Для самоподготовки и выполнения ДКР по дисциплине

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной задачей изучения предлагаемого курса является формирование у современной молодежи цельного представления об общественной жизни, системной взаимосвязи её элементов и тенденций.

Дисциплина «Основы социально-гуманитарных наук» выступает как интегрированные основы социально-гуманитарного знания о человеке, обществе, мире.

Преподавание предмета должно вестись с опорой на современный уровень мирового социально-гуманитарного знания. В конкретных темах предлагается рассматривать в сравнении различные подходы и проблемы, оставляя право выбора за учащимися. Поэтому общее представление о философии, социологии и политологии обсуждается уже во введении к курсу, в последующих темах они конкретизируются и обобщаются, что способствует формированию действительно полноценного гражданина и патриота своей Родины с чётко сформировавшимися взглядами и убеждениями.

Некоторые проблемы повторяются в разделах курса, что связано с их комплектностью и необходимостью многократного анализа.

Философия является ядром всего курса и основой в формировании системных знаний учащихся. Социология как наука, изучающая общество в целом, людей как представителей больших и малых социальных групп, позволяет учащемуся найти своё место в социуме и правильно проявить свои творческие силы. Политология способствует приучить учащихся к искусству жить вместе, сосуществовать как единая семья.

Уровневая программа по предмету «Основы социально-гуманитарных наук»

