Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф»

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф»

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

Красноярск

УДК

ББК

С

Сборник методических рекомендаций для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» для специальности 060101- Лечебное дело (очная форма обучения) /сост. А.А. Попов, М.М. Анисимов, В.Е. Войконов. – Красноярск: тип. КрасГМУ 2012 г - ___с.

Составители: д.м.н., профессор Попов А.А.

доцент Анисимов М.М.

старший преподаватель Войконов В.Е.

Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2010 г. по специальности 060101- Лечебное дело (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2012 г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.

Рецензенты:

Заведующий кафедрой гигиены ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России, д.м.н., профессор Куркатов С.В.

Председатель методической комиссии ФФМО ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России к.м.н., доцент Батухтина Н.П.

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС ( протокол №_____ от «___»__________2012г.)

КрасГМУ

2012г.

Содержание

Занятие №1

Тема: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Общие принципы и механизмы адаптации. Взаимосвязь человека с окружающей средой»

Занятие №2

Тема: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Краткая характеристика сенсорных систем с точки зрения безопасности»

Занятие №3

Тема: «Природные опасности» (круглый стол в интерактивной форме)

Занятие №4

Тема: «Техногенные опасности. Механические опасности. Виброакустические колебания. Электромагнитные поля»

Занятие №5

«Техногенные опасности. Статическое электричество. Лазерное излучение. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение. Ионизирующее излучение»

Занятие №6

Тема: «Социальные опасности. Биологические опасности»

Занятие №7

Тема: «Экологические опасности. Тяжелые металлы, пестициды, диоксиды»

Занятие №8

Тема: «Экологические опасности. Вода как путь передачи инфекционных заболеваний. Санитарная охрана почвы. Продукты питания»

Занятие №9

Тема: «Антропогенные опасности (психология безопасности жизнедеятельности)»

Занятие №10

Тема: «Экстремальные и чрезвычайные ситуации»

Занятие №11

Тема: «Поражающие факторы ЧС и средства защиты от них. ЧС природного характера, техногенные ЧС, ЧС биолого-социального характера (терроризм)»

Занятие №12

«Поражающие факторы ЧС и средства защиты от них. Ядерное оружие, химическое оружие, обычные средства поражения» (круглый стол в интерактивной форме)

Занятие №13

Тема: «Организация системы предупреждения и ликвидация ЧС. Основные принципы, способы и средства защиты населения и территории в ЧС»

Занятие №14

Тема: «Организация системы предупреждения и ликвидация ЧС. Мероприятия противорадиационной, противохимической и противобактериологической защиты. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты»

Занятие №15

Тема: «Ликвидация последствий ЧС»

Занятие №16

Тема: «Правила оказания первой медицинской помощи при травмах»

Занятие №17

Тема: «Правила оказания первой медицинской помощи при термических поражениях и несчастных случаев, при внезапных заболеваний»

Занятие №18

Тема: «Организация защиты населения в военное время. Основные принципы, способы и мероприятия по защите населения. Характеристика защитных сооружений»

Занятие №19

Тема: «Организация защиты населения в военное время. Характеристика средств индивидуальной защиты. Медицинские средства индивидуальной защиты. Эвакуация и рассредоточение»

Список литературы …

Занятие № 1

1. Тема: «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Общие принципы и механизмы адаптации. Взаимосвязь человека с окружающей средой»

2. Формы работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия

1. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям: общие принципы и механизмы адаптации.

2. Взаимосвязь человека с окружающей средой.

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы(тестовые задания с эталонами ответов).

001.ЗДОРОВЬЕ - ЭТО

1) синтетический показатель

2) интегральный показатель

3) вербальный показатель

4) виртуальный показатель

5) жизненный показатель

Правильный ответ: 1

002. ПОД АДАПТАЦИЕЙ ПОНИМАЮТ

1) это защитная реакция

2) приспособительная реакция

3) иммунная реакция

4) физическая реакция

5) химическая реакция

Правильный ответ: 2

003. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УЧАСТВУЮТ В

1) акте дыхания

2) процессе пищеварения

3) кроветворения

4) саморегуляции

5) регенерации

Правильный ответ: 4

004. КОМПЕНСАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ - ЭТО

1) физическая реакция

2) химическая реакция

3) адаптивная реакция

4) иммунная реакция

5) реакция агглютинации

Правильный ответ: 3

005. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ВОСПРИНИМАЮТ

1) интерорецепторы

2) экстерорецепторы

3) колбочки

4) проприорецепторы

5) стаканчики

Правильный ответ: 2

006. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ВОСПРИНИМАЮТ

1) интерорецепторы

2) экстерорецепторы

3) колбочки

4) проприорецепторы

5) стаканчики

Правильный ответ: 1

007. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ МЫШЦ ВОСПРИНИМАЮТ

1) интерорецепторы

2) экстерорецепторы

3) колбочки

4) проприорецепторы

5) стаканчики

Правильный ответ: 4

008. ИНФОРМАЦИЮ О ПОЛОЖЕНИИ ТЕЛА МОЗГ ПОЛУЧАЕТ С ПОМОЩЬЮ

1) интерорецепторов

2) экстерорецепторов

3) колбочек

4) проприорецепторов

5) стаканчиков

Правильный ответ: 4

009. АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОК ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ - ЭТО

