениями над трагедией – он размышляет о перспективах и видит в них возможность реформ сверху. Между тем, он пишет «Во глубине сибирских руд», где он утверждает о своей поддержке друзьям. Нужно заметить, как важно для АСП было важно понятие чести. Одна из кар, которая постигла декабристов, - лишение дворянского звания. Эта процедура происходила так: ломали шпагу над головой осужденного. И в стихотв. очень важен образ меча: «И братья меч вам отдадут». У АСП не бывает лишних слов. Имеется в виду возвращение дворянского звания. Для АСП проблема чести – одна из центральных.
Очень широк спектр проблем, которые волновали АСП в 20-е годы. У него есть такой образ в стихотв. «Эхо»: истинный писатель должен быть эхом своего народа. И его, Пушкина, не могла не волновать после ссылки в Михайловское падение читательского отношения к нему. Все чаще в прессе не просто непонимание АСП, а неприятие. Это очень тяжелое ощущение у пишущего.
Лирика михайловского периода во многом примыкает к южной лирике. Гул «романтического моря» («К морю») продолжает звучать в страстных излияниях-монологах поэта из «Разговора книгопродавца с поэтом», во многом напоминающих эмоциональную атмосферу первых южных поэм – романтизм. Но уже в этом стихотворении в лице двух антагонистов – пламенного романтика-поэта и трезвого рассудительного книгопродавца дано прямое столкновение мечты и действительности, поэзии и прозы, причем заканчивается оно тем, что поэт отчасти вынужден признать правоту соперника. Важно стихотв. «Разговор книгопродавца с поэтом», которое сначала было предисловием к «Онегину» (первая глава появилась в свет с таким предисловием). В этом стихотв. сталкиваются две позиции. Что характерно для Пушкина, он разделяет позицию двух сторон в стихотв. диалоге. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» - это становится важным для АСП, он получает большие гонорары. В дальнейшем Достоевский будет придерживаться этой же позиции: важно то, что тебе заплатили, но никогда не писать на заказ. Не писать под диктовку денег, но созданную рукопись можно выторговать. Последняя сфера – это бытие Поэта, служение высшим началам. Вдохновение и сладкие звуки, нечто высшее.
Под влиянием народной поэзии пишет пролог к «Руслану и Людмиле».
Для АСП становится важна связь с действительностью. Реальность, которая одухотворена поэтическим словом – на этом почве рождается (NB!) поэзия действительности. То, что становится смыслом поэзии АСП 20-х и 30-х годов. Именно так обозначил идею пушкинского творчества близкий знакомый поэта Иван Васильевич Киреевский, яркий критик. Дальше эта идея поэзии действительности была очень удачно разработана Белинским в цикле статей «Сочинения Пушкина».
Михайловская ссылка стала временем смены эстетических ориентиров. Его художественная система лишилась целостности и определенности, характерных для южной ссылки (романтизм). Осознав исчерпанность худ. системы романтизма, он двигается в направлении реалистических тенденций. Однако романтические ноты все еще звучат.