Работа с историческим источником
Ход урока
I. Организационная часть урока
II. Актуализация знаний учащихся
Беседа
1. Почему Акбар первым из мусульманских правителей Индии решился на проведение религиозной реформы? Как вы оцениваете этот шаг на фоне тогдашнего религиозного противостояния в Западной Европе?
2. Способствовала ли политика Аурангзеба, направленная на уничтожение веротерпимости, укреплению его власти и усилению страны?
3. Чем отличались цели англичан в Индии от стремлений других европейцев? Почему англичанам удалось завоевать страну?
4. Из каких соображений европейские захватчики использовали против индейцев войска, сформированные из их соотечественников-сипаев?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Ознакомление с темой и целями урока
IV. Изучение нового материала
1. Китай в эпоху Мин
Учитель
В начале XVI в. в Китае проживало наибольшее в тогдашнем мире количество населения - более 100 млн. человек. Власти находилась в руках династии Мин (1368-1644), во время правления которой состоялось укрепления китайской экономики. В сельском хозяйстве значительно расширились посевные площади, улучшилась техника земледелия, действовала отлаженная система искусственного орошения. В многочисленных городах процветали торговля и ремесла, работали крупные мануфактуры. Многолюдные города поражали иностранцев огромными размерами и удивительной архитектурой. Далеко за пределы Китая расходились высококачественные хлопчатобумажные и шелковые ткани, бумага, изделия из фарфора, стекла и металлов. Постоянный спрос на внешних рынках существовал также на «китайский напиток» - чай.
С давних времен в Китай проникали различные религии, в том числе христианство и ислам. Но господствующей стало конфуцианство, названный так по имени его основателя Конфуция (Кун-фу-цзы - мудрец Кун), который жил в VI-V вв. до н.э.
Основу конфуцианства составляют высокие моральные принципы: честность, справедливость, верность долгу, преданность. Его необходимыми условиями являются почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, искренность и гуманность. Кроме того, большая роль отводится обучению, потому что оно совершенствует человека.
Конфуцианство внесло в жизнь китайцев четкий порядок. Каждый из них должен был знать свое место в обществе и не выходить за установленные пределы. Это означало, что необходимо строго соблюдать существующей сословной принадлежности. Даже вид одежды - вышитые на одежде цветы или животные, вид головного убора, форма пояса - должен был подчеркивать положение человека. Обычным людям (крестьянам, ремесленникам, купцам) запрещалось носить драгоценности, украшать свои дома и даже пользоваться дорогой посудой. Покорность императору было подавляющим.
Почти сорок лет императорам династии Мин пришлось бороться с японскими затратами, чьи постоянные набеги опустошали приморские районы Китая. С большим трудом правительственном армии удалось очистить побережье от японцев. Вскоре Китай снова столкнулся с Японией, теперь уже на землях Кореи. В 1598 китайские войска помогли корейцам прогнать японских захватчиков. Эта война стала последней значительной победой империи Мин. Она стоила Китая большой крови и опустошила государственную казну. Для изыскания средств правительство увеличило налоги. В ответ страну захлестнула волна народных выступлений.
В то же время на северных границах Китая возникла новая угроза: завершили свое объединение и перешли в наступление племена маньчжуров. их грабительские набеги на китайскую территорию сделались обычным явлением. Страдания китайского населения усилились, но правительство Мин был не дать врагу отпор. Недовольство императорской властью охватило всю страну и вылилось в широкое восстание во главе с бывшим сельским кузнецом Ли Цзы-ченом. Он собрал большое повстанческое войско, захватил в боях ряд провинций и объявил себя императором. Затем Ли Цзы-чен организовал поход на Пекин и в 1644 овладел китайской столицей. Минская династия прекратила свое существование.
Ли Цзы-чен освободил крестьян от налогов, а деньги, необходимые для содержания войска, взимал с богачей. Правление самоназванного императора продолжалось всего 42 дня. Напуганная восстанием знать обратилась за помощью к вчерашним врагам - маньчжуров. Те с готовностью откликнулись и вместе с минским войском разбили повстанческую армию. Но после победы маньчжуры заявили, что взяли Китай из рук мятежников, а не народа, и отказались покинуть страну. Так пришла к власти маньчжурская династия Цин (1644-1911).
Работа с историческим источником
Текст 1. Структура населения в Китае императоров династии Мин
С конца Средневековья в Китайской империи правила династия Мин (в переводе значит «свет»). По традиции владыка Поднебесной империи считался «Сыном Неба», то есть сыном владыки всего мира.
К высшему сословию, привилегии которого передавались по наследству, относились: родственники императора и их потомки - «желтопоясные», которые носили императорский пояс желтого цвета; «краснопоясные» и «железношлемные» - потомки приближенных первых императоров.