1)время, проходящее от начала воздействия до появления ощущений

2)отсутствие раздражений

3)рецептор начинает воспринимать раздражение

4)атрофия зрительного аппарата

5)величина, на которую один стимул должен отличаться от другого

Правильный ответ: 3

010 ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД - ЭТО

1)время, проходящее от начала воздействия до появления ощущений

2)отсутствие раздражений

3)рецептор начинает воспринимать раздражение

4)атрофия зрительного аппарата

5)величина, на которую один стимул должен отличаться от другого

Правильный ответ: 1

011. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ

1) компенсаторный механизм

2) рецепторные образования

3) гомеостаз

4) биологическую адаптацию

5) дозу воздействующего фактора

Правильный ответ: 2

012. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ - ЭТО

1) почки

2) печень

3) гормоны

4) гомеостаз

5) структуры мозга

Правильный ответ: 5

013. РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫПОЛНЯЕТ

1) центральные органы

2) периферические органы

3) костная система

4) оксалаты

5) лекарственные средства

Правильный ответ: 2

014. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ЗАВИСИТ ОТ

1) состава воды

2) состава воздуха

3) дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей организма

4) проприорецепторов

5) латентного периода

Правильный ответ: 3

015. ГОМЕОСТАЗ - ЭТО

1) относительное постоянство внешней среды

2) относительное постоянство внутренней среды

3) периферические органы

4) центральные органы

5) структуры мозга

Правильный ответ: 2

016. ЗАЩИТНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ РЕГУЛИРУЕТСЯ

1) зрительным путём

2) рефлекторным путём

3) химической ре5акцией

4) электроимпульсами

5) физиопроцедурами

Правильный ответ: 2

017. СНИЖЕНИЕ РЕЗИСТЕНТНОСТИ И АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ВОЗНИКАЕТ ВСЛЕДСТВИЕ

1) отсутствия раздражителей

2) чрезмерно высокого порога раздражения

3) физиопроцедур

4) миозита

5) целлюлита

Правильный ответ: 1

018. ОТСУТСТВИЕ СВЕТОВОГО РАЗДРАЖЕНИЯ ПРИВОДИТ К

1) глухоте

2) немоте

3) слепоте

4) глухонемоте

5) куриной слепоте

Правильный ответ: 3

019. ОТСУТСТВИЕ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИВОДИТ К

1) атрофии зрительного нерва

2) немоте

3) слепоте

4) куриной слепоте

5) нарушению осязания

Правильный ответ: 2

020. ВРОЖДЁННАЯ ГЛУХОТА ПРИВОДИТ К

1) атрофии зрительного нерва

2) немоте

3) слепоте

4) куриной слепоте

5) нарушению осязания

Правильный ответ: 2

5. Самоконтроль по ситуационным задачам(ситуационные задачи с эталонами ответов)

Задача № 1. Во время приготовления пищи человек получил ожог пальцев правой кисти.

Вопрос: 1. какие исполнительные механизмы были задействованы, когда человек отдёрнул руку?

2. какая функциональная система выработала данное решение?

Эталон ответа: 1. рецепторы (эктерорецепторы).

2. мозг (центральная нервная система).

Задача № 2.

После20 лет работы стеклодувом у пациента ухудшилось зрение левого глаза.

Вопрос:

1. какая причина ухудшения зрения левого глаза?

2. имеет ли место атрофия зрительного нерва?

3. почему ухудшилось зрение именно левого глаза?

Эталон ответа:

1. влияние инфракрасного излучения.

2. нет, не имеет.

3. левый глаз больше участвует в аналитической функции.

Задача № 3.

Во время движения человек запнулся, но удержался от падения.

Вопрос:

1. из каких сенсорных органов получает информацию организм?

Эталон ответа:

1. от проприорецепторов.

Задача № 4.

В кинофильме «Гибель Титаника» в эпизоде где киногерой держится руками за плавучее средство и ведёт разговор. Вода в это время в океане была довольно холодной.

Вопрос:

1. какой компенсаторный механизм возникает у человека, находящегося в холодной воде и имело место у киногероев?

2. почему не рекомендуется для согревания организма больше двигаться?

Эталон ответа:

1. мышечное дрожание.

2. увеличивается обмен веществ и расширяются периферические кровеносные сосуды, что ведёт к увеличению теплопотери.

Наши рекомендации