Дипломатическое право в применении к отношениям государств с международными организациями и в рамках международных конференций.

В1975 г. в Вене была принята конвенция о представительстве государств в их отношениях с МО универсального характера.

Она охватывает такие сферы деятельности государств в их отношениях с МО в рамках международных конференций:

1) сфера деятельности постоянных представительств государств-членов при МО;

2) делегации государств в органах и на сессиях МО, а также на международных конференциях; делегации наблюдателей в органах и на сессиях МО и на международных конференциях.

Для поддержания отношений с международными организациями государства учреждают постоянные представительства при международных организациях. Согласно Венской конвенции 1975 г., государства-члены могут учреждать постоянную миссию при организации для того, чтобы обеспечить единство между аккредитованными государствами и организацией, проводить переговоры с организацией и внутри организации, защищать интересы представляемого государства в организации, а также привлекаться к реализации цели и задач, поставленных перед организацией и ее членами. К функциям постоянного представительства, соответственно, относятся: обеспечение представительства аккредитованного государства при организации; поддержании связей между представляемым государством и организацией; обеспечение участия представляемого государства в деятельности организации; защите интересов представляемого государства по организации и др. (ст. 6). Эти функции в значительной степени совпадают с теми, которые выполняют дипломатические представительства. В то же время постоянное представительство государств при МО не наделено функциями дипломатической защиты граждан своего государства, консульскими функциями, которые присущи дипломатическим представительствам. Полномочия главы представительства выдаются от имени главы государства, главы правительства, министра иностранных дел или, если это допускается правилами организации, другим компетентным органом представляемого государства. Глава представительства, в силу своих функций и без предъявления полномочий, считается представляющим государство в целях принятия текста договора между этим государством и организацией. Представляемое государство сообщает: о назначении, должности, звания и старшинстве сотрудников представительства, их прибытии и окончательном отъезде или прекращении их функций в представительстве, а также о любых других изменениях, отражающихся на их статусе, которые могут произойти во время их деятельности в представительстве; о прибытии и окончательном отбытии частных домашних работников, состоящих на службе у сотрудников представительства, и о прекращении их службы; о местонахождении помещений представительства и частных резиденций, наделены неприкосновенностью. Представительство при международных организациях выполняет следующие функции (статья 6 Конвенции): представляет свое государство; поддерживает связь с этой международной организацией; информирует свое государство о деятельности этой международной организации; обеспечивает его участие в деятельности международной организации; ведет с этой международной организацией переговоры от имени своего государства; защищает в международной организации его интересы. Для выполнения этих функций представительства государств при международных организациях наделяются дипломатическими иммунитетами и привилегиями, в числе которых неприкосновенность помещений представительства, освобождение их от налогов и сборов, свобода сношений со своим государством и другие. Члены дипломатического корпуса представительства обладают личными иммунитетами и привилегиями.

Государства, не являющиеся членами организации, если это допускается уставом организации, могут учреждать постоянные миссии наблюдателей с целью обеспечить представительство аккредитующего государства, охрану ее интересов в организации и поддержание связи с ней. Конвенция определяет "постоянное представительство" как миссию представительского и постоянного характера, которая учреждается государством-членом при организации.

Как и посольства, они относятся к постоянным зарубежным органам внешних сношений и составляют часть дипломатической службы государства. В то же время нужно учитывать четкое различие между посольством и постоянным представительством при МО. Во-первых, посольства функционируют в сфере двусторонних отношений, где предусмотрена особая процедура их возникновения, тогда как постоянные представительства при МО действуют в сфере трехсторонних отношений (представляемое государство - МО - государство пребывания штаб-квартиры МО). Во-вторых, постоянное представительство аккредитуется не при государстве пребывания, а при МО, штаб-квартира которой расположена в этом государстве. Как следствие, реальное состояние использования привилегий и иммунитетов, предусмотренных нормами международного права, все-таки зависит от государства пребывания, от ее политической и правовой системы, от эффективности деятельности всех ветвей власти, особенно исполнительной. В-третьих, правовой статус представителей государств - членов МО отличается от статуса сотрудников МО. То, что представители членов МО юридически связанные не с самой организацией, а с государствами-членами, является решающим фактором в определении характера и содержания их иммунитета. Они как представители суверенных государств наделены дипломатическими привилегиями и иммунитетами. В-четвертых, во время назначения главы постоянного представительства при МО не требуется запрос агремана. Поэтому документом, который удостоверяет его назначения, являются его полномочия. Соответственно, термин "аккредитация" при этом меняется на "назначения".

В первой группе привилегий и иммунитетов центральное место занимает вопрос о неприкосновенности помещений постоянных представительств, постоянной миссии наблюдателя, делегации в органе МО или международной конференции, делегации наблюдателя в органе или конференции. Согласно ст. 23 Конвенции помещения представительства неприкосновенны. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое имущество, что есть в них, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста или исполнительных действий. Относительно архивов и документов представительства Конвенция повторяет режим, предусмотренный Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. для помещений дипломатических представительств (ст. 21-25). Почти в таком же объеме, как и для посольств, предоставляют для постоянных представительств, делегаций и наблюдателей налоговые и таможенные привилегии. Среди привилегий и иммунитетов второй группы выделяют личную неприкосновенность главы и остальных дипломатического персонала представительства и делегаций. Они не подлежат аресту или задержанию в любой форме. Предоставляя иммунитет от уголовной, гражданской и административной юрисдикции в отношении всех действий, совершенных при исполнении официальных функций, Конвенция не обязывает дипломатических агентов давать показания в качестве свидетелей. В то же время эти лица не освобождаются от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания в отношении исков о возмещении убытков, вызванных несчастным случаем с участием транспортного средства, включая судно и летательный аппарат, которым пользуется лицо или который принадлежит ей, если эти убытки не могут быть возмещены страховщиком.

Наши рекомендации