Изучение римской истории во второй половине XIX — начале XX в.
Во второй половине XIX в. европейская историческая наука достигла больших высот в своем развитии. Ее расцвету способствовали распро-
странение среднего и высшего образования, основание многих университетов, улучшение университетского образования, общий культурный подъем в Европе. В историографии о Древнем Риме вторая половина XIX в. характеризуется накоплением новых источников, в частности эпиграфических и археологических, которые активно вводятся в научный оборот. Ученые стали широко применять сравнительно-исторический метод, когда для изучения слабоосвещенных в источниках периодов той или иной страны использовался материал других стран, находящихся на той же стадии исторического развития. Например, американский исследователь Г. Морган использовал данные о родовом устройстве племен американских индейцев ирокезов для воссоздания соответствующих стадий жизни гомеровских греков и римского общественного устройства царской эпохи.
Ведущее место в историографии об античности, в том числе Древнего Рима, занимали ученые Германии, в которой после объединения многих княжеств в одно государство — Германскую империю наблюдается хозяйственный и культурный подъем. Наибольшее значение в исследовании римской истории имела многогранная деятельность Теодора Моммзена (1817 —1903). Научное творчество Моммзена развивалось в нескольких направлениях, и в каждом из них его работы сыграли важную роль для дальнейшего развития науки. Ему принадлежит публикация грандиозного, образцово изданного собрания римских надписей: «Корпус римских надписей» в XV фолиантах (1863—1899); под его руководством изданы юридические памятники: «Corpus juris civilis», Кодекс Феодосия и др. Моммзен дал глубокую разработку истории римского государственного (т. I—III, 1871—1887) и уголовного (1899) права; им была тщательно изучена история римского государственного устройства как системы (народные собрания, сенат, магистратуры и др.) в связи с эволюцией римского общества от царской эпохи до времени поздней Римской империи.
Однако самым знаменитым произведением Моммзена стала его «Римская история» (т.I—III, 1854—1856; т. V, 1885; четвертый том не выходил). В этом труде, написанном блестящим литературным стилем, на основе всех достижений тогдашней
науки прослежена римская история от царской эпохи до смерти Цезаря. Основное внимание автора сосредоточено на истории политических событий и учреждений, хотя в поле его зрения попадают и социальные отношения, хозяйственная жизнь и культурный процесс. В духе органической теории, популярной в немецкой историографии, Моммзен рассматривал римлян как нацию со сформировавшимися в определенной природно-географической среде национальными чертами, которые проявлялись и трансформировались в процессе исторического развития. По Моммзену, римлянам была предопределена задача создания огромного государства, объединившего сначала Италию, затем и все Средиземноморье, и выполняющего своего рода всемирно-историческую миссию. Моммзен преувеличивает роль в истории великих личностей, считая их способными менять ход исторического развития, хотя и рассматривает их как выразителей народного духа. Идеальным государственным деятелем, с точки зрения Моммзена, был Цезарь, который смог своими реформами возродить италийскую нацию, создав так называемую демократическую монархию, Римскую империю, которой было суждено великое будущее. Панегирик монархической программе Цезаря и рождающейся Римской империи, составленный Моммзеном в Римской истории, был отражением политических симпатий самого автора и стоявших за ним кругов немецкой буржуазии, заинтересованной в объединении Германии в середине XIX в. под руководством прусской монархии.
Важное значение в дальнейшем развитии историографии о Древнем Риме имел пятый том «Римской истории» Моммзена, посвященный систематическому исследованию римских провинций в I—III вв. как органических частей Римского государства.
Ведущими специалистами в области римской истории во Франции были Фюстель де Куланж и А. Валлон. Самым крупным исследованием А. Валлона (1812— 1904) была его трехтомная «История рабства в древности» (1848; 2-е изд.— 1879), в которой была дана наиболее полная сводка материалов об античном рабстве, а важнейшим выводом — рабовладельческий характер античной цивилизации. Для Валлона характерна сугубо отрицательная оценка ис-
Паданскую область, где и основал город Фельзину (совр. Болонья).
Верхушку этрусского общества составляла военно-жреческая знать. Римские авторы называют ее представителей принцепсами. Современные ученые полагают, что они возглавляли привилегированный слой (этера). В него могли входить знатные дружинники, а также приближенные вождей из числа клиентов. У этрусской аристократии сохранялись роды отцовского характера. Но женщина занимала в семье почетное место. Это выражалось в том, что наряду с именем отца этруски упоминали имя матери. Из этрусских родов известны Тарквинии в городе Тарквинии, правившие потом в Риме, Виркена — в Вольсиниях и Вейях, Пулены в Фельзине, Цильнии в Арреции и др. Кроме знати и людей зависимых состояний существовали в Этрурии и незнатные свободные, занимающиеся ремеслом и торговлей.
Политическая власть в городах сначала принадлежала царям, обладавшим военными и религиозными полномочиями. Но в VI в. до н. э. цари были заменены выборными должностными лицами. Они назывались по-разному — зилки, или зилахи, соответствующие (латин.) претору, пуртна — диктатору, марунухи. В разных городах был различный набор этих должностных лиц, функции их точно установить нельзя.