Тема 1.Введение  
Цели изучения темы   Содержание раздела, темы Результат  
Сформировать представление о взаимосвязи курса с другими социально-гуманитарными дисциплинами;   Сформировать знания о человеке, обществе, мире;   Научить применять знания для изучения общества в целом;   Научить переносить знания и умения в новую ситуацию, находить пути решения проблемных ситуаций в сфере социальных взаимоотношений людей. Мир, человек, знание. Дисциплина. Социология. Политология. Сфера социального общения людей.   Имеет общее представление о взаимосвязи курса с другими социально гуманитарными дисциплинами;   Самостоятельно излагает материал, объясняет понятие человек, общество, мир;   Самостоятельно анализирует материал, применяет знания для определения общества в целом;   Переносит знания и умения в новую ситуацию, находит пути решения проблемных ситуаций в сфере социального общения людей.  
Тема 2. Что такое философия?  
Познакомиться с философией;   Дать понятия философии, онтологии, философской антропологии;   Научить характеризовать специфику и функции философии, философские проблемы и категории философии;   Научить применять философские знания в жизненных ситуациях. Понятия философии. Проблема начала философии. Основные концепции генезиса философии. Философия и мифология, философия и религия: сравнительный анализ. Специфика философии. Философские категории и категории культуры. Статус и роль философии в истории и культуре. Высказывает общие суждения о философии человека, обществе в мире;   Описывает понятия философии, онтологии, философской антропологии;   Анализирует специфику и функции философии, философские проблемы и категории;   Переносит знания философии в жизнь.    
Тема 3. Историко-философское введение  
Сформировать представление об истории философии;   Раскрыть сущность философских течений и истории их формирования;   Научить характеризовать основные тематики исторических форм философии;   Научить сопоставлять различные способы решения проблемных отношений человека и окружающего мира. История философии. Философское течение, история философии. Исторические формы философии. Философия Древнего Востока. Европейская философия. Современная философия. Пересмотр проблем смысла человеческого бытия и места человека в мире. Имеет общее представление об истории философии;   Самостоятельно объясняет понятия философского течения, истории философии; Самостоятельно анализирует основную тематику исторических форм философии;   Находит различие способы решения проблем отношений человека и мира.  
Тема 4. Философия бытия.  
Дать представление о философии бытия;   Дать понятия бытия, небытия, материи и сознания;   Научить характеризовать и анализировать сущность онтологического подхода к познанию действительности;   Научить применять знания в нетипичных ситуациях, находить пути решения проблемных вопросов в сфере отношений человека со всем сущим. Философия бытия. Бытие, небытие, материя, сознание. Бытие и небытие, как атрибуты реальности. Категории материи и ее эволюция. Онтологический подход в действительности. Его сущность. Отношение человека со всем сущим. Бытие человека в мире.     Высказывает общее суждение о философии бытия;   Излагает признаки бытия и небытия. Объясняет понятия материи, сознания, бытия и небытия.   Анализирует сущность онтологического подхода к действительности;   Переносит знания и умения в новую ситуацию, находит пути решения проблемных вопросов в сфере отношения человека со всем сущим.  
Тема 5. Философия познания.  
Сформировать представление о философии познания;   Дать понятия познания и знания, созерцания и практике, объекта и субъекта познания;   Научить характеризовать проблему познаваемости мира и основные варианты ее решения;   Научить применять знания и умения в процессе постижения истины. Философия познания. Познание как диалог субъекта и объекта. Познание и знание. Эмпирическое и теоретическое познание, факт, проблема. Субъект и объект познания. Сущность познавательной деятельности, ее социальная и культурная ценность. Многообразие видов познания. Механизм постижения истины. Высказывает общее суждение о философии познания.   Объясняет понятия познания и знания, объекта и субъекта познания, а так же созерцания и практики;   Анализирует проблему познаваемости мира и основные варианты ее решения, сущность познавательной деятельности;   Видоизменяет материал, импровизирует, конструирует собственные суждения в постижении истины.  
Тема 6. Философия человека.  
Сформировать представления о философии человека;   Дань понятия философской антропологии, антропосоциогенезу и креационизму;   Научить анализировать основные проблемы и понятия философии человека;   Научить переносить знания и умения в новую ситуацию, самостоятельно выделять культурно-исторические парадигмы формирования человека и основные концепции антропосоциогенеза. Философия человека. Проблема человека в философии и науке. Философская антропология. Антропосоциогенез. Смысл человеческой жизни. Смерть и бессмертие. Проблемы и понятия философии человека. Философские концепции антропосоциогенеза. Культурно-исторические парадигмы человека. Концепции антропосоциогенеза.     Имеет общее представление о философии человека;   Раскрывает смысл человеческой жизни, смерти и бессмертия. Объясняет понятия антропологии, антропосоциогенеза, креационизма;   Свободно анализирует данный материал, проблемы и понятия философии человека;   Переносит знания и умения в новую ситуацию, самостоятельно выделяет культурно-исторические парадигмы человека и основные концепции антропосоциогенеза.  
Тема 7. Философия общества.  
Сформировать представление о философии общества;   Сформировать знания об обществе, социальной системе, социальных нормах и общественных ценностях;   Научиться характеризовать общество как социальную систему и его основные функции;   Научиться сопоставлять и соотносить различные типы обществ и особенности их функционирования. Философия общества. Общество, социальная система, социальные институты, социальные нормы и ценности. Общество – социальная система. Функции общества. Общество как общность. Типы обществ и их функционирование. Особенности функционирования. Имеет общее представление о философии общества.   Излагает осмысленно материал, раскрывает смысл общественной системы и социальных норм, ценностей;   Анализирует материал, характеризует функции общества и общество как общность;   Сопоставляет и соотносит различные типы обществ и особенности их функционирования.    
ОКР № 2  
       
