Особая группа источников представлена произведениями художественной литературы.
Особая группа источников представлена произведениями художественной литературы. Художественные произведения всегда являются памятниками идей своего времени, но они содержат и множество указаний на разные стороны жизни современного авторам или ушедшего в прошлое общества. Очень показательно в этом смысле поэтическое творчество времени Августа. Так, Вергилий на материале далекой древности в «Энеиде» провозглашал официальную политическую программу императора, а в «Буколиках» и «Георгиках» наряду с воспитательными задачами в духе этой программы дал много живых подробностей быта, хозяйства и общественных отношений этого времени. Гораций воспел внешнюю политику Августа. Опальный поэт Овидий нарисовал яркие картинки городской жизни, а в «Письмах с Понта» и в «Тристиях», написанных в изгнании,— черты природы и
быта далекого провинциального города Томы.
Эпоха Империи — время расцвета сатирического жанра. Приближенный Нерона, талантливый писатель Петроний создал роман «Сатирикон», посвященный приключениям нескольких молодых бездельников. «Сатирикон» — яркое полотно, запечатлевшее нравственное падение разных слоев римского общества. Вместе с тем роман показывает быт и хозяйство разбогатевших вольноотпущенников, бросает свет на социально-экономическое развитие Империи.
Пестрый быт, унизительное положение клиентов-бедняков, социальные контрасты «мирового» города античности с исключительным мастерством представлены в «Эпиграммах» испанского уроженца Марциала (ок. 40—102 гг.). Обличителем двора Домициана и тиранической сущности его правления, показавшим трудности жизни бедняков, в том числе клиентов, был поэт, профессиональный ритор и декламатор Ювенал (ок. 60—140 гг.).
О религиозных воззрениях и быте разных групп провинциального населения в занимательной форме рассказал Апулей (род. ок. 125 г.) в популярном романе «Метаморфозы», или «Золотой осел».
В эпоху Империи получили развитие и такие области литературы, как письма и речи. Среди риторов выделяются Сенека Старший (55 г. до н. э.— 40 г. н. э.) и Квинтилиан (30-е годы — 96 г.), оба родом из Испании. Они создали труды в помощь изучающим ораторское искусство. Первый ориентировал на судебное красноречие, второй обращал особое внимание на общеобразовательную подготовку и методику обучения будущих риторов. Кроме судебных речей были распространены панегирики, восхвалявшие императоров. Сохранился панегирик Плиния Младшего (61— 114 гг.) Траяну, выражавший настроения сенатской знати. Галльские панегирики в честь императоров III—IV вв. отличаются неумеренной лестью, но содержат важные данные о положении в провинциях, о дворцовом церемониале.
Выдающееся положение среди авторов эпистолярного жанра занимает Плиний Младший, племянник знаменитого энциклопедиста Плиния Старшего. Он переписывался с родными и друзьями, принадле-
жавшими к просвещенной знати. Взрыв риторской и эпистолярной активности падает на IV в. Последние представители высокой античной культуры Либаний, учитель императора Юлиана Отступника, сам Юлиан, Симмах и другие оставили большое наследство из писем и речей, выражавшее приверженность идеалам античного образа жизни и духовности. Одновременно их произведения изобилуют данными об общественных отношениях, о политических событиях и быте их времени.
Ценным источником по истории поздней Империи являются письма и поэмы галльского аристократа Сидония Аполлинария, рассказавшего о готском завоевании римских земель.
Существенное значение для изучения Империи имеют юридические памятники.
Существенное значение для изучения Империи имеют юридические памятники. Ранние из них — институции, т. е. учебники права. Сохранились институции юриста Гая (II в.). Более поздние — это дигесты (II— III вв.), т. е. комментарии к законодательству и судебной практике. К началу V в. относится первый кодекс римского права, созданный по поручению императора Феодосия II и названный его именем, к VI в.— кодекс Юстиниана. Наиболее полным собранием римского права является сборник, получивший в XII в. название «Корпус цивильного права» («Corpus juris civilis»). В него вошли: 1) институции; 2) дигесты; 3) императорские конституции, т. е. установления, или кодекс Юстиниана; 4) новеллы, т. е. конституции, изданные после кодекса Юстиниана. Кодексы отражают социально-экономические и политические условия Империи, а установления Юстиниана — и религиозную жизнь, в том числе значение христианства.
Римская история включает в себя историю возникновения и развития христианства и христианской церкви.
Римская история включает в себя историю возникновения и развития христианства и христианской церкви. Памятники этого исторического явления многообразны. Это и его материальные следы, т. е. погребения ранних христиан, и письменные источники, в их числе канонические книги Нового Завета и апокрифы, т.е. тайные, секретные христианские книги, не вошедшие в канон. Письменные памятники представлены также сочинениями апологетов, или отцов церкви,— Тертуллиана (конец II — начало III в.), Оригена (начало III в.) и авторов церковных историй — Евсевия Кесарийского (IV в.), Августина Блаженно-
го (V в.), его ученика Павла Орозия, изобличавших языческий Рим. Для уяснения идейных истоков раннего христианства имеют значение Кумранские документы, т. е. документы религиозной общины ессеев. К источникам нехристианской ориентации относятся свидетельства античных
авторов о христианах — Тацита, Иосифа Флавия, Плиния Младшего и античных критиков христианства. Как видно, разные периоды римской истории обеспечены источниками разных видов неравномерно, что особенно требует использования их в комплексе и на основе критического анализа.