Конституционные основы социальной системы и духовно-культурных отношений
Социальное государство призвано в современном обществе регулировать распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование.
Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция Республики Беларусь, должно стремиться к максимально возможному в условиях демократии равномерному содействию жизненных условий.
Для этого в обществе создаётся социальная система и проводится социальная политика государства.
Социальная система – система социальных отношений, сложившихся и развивающихся в данном обществе.
Основные направления социальной политики государства:
1 охрана труда и здоровья людей;
2 установление гарантированной минимальной заработной платы;
3 обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства, инвалидов, пожилых людей;
4 установление пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты;
5 развитие системы социальных служб.
Духовно-культурные отношения в обществе – отношения между людьми, обществом и государством по поводу тех или иных духовно-культурных благ.
Духовно-культурные отношения во многом зависят от уровня развития общества, от других видов общественных отношений, а также оказывают определенное влияние на них. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления: науку, искусство, культуру, образование, религию и т.д.
Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с другими элементами конституционного строя (в наименьшей мере, т.к. речь идет о внутреннем мире человека).
В Конституции Республики Беларусь закреплено право на свободу творчества (ст.51 Конституции), право на образование (ст. 49).
Государство является ответственным за сохранение историко-культурных ценностей (ст. 15).
В Республике Беларусь имеется специальный закон «О национальных меньшинствах Республики Беларусь». В соответствии с ним, государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но и в равной степени всех наций и народностей, памятников истории и культуру национальных меньшинств, которые являются частью белорусской культуры. Эта группа общественных отношений регулируется также законами:
«О языках Республики Беларусь»;
Закон «Об охране историко-культурного наследия»;
Положением «Об уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате».
Одним из важнейших элементов духовно-культурной сферы является религия.
Религия оказывает воздействие на сознание граждан, и христианские церкви, как правило, не участвуют в государственных делах.
Религия (лат. «набожность», «святыня») мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основаны на вере в существование сверхъестественной силы (бога).
Религия – значимый объединяющий людей фактор (а иногда даже государствообразующий (Израиль, Ватикан)), она накладывает отпечаток на уклад жизни. Конституции и текущее законодательство государств не может игнорировать данную группу общественных отношений. Взаимодействие конституционного права и религии чаще всего осуществляется в виде конституционно-правовой гарантии свободы совести и регулировании отношений между государством и церковью. Международный «Пакт о гражданских и политических правах», ратифицированный Республикой Беларусь, закрепляет положение о том, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания.
В Республике Беларусь правоотношения в области прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также правовые основы деятельности религиозных организаций закреплены Конституцией (ст.16) и специальным законом «О свободе совести и религиозных организациях» от 1992 г. в редакции закона 2010 г.
Статья 3 Закона О свободе совести и религиозных организациях под Религиозной деятельностью понимаетсядеятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих, распространение религий, религиозное воспитание, проведение богослужений, молитвенных собраний, чтение проповедей, обучение священнослужителей, а также иная деятельность, направленная на организационное и материальное обеспечение культовой практики религиозной организации (издание и распространение религиозной литературы, изготовление и распространение предметов культа, производство облачений для священнослужителей и другая деятельность).
А согласно ст. 8 данного Закона взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь.
Религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни, а также использовать государственные средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки.
В местах богослужений не допускаются использование государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан.
Государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими и не исповедующими религию, религиозными организациями различных вероисповеданий.
Государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.
Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.
Религиозные организации имеют следующие признаки:
вероисповедание;
разработанная культовая практика;
проведение богослужений;
религиозное просвещение и воспитание своих последователей.
Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь (ст. 13 Закона).
Религиозная община – объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан Республики Беларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей.
Религиозные общины образуются по инициативе не менее двадцати граждан Республики Беларусь, достигших восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории.
Общины действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.
Религиозное объединение – объединение религиозных общин единого вероисповедания для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (членов).
Религиозные объединения образуются при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет. Религиозные объединения действуют через свои органы управления.
Республиканским признается религиозное объединение, образованное из религиозных общин, действующих в большинстве областей Республики Беларусь. Деятельность республиканского религиозного объединения распространяется на территорию деятельности входящих в него религиозных общин.
Республиканское религиозное объединение имеет право создавать местные религиозные объединения из религиозных общин, действующих в одной или нескольких областях. Деятельность местных религиозных объединений распространяется на территорию деятельности входящих в них религиозных общин.
Республиканские и местные религиозные объединения действуют на основании своих уставов и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом.
Религиозные объединения имеют право создавать монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения, которые действуют на основании своих уставов и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством (ст.15 Закона).
Религиозные объединения, монастыри, монашеские общины, религиозные братства, сестричества регистрируются в аппарате Уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете Министров. Религиозные общины регистрируются областными, Минским городским исполнительным комитетами.
Религиозная организация может быть ликвидирована:
по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной организации;
по решению суда в случаях:
повторного в течение года нарушения настоящего Закона, иного законодательства Республики Беларусь либо осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставу;
осуществления пропаганды войны или экстремистской деятельности;
осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Обращаться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет право орган, осуществивший ее регистрацию, а также иные органы (должностные лица) в соответствии с законодательными актами.
Дела о ликвидации религиозных общин, зарегистрированных областными, Минским городским исполнительными комитетами, рассматриваются соответствующими областными, Минским городским судами, а о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий – Верховным Судом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст. 23 Закона).
Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях.
Религиозные обряды, ритуалы и церемонии при необходимости могут проводиться по месту жительства граждан по их просьбе при условии соблюдения правил общежития и общественного порядка, если они не носят массового и систематического характера.
Религиозные обряды, ритуалы и церемонии в организациях здравоохранения, местах предварительного заключения и отбывания наказания проводятся по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Лица, находящиеся в этих учреждениях, могут иметь, получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами культа, если это не причиняет вреда их здоровью, не ущемляет права и законные интересы других лиц.
Порядок отправления богослужений, религиозных обрядов, ритуалов и церемоний военнослужащими устанавливается законодательством о воинской службе.
Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии, а также иные массовые мероприятия, имеющие своей главной целью удовлетворение религиозных потребностей, в специально не предназначенных для этих целей местах под открытым небом и в помещениях могут проводиться только после принятия соответствующего решения руководителем местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 25 Закона).
Статья 26 Закона О свободе совести и религиозных организациях закрепляет положение о том, что религиозные организации вправе производить, приобретать, вывозить из Республики Беларусь, ввозить в Республику Беларусь и распространять религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Ввозить в Республику Беларусь религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы религиозные организации могут только после проведения государственной религиоведческой экспертизы.
При распространении религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов может проводиться государственная религиоведческая экспертиза по решению республиканского органа государственного управления по делам религий.
При поступлении религиозной литературы в библиотечные фонды проведение государственной религиоведческой экспертизы является обязательным.
Коммерческие организации по выпуску религиозной литературы и производству предметов культового назначения могут создаваться только религиозными организациями.