Раздел 2. Социология о человеке и обществе.  
Тема 9. Социальная структура: статусы и роли.  
Познакомится с понятиями статуса и роли;   Сформировать знания о социальном действии, социальном отношении, социальной норме, социальной структуре;   Научить анализировать данный материал, характеризовать специфику социальных связей и отношений, типы социальных отношений, а также социальную роль как модель поведения;   Научить видоизменять материал, импровизировать, анализировать процессы влияния статуса на образ жизни человека. Понятие статуса и роли. Социальная структура. Социальное действие. Социальное взаимодействие. Социальное отношение и норма. Социальная структура и социальная роль. Социальные связи и отношения. Типы социальных отношений. Разновидности социального статуса. Социальная роль как модель поведения. Влияние статуса на образ жизни человека. Причина и последствия несовпадения статусов. Высказывает общее представление о статусе и роли. Социальной структуре;   Свободно излагает материал, объясняет понятия социальных отношений, социальной нормы.   Доказывает свою точку зрения, анализирует материал и обосновывает свои выводы, ориентируется в знакомой ситуации с подсказкой, используя обработку;   Анализирует влияние статуса на образ жизни человека.  
Тема 10. Социальные группы и общности.  
Сформировать представление о социальной группе и общности;   Дать понятия социальной общности, социальной группе, народу, этносу, нации;   Научить анализировать данный материал, характеризовать отличия общности от группы, основные исторические формы общностей и групп, основные формы территориальных общностей;   Научить переносить знания и умения в новую ситуацию, видоизменять условия взаимодействия первичных и вторичных социальных групп. Социальная группа. Общность. Социальная общность. Социальная группа. Первичная группа. Вторичная группа. Толпа. Народ. Этнос. Нация. Отличие общности от группы. Исторические формы территориальных общностей. Специфика поведения толпы, публики, аудитории. Первичные и вторичные социальные группы. Имеет общее представление о социальной группе и общности;   Раскрывает смысл социальной группы и социальной общности, самостоятельно объясняет и изучает материал, осмыслено рассказывает сущность народа, этноса, нации;   Свободно анализирует данный материал, отличает общность от группы, основные исторические формы, основные формы территориальных общностей;   Переносит знания и умения в новую ситуацию, видоизменяет условия взаимодействия первичных и вторичных социальных групп.  
Тема 11. Социальная стратификация.  
Дать представление о социальной стратификации;   Дать понятие социальному неравенству, сформировать понятия о классах, стратах, переходных обществах;   Характеризовать сущность основных критериев социальной стратификации;   Научить переносить знания в новую ситуацию, видоизменять особенности социальной структуры переходного общества. Социальная стратификация. Исторические формы социальной стратификации. Социальное неравенство. Классы, средний класс, маргиналы, люмпены. Страты. Касты. Переходное общество. Основные критерии социальной стратификации. Престиж. Власть. Доход. Образование. Личная классовая принадлежность. Особенности социальной структуры переходного общества. Классовая структура современного белорусского общества.   Высказывает общее суждение о социальной стратификации;   Излагает признаки социального неравенства. Формирует понятия о классах, стратах, переходном обществе;   Анализирует материал, характеризует основные критерии социальной стратификации;   Переносит знания в новую ситуацию, видоизменяет особенности социальной структуры переходного общества.    
Тема 12. Социальная мобильность.  
Сформировать представление о социальной мобильности;   Сформировать знания о вертикальной мобильности, горизонтальной мобильности, индивидуальной мобильности;   Научить анализировать материал, аргументировать признаки природы социальной мобильности и ее типологию;   Научить находить пути разрешения проблемных ситуаций, видоизменять признаки и возможности последствий быстрой вертикально восходящей мобильности. Социальная мобильность. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Индивидуальная мобильность. Групповая мобильность. Миграция. Природа социальной мобильности. Типология социальной мобильности. Влияние статусной нестабильности на поведение человека. Восходящая и нисходящая мобильность. Вертикально восходящая мобильность. Высказывает общее суждение о социальной мобильности;   Осмыслено объясняет знания о вертикальной и горизонтальной мобильности. Дает понятие индивидуальной мобильности;   Самостоятельно анализирует материал, аргументирует признаки природы социальной мобильности и ее типологию;   Видит структуру объекта познания, находит пути разрешения проблемных ситуаций, изменяет признаки и возможности последствий быстрой вертикально восходящей мобильности.  