Привилегированным сословием, принадлежность к которому передавалась наследству, были шэньши - «ученые». Чтобы стать шэньши, необходимо было
сдать экзамен и получить ученую степень, который позволял поступить на
государственную службу. Правом сдавать экзамен пользовались не только помещики, но и крестьяне, ремесленники.
Вопросы
1. Как жители Китая называли свое государство?
2. Назовите представителей высшего сословия в Китае.
3. Кто мог стать представителем привилегированного сословия шэньши?
Текст 2. Китай династии Мин
Столица династии Мин Пекин была украшена величественным Храмом Неба - сразу несколько сооружений с многоярусными крышами небесного цвета были окружены одной квадратной стеной. В другой части Пекина за высокой красной стеной скрывался «Запретный город». Здесь размещались императорские дворцы, дома чиновников, гаремы наложниц, императорский сад с горами, искусственными ручьями и удивительными растениями. Вся жизнь императора проходила за этими стенами, а указы «Сына Неба »переправляли в страну в клюве огромной золотой птицы, которая спускался на веревке со стены Запретного города.
Сам Пекин с его широкими улицами, площадями, рынками и кварталами ремесленников был построен из камня. Его крыши сверкали золотистой, синей и зеленой черепицей. Таких городов с населением в несколько сотен тысяч человек в Китае насчитывалось около 40-50.
Особенно много их было на юго-восточном побережье. Отсюда на «острова пряностей» ежегодно шли караваны многопалубных судов с сотнями человек команды и тяжелыми грузами в трюмах. Одни города были полны шумом деревянных ткацких станков, причем некоторые ткачи открывали собственную мануфактуру и ставили там совершенные станки, способные ткать ткань из нитей сразу 20 цветов. В других городах небо было озарено пламенем печей, в которых обжигали знаменитый китайский фарфор. В третьих городах делали бумагу, используя для приведения пресса в действие водяное колесо. На государственной мануфактуре изготовлялось оружие, в том числе особые китайские ружья и пистолеты.
В Китае к началу XIX в. 9/10 всех земель принадлежало частным владельцам: феодалам-помещикам, чиновникам, купцам, ростовщикам, частично крестьянам.
Создавались районы интенсивного земледелия, в которые было принято абсолютное большинство населения.
Трудолюбие китайских земледельцев было чрезвычайным: труд считался в Китае не обузой, не наказанием за грехи, а священной обязанностью, на которую небо благословляет род.
Вопросы
1. Назовите достопримечательности Пекина династии Мин.
2. Опишите столицу Китая времен династии Мин.
3. Назовите основные занятия жителей Китая.
4. Что для китайского крестьянина была работа?
5. Назовите ремесла, которые развивались в Китае.
2. Империя Цин
Учитель
В завоеванном Китае во главе государства стоял наследственный монарх из неограниченного властью - маньчжурский император (бог-Дохань). Привилегированное положение принадлежало маньчжурской знати, державшей в своих руках все высшие должности. В знак покорности маньчжуры заставляли китайских мужчин брить часть головы и носить длинную косу. Тем, кто отказывался выполнять эту унизительную требованию, на месте отрубали голову. Вместе с тем маньчжуры не оказывали местному населению религиозных притеснений и прав и не посягали на его старинные традиции. Наоборот, во многом завоеватели сами позаимствовали у китайцев опыт государственного управления, их верования и достижения многовековой культуры.
Экзотические богатства Китая - чай, шелк и фарфор - издавна привлекали европейцев. Купцы из Португалии, Голландии, Англии и Франции основывали в прибрежных городах свои фактории. С XVI в. началось проникновение в страну католических миссионеров. Династия Цин противилась росту европейского влияния и перешла к политике «закрытие» своих территорий для иностранцев. Сначала китайцам запретили торговать вне Цин-ской империи. Под страхом смерти им не разрешалось строить большие суда, способные выходить в открытое море. Затем прекратился вывоз из страны металлов и шелка, крайне ограничился продажу чая. В то же время из Китая выслали миссионеров, а христианские храмы (более 300) закрыли или разрушили.
В 1757 по приказу Богдохану были закрыты для иностранной торговли все морские порты Китая, кроме Гуанчжбу (Кантона). Но и там европейцы не имели права жить в самом городе и вынуждены были селиться за его пределами. им запретили также изучать китайский язык, а тех китайцев, кто рисковал обучать «заморских чертей», казнили.
Вдоль всего побережья будто поднялась незримая, но прочная «китайская стена» с единственной дверью - Гуанчжоу. Так завершился процесс «закрытия» цинского империи. Он противоречил потребностям страны и обрек Китай на техническое, экономическое и культурное отставание от Запада. Все пагубные последствия этого оказались в XIX в.