Этруски не образовали единого централизованного государства. Античные авторы сообщают о трех двенадцатиградиях (тосканском, паданском, кампанском). Это были непрочные религиозные лиги, возглавлявшиеся избранными из представителей городов зилахами, или зилками, которые обладали и военными функциями. Практически городов в союзах было более двенадцати. Это объяснялось прежде всего тем, что этрусские центры строились в отдалении от моря, но обычно имели на побережье свой порт (например, Пирги был портом Цэре, Атрий и Спина — Фельзины) и распространяли власть на сельскую округу с небольшими городками. Лучше всего известен состав и история тосканской лиги. Центром его был г. Вольсинии со святилищем божества, именем или прозвищем которого был Вертумн, или Вельтумна. Здесь происходили выборы главы союза и ежегодные празднества и ярмарки. Важное место занимали города Вейи, где сложилась знаменитая
Часть двери в гробницу с изображением охраняющего ее кентавра; вверху — этрусская надпись (город Тарквинии)
школа ваятелей, Клузий, Перузия, Популония в приморском районе, где перерабатывалась железная руда с о. Ильва, Тарквинии и Цэре. Каждый город имел свое войско из тяжеловооруженных пехотинцев, знать составляла отряды всадников, предводители сражались на колесницах.
Потребность в новых землях и рынках, обострение социальных противоречий вызывали колонизацию. Соперничая с италийскими греками в средиземноморской торговле, этруски захватили в VI в. до н. э. восточное побережье Корсики и Сардинии, а также кампанские города, где был организован союз во главе с Капуей. Если на севере этруски мирно делили с греками господство на Адриатике, то в Кампании их соперничество привело к острым конфликтам. Союзником этрусков против греков оказался Карфаген, претендовавший на господство в Западном Средиземноморье. Силами этого союза удалось в 535 г. до н. э. нанести грекам поражение при Алалии на Корсике, и этруски распространили свою власть на этот остров.
Расцвет этрусских городов и их торговой и военной экспансии в Италии и на ближних островах падает на первую половину VI в. до н. э. Но с последней четверти VI столетия греки берут над ними верх. В
Этрусские воины в полном вооружении с телом убитого товарища. Ручка сосуда из Пренесте. Бронза. IV в. до н. э
524 г. до н. э. они разбивают этрусков в Кампании, затем — в Лации, а в 474 г. до н. э.— в морском бою близ Кум. В конце VI в. до н. э. изгоняется этрусская династия из Рима, слабеет этрусское влияние среди латинов и на севере, где на этрусские города обрушились кельты.
Чем объяснить стремительное падение этрусской гегемонии в Италии? Во-первых, внутренней слабостью этрусских городов-государств: их подтачивали социальные противоречия. Во-вторых, непрочностью их союзов, соперничеством городов, не позволявшим создать надежный единый фронт против италиков, греков, потом — кельтов. Несмотря на утрату политического могущества, культурное влияние этрусков на север и центр Италии оставалось значительным до конца IV в. до н. э. Особенно оно ощущалось в Риме. В кругу римской знати был моден этрусский язык, большим признанием пользовалась «этрусская дисциплина», т. е. религиозно-мифологические представления и система гаданий и жертвоприношений, изложенные в священных книгах. В них говорилось о создании мира богом и жизни людей в течение 12 тыс. лет. В книгах
содержались предписания о строительстве городов, зданий и организации земельного пространства, что было заимствовано римлянами. Исключительным авторитетом обладали этрусские гадатели, узнававшие волю богов по молниям и по внутренностям животных. Этих гадателей называли гарус-пиками. Этрусский пантеон включал в себя божества разного порядка — «скрытых», т. е. великих богов, души предков и различных демонов, добрых и злых. Среди верховных божеств известны Тини, Уни, Менрва, имевшие сходные функции с римскими Юпитером, Юноной и Минервой, а потому отождествленные с ними. Супругом Менрвы был Херкле (= рим. Геркулес). Этрусские боги и их культ имеют италийские, греческие, малоазийские, в первую очередь хеттские черты, что соответствует разнородности их происхождения. Характерные для Средиземноморья элементы прослеживаются и в других областях этрусской культуры. Камерные гробницы в архитектурном и техническом отношениях напоминают могильные склепы Балкан, Малой Азии, Сардинии. Изображения борющихся хищников и их нападения на коз и ланей, воспроиз-
ведение химер, сфинксов и крылатых быков на саркофагах и утвари имеют прототипы в Египте и Передней Азии. С течением времени этруски все более впитывали греческие элементы культуры. Они подражали грекам в формах керамики, вазописи и пластике, охотно изображали на зеркалах и сосудах сцены гомеровского эпоса. В свою очередь, этруски воздействовали на соседей-италийцев, в частности на Рим. Римляне переняли у них правила межевания полей, планировку городов, устройство домов, учение гаруспиков, знаки царской власти.