Тема 13. Личность и общество. Социализация индивида.  
Познакомить с понятием и сущностью личности и общества. Сформировать представление о социализации индивида;   Сформировать знания об индивиде и индивидуальности. Дать понятие феральным людям, агентам социализации и интериоризация;   Научить анализировать данный материал, характеризовать социальные и биологические предпосылки детства, значение процесса социализации в формировании личности;   Научить переносить знания и умения в новую ситуацию, видоизменять условия разграничения понятий человек, индивид, личность. Сущность личности и общества. Социализация индивида. Индивид. Индивидуальность. Личность. Социализация. Социальная адаптация и интеграция. Феральные люди. Агенты социализации. Интериоризация, десоциализация и ресоциализация. Роль игры в процессе социализации детей. Процесс обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Роль семьи в процессе социализации детей. Особенности юношеской социализации. Признаки социальной зрелости. Человек, индивид, личность.     Высказывает общее суждение о сущности личности и общества. Формирует представление о социализации индивида;   Осмысленно объясняет материал, дает понятие индивида и индивидуальности. Раскрывает сущность феральные людей, агентов социализации, интериоризация;   Самостоятельно анализирует данный материал, характеризует социальные и биологические предпосылки детства, значение процесса социализации в формировании личности;   Переносит знания и умения в новую ситуацию, видоизменяет условия разграничения понятий человек, индивид, личность.  
Тема 14. Социальный контроль и социальные отклонения.  
Сформировать представление о социальном контроле и социальном отклонении;   Дать понятие внешнему контролю, учить объяснять и излагать материал, раскрыть сущность самоконтроля, девиантного поведения, аномии;   Научить анализировать данный материал, характеризовать формы социальных отклонений, культурно одобряемые отклонения;   Научить переносить знания и умения в новую ситуацию, видоизменять роли социальных отклонений в обществе. Социальный контроль. Сужение сфер социального контроля в процессе исторического развития общества. Санкции социального контроля. Внешний и внутренний контроль. Социальное отклонение. Самоконтроль, девиантное поведение, аномия. Аммония как результат большого числа конфликтующих норм в повседневной практике. Культурно одобряемые отклонения. Первичные и вторичные отклонения. Социальные отклонения в обществе.   Имеет общее представление о социальном контроле и социальном отклонении;   Раскрывает смысл внешнего и внутреннего контроля, самостоятельно объясняет и изучает материал, осмысленно раскрывает сущность самоконтроля, девиантного поведения, аномии; Свободно анализирует данный материал, характеризует формы социальных отклонений, культурно одобряемых отклонений;   Переносит знания и умения в новую ситуацию, видоизменяет роли социальных отклонений в обществе.  
Тема 15. Молодежь как социально-демографическая группа.  
Сформировать представление о социально-демографической группе;   Сформировать знания о стиле поведения, трудовых социальных отношениях, дать понятие нравственному сознанию и целостной ориентации;   Научить анализировать материал, характеризовать молодежь как социально-демографическую группу;   Научить переносить знания и умения в новую ситуацию, видоизменять формы общения.   Социально-демографическая группа. Стиль поведения. Трудовые социальные отношения. Целостные ориентации. Нравственное сознание. Неформальные объединения. Молодежь как социально-демографическая группа общества. Духовное развитие личности молодого человека. Формы общения молодежи. Язык как средство общения и форма выражения собственного «Я». Мода и молодежь. Проблемы молодого специалиста. Имеет общее представление о социально-демографической группе;   Осознает, излагает и объясняет материал, описывает стили поведения и трудовые социальные отношения, определяет нравственное сознание и целостную ориентацию;   Конкретизирует материал, характеризует молодежь как социально-демографическую группу;   Переносит знания и умения в новую ситуацию, видоизменяет формы общения.  
ОКР № 2.  
       
