Управление этническими процессами: основные современные тенденции

Этнические процессы и их типология Этническая картина мира не отличается стабильностью. Если посмотреть на карту народов Европы античного времени, мы практически не увидим ни одного из народов современных – есть этруски, кимвры, готы, скифы и многие другие, но нет испанцев, австрийцев, белорусов, чувашей и других этносов европейского региона наших дней. В ходе истории одни народы исчезают, другие появляются. Могут меняться характеристики самих народов – территория расселения, облик культуры, антропологические особенности, религиозная принадлежность и др. Венгры сначала проживали в Зауралье, затем в междуречьи Дона и Днепра, в IX в. пришли в Подунавье на их современную этническую территорию (период так называемого "обретения родины"), их кочевая скотоводческая культура сменилась на оседлую земледельческую. За счет вхождения народов, с которыми они интенсивно контактировали, изменился их внешний облик, языческие верования сменились христианством и т.п. Эти изменения принято называть этническими процессами. Выделяется два их типа:этнотрансформационные процессы – образование и исчезновение этносов и этноэволюционныепроцессы – изменение характеристик этносов в ходе их исторического существования. Для обоих типов характерны объединительные (интеграция) процессы, как слияние нескольких этносов в один или усиление единства этноса за счет исчезновения его отдельных групп, региональных различий в традиционной культуре и т.п., и разъединительные (дезинтеграция), в виде разделения единого этноса на несколько новых образований или исчезновение различий в его составе. Новый этнос не появляется из ничего, он формируется из дотоле существовавших этнических общностей, одной или нескольких, когда меняется этническое самосознание (этническая самоидентичность), полностью или частично, его (их) представителей. В истории этноса выделяется два этапа. Первый – этногенез – происхождения народа, а поскольку он формируется из прежде существующих этносов, многие его характеристики восходят к ним. Прослеживать историю народа можно до сколь угодной глубины, вплоть до появления первых людей на Земле. При этом этногенетические исследования показывают, что компоненты, характеризующие этнос, зачастую имеют разное происхождение: язык восходит к одному источнику (т.е. народу или группе народов), антропологический тип – к другому, этноним – к третьему и т.д. Поэтому изучение происхождения народа с неизбежностью имеет комплексный характер, объединяя результаты различных наук – лингвистики, антропологии, письменной истории, археологии, этнографии и др. Этап этногенеза завершается фазой, определяемой как "кризис этничности", когда у представителей одного или нескольких этносов (иногда только части) происходит смена их этнической самоидентификации, заканчивающаяся появлением группы людей, осознающих свою иную этническую принадлежность, что выражается в ее названии. Эта фаза может иметь различную протяженность во времени. Так, барк "Mayflower" в 1620 г. пересек Атлантику и доставил переселенцев-англичан, основавших одно из первых британских поселений в Северной Америке в Плимуте (Массачусетс), а Бостонское чаепитие, с которого принято отсчитывать автономизацию США, случилось в 1773 г. Если на одно поколение отводить 25 лет, то формирование американского этноса заняло шесть поколений. У ряда народов Южной Сибири, в частности у хакасов, общее самосознание, при сохранении представления о принадлежности индивида к конкретной этнотерриториальной общности, появилось и закрепилось еще быстрее. В тоже время, формирование русского народа в контексте общевосточнославянской общности охватывает значительный промежуток времени. Второй этап – этнической истории – исторического существования этноса, в ходе которого его характеристики в той или иной степени меняются, он существует более или менее длительное время, пока следующий "кризис этничности" не вызовет утрату его представителями своей идентичности и переход их потомков к другому этническому состоянию. Этнические процессы – главная причина, по которой невозможно указать даже приблизительное количество этносов Земли. Предлагаемые цифры колеблются от полутора до пяти и более тысяч единиц, поскольку зачастую трудно определить этническое состояние той или иной группы человечества. Распался ли арабский мир на египтян, ливанцев, иракцев, йеменцев и т.д., или арабы по-прежнему существуют как единый этнос, а приведенные названия имеют политонимическое содержание? Существует ли единый татарский народ или казанские, касимовские, крымские и сибирские татары, а, кроме того, нижневолжские карагаши являются самостоятельными этносами? Вотли ли карапапахи и шахсевены в единый азербайджанский этнос в пределах современной Республики Азербайджан и представляют ли они обособленные этносы, как это иногда утверждается, на территории Турции и Ирана? Подобных примеров можно привести довольно много. Есть и другие причины, по которым затруднен подсчет количества народов Земли. Ими являются плохая изученность этнической ситуации ряда регионов, проблема подсчета в случае наличия в составе этноса внутренних подразделений. Например, для пигмеев (эфе, басуа, обонго, бамбути и др.), туркмен XIX в . (теке, салыр, эрсари и др.) – один это этнос или несколько, и ряд других.




Наши рекомендации