Раздел 3. Что надо знать о политике.  
Тема 17. Политика и ее место в обществе.  
Познакомится с понятием политики и политологии;   Сформулировать знания о взаимосвязи политики и экономики;   Научить анализировать материал, характеризовать место и роль политики в общественной жизни Беларуси на современном этапе;   Научить переносить знания и умения в новую ситуацию, анализировать место и роль политики в жизни человека. Политика и политология. Многогранность политики как общественного явления. Политология и мораль. Политика и экономика. Политика как сфера принятия решений. Политика и культура. Политика в общественной жизни Беларуси. Политика как сфера общественной жизни отвечающая за целеполагание и управление. Место и роль политики в личной жизни. Высказывает общее суждение о политике и политологии;   Осмысленно объясняет сущность взаимосвязи политики и экономики;   Самостоятельно анализирует материал, характеризует место и роль политики в общественной жизни Беларуси на современном этапе;   Переносит знания и умения в новую ситуацию, анализирует место и роль политики в личной жизни человека.  
Тема 18. Политическая власть и ее место в обществе.  
Сформировать представление о политической власти и ее месте в обществе;   Дать понятие источникам власти, раскрыть сущность легитимности власти;   Научить характеризовать способы контроля над властью, анализировать кризис власти, эффективность власти;   Научить переносить знания и умения в новую ситуацию, анализировать взаимоотношения личности и власти. Политическая власть, ее место в обществе. Источники власти. Власть. Легитимность власти. Как соотносятся власть и политика. Способы контроля над властью. Кризис власти. Эффективность власти. Закон накопления власти. Способы контроля над властью. Взаимоотношения личности и власти. Различие понятий власть и авторитет. Сильная власть. Имеет общее представление о политической власти и ее месте в обществе;   Самостоятельно излагает материал, объясняет понятия, связанные с источником и легитимностью власти;   Характеризует способы контроля над властью, анализирует кризис и эффективность власти;   Переносит знания и умения в новую ситуацию и анализирует взаимоотношения личности и власти.  
Тема 19. Политические элиты и политические лидеры.  
Сформировать представление о политических элитах и политических лидерах;   Сформировать знания о стиле лидерства, харизматическом лидерстве, а также о культе личности;   Научить анализировать материал, различать варианты взаимоотношений элит и общества, причины возникновения культа личности; Научить находить пути разрешения проблемных ситуаций, характеризовать типологические черты конкретных политических лидеров.   Политические элиты. Политические лидеры. Элита. Элиты и привилегии. Стили лидерства. Харизматическое лидерство. Культ личности. Влияние политических элит и лидеров на политический процесс. Взаимоотношение элит и общества. Причины возникновении культа личности. Пути формирования политических элит. Типологические черты конкретных политических лидеров. Соответствие политических лидеров конкретным политическим ситуациям. Высказывает общее суждение о политических элитах, различает политических лидеров;   Осмыслено объясняет стили лидерства, харизматическое лидерство, культ личности;   Самостоятельно анализирует материал, различает варианты взаимоотношений элит и общества, причины возникновения культа личности;   Видит структуру объекта познания, находит пути разрешения проблемных ситуаций, характеризует типологические черты конкретных политических лидеров.  
Тема 20. Политические системы общества.  
Дать представление о политической системе общества;   Дать понятие субъекту политики, политическому институту, тоталитарной режим и авторитарной системе;   Научить характеризовать место политической системы в общественной жизни, анализировать модели работы политических систем;   Научить применять знания в нетипичных ситуациях, находить причины возникновения тоталитарных и авторитарных режимов. Политическая система. Суть системного подхода к общественным явлениям. Политика как система. Субъект политики. Политический институт, политический режим, политическая коммуникация. Тоталитарный режим. Авторитарный режим, демократический режим. Место политической системы в общественной жизни. Модель работы политической системы. Элементы политической системы. Различные типы политических режимов. Возникновение тоталитарных и авторитарных режимов, их отличие от демократических режимов. Высказывает общее суждение о политической системе общества;   Излагает понятия субъект политики, политический институт, объясняет сущность тоталитарных и авторитарных режимов;   Анализирует материал, характеризует место политической системы в общественной жизни, модель работы политической системы;   Интерпретирует причины возникновения тоталитарных и авторитарных режимов.  
Тема 21. Государство и общество.  
Сформировать представление о государстве и обществе;   Дать понятие формам правления, формам территориального устройства и унитарного государства. Сформировать понятие о федерации и конфедерации;   Характеризовать взаимосвязь правового государства и гражданского общества; Анализировать и интерпретировать различные теории происхождение государства. Государство. Общество. Теория общественного договора. Правовое государство, гражданское общество. Форма территориального устройства. Унитарное государство. Федерация и конфедерация. Правовое государство. Необходимость государства в общественной жизни. Варианты взаимоотношения государства и общества. Версии происхождения государства. Процесс создания отдельных государств. Необходимость ограниченного правления. Высказывает общее суждение о государстве и обществе;   Объясняет общее суждение об форме правления, дает понятия форма территориального устройства, унитарное государство, федерация и конфедерация.   Характеризует взаимосвязь правового государства и гражданского общества; Интерпретирует различные версии происхождения государства.  
Тема 22. Демократия и общественное развитие.  
Сформировать представление о демократии и общественном развитии;   Дать определение демократии и правам человека. Сформировать знания о многопартийности, парламенте и президенте;   Научить системно анализировать критерии и механизм демократии. Характеризовать преимущества и недостатки демократии;   Научить переносить знания и умения в новую ситуацию, разделять основы парламентской и президентской республики. Демократия. Общественное развитие. Права человека. Разделение властей. Многопартийность. Парламент. Президент. Президентская республика, выборы, избирательное право. Критерии и механизм демократии. Преимущества и недостатки демократии. Основные формы демократического правления. Различные модели взаимоотношений президента и парламента. Права человека как основа демократии. Парламентская и президентская республика. Имеет общее представление демократии и общественном развитии;   Осознано излагает материал, объясняет права человека. Дает определение демократии, многопартийности, парламенту, президенту;   Анализирует и характеризует критерии и механизм демократии, преимущества и недостатки демократии;   Переносит знания и умения в новую ситуацию, разделяет парламентскую и президентскую республику.  
Тема 23. Политические партии.  
Сформировать представление о политических партиях;   Дать понятие политической партии и партийной системе;   Научить анализировать данный материал, характеризовать причины возникновения политических партий, сравнивать различные типы политических партий;   Научить переносить знания и умения в новую ситуацию, различать основные трудности процесса становления политических партий в РБ. Политическая партия. Основные признаки. Возникновение политической партии. Роль партий в политической жизни общества. Партийная система. Ее возникновение. Основные функции политических партий. Причины возникновения политических партий. Политические последствия однопартийности и многопартийности. Типы политических партий. Трудности процесса становления политических партий в РБ. Имеет общее представление о политической партии;   Дает понятие политической партии, партийной системе;   Свободно анализирует данный материал, характеризует причины возникновения политических партий, различные типы политических партий;   Переносит знания и умения в новую ситуацию, различает основные трудности процесса становления политических партий в РБ.  
Тема 24. Политическая идеология.  
Сформировать представление о политической идеологии;   Раскрыть сущность идеологии белорусского государства;   Научить анализировать и характеризовать внутри- и внешнеполитические процессы, связанные с принципами идеологи РБ;   Научить применять знания и умения в нетипичных ситуациях, находить причины влияющие на формирование принципов и методов идеологии белорусской государственности.   Идеология как политическая категория. Сущность идеологии белорусского государства. Основные направления идеологии РБ. Интеграционные процессы РБ и РФ. Причины усиления влияния США на мировой арене. Мировой терроризм как угроза цивилизации. Политика нейтралитета и славянского единства – основной принцип идеологии РБ. Имеет общее представление о политической идеологии;   Самостоятельно излагает основные направления и принципы идеологии белорусского государства;   Самостоятельно анализирует и характеризует внутри- и внешнеполитические процессы, связанные с принципами и направлениями идеологии белорусского государства;   Свободно применяет знания и умения в нетипичных ситуациях, находит причины влияющие на формирование принципов и методов современной идеологии РБ.  
Тема 25. Человек в политике.  
Сформировать представление о человеке и политике;   Дать понятие гражданина, политической социализации, политического поведения, политической культуры;   Научить анализировать и характеризовать сущность процесса политической социализации и его взаимосвязь с политическим поведением;   Научить переносить знания и умения в новую ситуацию, различать факторы влияющие на политическое поведение человека. Человек и политика. Человек как гражданин. Гражданин. Политическая социализация. Политическое поведение. Политическая культура. Образцы политической социализации в различных политических режимах. Политическая социализация. Политическое поведение. Сущность политической культуры. Факторы влияющие на политическое поведение человека. Имеет общее представление о человеке и политике;   Самостоятельно излагает материал. Излагает понятие гражданин, политическая социализация, политическое поведение, политическая культура;   Осмысленно анализирует и характеризует сущность процесса политической социализации и его взаимосвязь с политическим поведением;   Переносит знания и умения в новую ситуацию, излагает факторы влияющие на политическое поведение человека.  
Заключение.  
       
Итоговое обобщение.  
       

Литература:

1 Канке В.А. Основы философии; Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М., 1999.

2 Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

3 Трубников В.П. Время человеческого бытия. – М., 1987.

4 Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. – Мн., 1997.

5 Морри С.Д. Одежда и статус // Ровесник. – 1990. - № 7.

6 Леонтьева А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977.

7 Стариков Е.Н. Маргиналы в человеческом измерении. – М., 1989.

8 Аристотель. Политика / Соч: В 4-х т. Т.4. – М., 1984.

9 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

10 Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 1979.

Утверждаю

Зав. отделением КП

__________ Л.И. Олехник

«___» ___________ 20__г.

Календарно-тематический план по дисциплине «Основы социально-гуманитарных наук»

(заочное отделение)

Количество часов: 18

Преподаватель: Шкилюк Дмитрий Владимирович ___________________

№№ Заня- тий №№ групп Название разделов, тем по программе, тем отдельных занятий Кол-во часов Тип занятий Учебно-методическое обеспечение Задания для учащихся Замечания
       
        Введение Урок формирования новых знаний Схема [3];с.3-4;4;с.6-14  
        Что такое философия? Урок формирования новых знаний Таблица [3];с.484-485  
        Историко-философское введение Урок формирования новых знаний Кроссворд [4];.с.175-191  
        Философия бытия Комбинированный урок Тест [3];с.56-57  
        Философия познания Комбинированный урок Схема [3];с.349-350  
        Философия человека и общества Комбинированный урок Тест [3];с.510-511  
        Социальная структура: статусы и роли Комбинированный урок Кроссворд [1];с.93-111 [4];с.273-278  
        Социальные группы и общности Комбинированный урок Схема [1];c.114-118  
        Социальная стратификация Комбинированный урок Таблица [1];c.114-136  
        Социализация индивида Комбинированный урок Схема [1];c.56-60  
        Социальный контроль и отклонения Комбинированный урок Таблица [1];c.76-77  
        Молодежь как социально-демографическая группа Урок систематизации и обобщения Тест [1];c.45-47  
        Политика и ее место в обществе Урок формирования новых знаний Схема [4];c.288-294  
        Политическая власть и ее место в обществе Комбинированный урок Схема [2];c.90-103  
        Демократия и общественное развитие Комбинированный урок Конституция РБ 1994 г. [2];c.272-289  
        Политические партии Комбинированный урок Схема [4];c.298-305  
        Обязательная контрольная работа Урок контроля знаний и умений Карточки-задания Конспект  
        Политическая идеология Урок систематизации и обобщения схема [2];c.381-391  

Литература:

1. Кравченко А. И. Введение в социологию: учебное пособие. – М: Новая школа, 1995.-114с.

2. Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. -Ростов на Дону: «Феникс»,1996-544с.

3. Философский энциклопедический словарь. М: ИНФРА –М., 1999.—576 с.

4. Человек и общество: Учеб. пособие (С.В. Решетников, Я.С. Яскевич и др.; Под общ. ред. С.В. Решетникова и

Я.С. Яскевич. – Мн.: Тетра Системс, 2001. – 368 с.

Рассмотрен на заседании МК УО «Брестский ГК связи»

Протокол №_____ от «___» ________ 20__ г.

Председатель ____________

Литература

для самоподготовки и выполнения ДКР по дисциплине

«Основы социально-гуманитарных наук»

К РАЗДЕЛУ 1. Философия о человеке, обществе, мире

Что такое философия?

Капке В.Л.Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. -М. 1999.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. –М., 1990.

Историко-философское введение

Перевезенцев С.В.Практикум по истории западноевропейской философии. Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения: Пособие для изучаюіих историю философии. –М., 1997.

Скирбекк Г., Гильс Н.История филосифии –М., 2000.

Философия бытия

Жульев В.К.Бытие –М., 1994.

Молчанов Ю.В.Проблема времени в современной науке –М., 1990.

Осипов А.И.Пространство и время как категори мировоззренияи регуляторы практической дятельности. –М., 1989.

Трубпиков В.П.Время человеческого бытия. –М., 1987.

Филисофия познания

Алексеев П.В., Панин А.В.Теория познания и диалектика. –М., 1991. Науные и вненаучные формы мышления. –М., 1996.

Руткевич М.Н., Лойфман И.Я.Диалектика и теория познания. –М., 1994.

Филатов В.П.Наука и мир человека. –М., 1990.

Философия человека

Демидов А.Б.Феномены человеческого бытия. –М., 1997.

Человек.Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. –М., 1991.

Наши рекомендации