Глава 1 Теоретические основы фискальной политики государства
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики»
Направление подготовки – 38.05.02 Таможенное дело
Выполнил студент:________
Группа: 16ЭД1
Руководитель:
к.э.н., доцент _____________Котова Л. Г.
Работа защищена с оценкой_____________
Преподаватель ______________
Дата защиты________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ЭТиМО,
к.э.н. _______________ Сафонова О. Н.
ЗАДАНИЕ
На курсовую работу
по дисциплине «Экономическая теория»
Тема: «Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики»
Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению: 1) понятие и сущность фискальной политики; 2) достоинства и недостатки фискальной политики; 3) виды фискальной политики; 4) основные инструментам фискальной политики; 5) особенности фискальной политики России; 6) проблемы фискальной политики России и перспективы ее развития.
Исходные данные для выполнения работы:
учебно-методическая литература, научная и справочная литература, данные интернет сайтов, периодическая литература.
Перечень графического материала:
1) Приложение 1 – Доходы бюджета Российской Федерации в 2010 – 2016 гг. (% к ВВП);
2) Таблица 2 – Расходы бюджетной системы по функциональной классификации, % ВВП.
Основные источники и литература:
1) Борисов, Е. Ф. Экономическая теория : учеб. / Е. Ф. Борисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2015. – 544 с.;
2) Министерство финансов РФ – URL: http://minfin.ru/ru/ nationalwealthfund/statistics/ (дата обращения : 01.05.2017).
Дата выдачи задания «» марта 20 17 года
Срок сдачи работы «» мая 20 17года
Руководитель работы, к.э.н., доцент _____________Котова Л. Г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… | |
Глава 1 Теоретические основы фискальной политики государства……. | |
1.1 Понятие и сущность фискальной политики……………………. | |
1.2 Инструменты фискальной политики. ……………………………. | |
Глава 2 Виды фискальной политики государства………………………… | |
2.1 Классификация фискальной политики………………………….. | |
2.2 Достоинства и недостатки фискальной политики………………. | |
Глава 3 Особенности современной фискальной политики России………. | |
3.1 Особенности фискальной политики России……………………. | |
3.2 Проблемы фискальной политики России и перспективы ее развития……………………………………………………………….. | |
Заключение…………………………………………………………………. | |
Список использованных источников……………………………………… | |
Приложения |
Введение
Огромные средства, которые взимаются в виде налогов и сборов, перераспределяются через государственный бюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Следовательно, большое внимание уделяется налогам и бюджету, воздействие на которые оказывается с помощью фискальной политики [17, c. 234].
Фискальная политика государства - это важное направление финансовой политики, играющее большую роль в регулировании экономики посредством налогов, а также политики доходов и расходов.
Фискальной политикой принято называть область экономики, которая непосредственно связана с взаимодействием государственных органов и всех субъектов хозяйственной деятельности.
В условиях рыночной экономики особенно важно знать сущность, цели и виды фискальной политики, а также понимать механизм ее действия для того, чтобы правильно ориентироваться в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.
Фискальная политика – это самая важная политика, потому что именно с ее помощью государство может свободно реализовывать свои функции и обязательства. Государство проводит экономическую политику с помощью использования инструментов фискальной политики, таких как налоги и сборы, государственные расходы, трансфертные платежи, с помощью которых государство способно изменять величину и направленность денежных потоков. Рычагами данной политики являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов в соответствии с целями общества. Разработкой фискальной политики занимается законодательные органы страны, т.к. именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.
Бюджет является основой жизни каждого государства. Он представляет собой статью доходов и расходов, которая в большей или меньшей степени волнует каждого гражданина и оказывает влияние на благосостояние нации. Бюджет – главный показатель развития и процветания государства, продвижения научно-технического прогресса, развития экономики, сокращения неравенства населения и во многих других направлениях. Полнота бюджета прямо пропорциональна благосостоянию граждан [ 11, c. 125-126].
Актуальность данной темы невозможно оспаривать, т.к. экономика переживает далеко не самые лучшие дни и от того как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны.
Объектом курсовой работы выступает фискальная политика государства.
Предметом исследования является роль фискальной политики в макроэкономическом регулировании национальной экономики.
Целью данной курсовой работы является изучение фискальной политики и ее роли в макроэкономическом регулировании национальной экономики.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие и сущность фискальной политики;
– выявить достоинства и недостатки фискальной политики;
– определить виды фискальной политики;
– дать характеристику основным инструментам фискальной политики;
– проанализировать особенности фискальной политики России;
– определить проблемы фискальной политики России и перспективы ее развития.
Фискальные мультипликаторы
Снижение или увеличение правительственных закупок и налогов оказывает влияние на величину ВНП с мультипликационным эффектом, т.е. изменение правительственных закупок и налогов приводит к более значительному изменению ВНП, чем первоначальный импульс. Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов и снижение налогов повышают доход и ведут к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления. Такой переход от потребления к доходу и вновь от дохода к потреблению продолжается бесконечно [16].
В рамках фискальной политики выделяют три вида мультипликаторов:
– мультипликатор правительственных закупок;
– налоговый мультипликатор;
– мультипликатор сбалансированного бюджета.
Мультипликатор правительственных закупок – это мультипликатор, который характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных закупок. Он равен величине, обратной склонности к сбережению (4):
(4), где
MRG – мультипликатор правительственных закупок,
MRS – склонность к сбережению.
При этом, совокупный эффект от увеличения правительственных закупок равен их приросту, который перемножен на мультипликатор (5):
ΔGNP=ΔG*MRG (5).
Поскольку данный мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение правительственных закупок приводит к сокращению ВНП и доходов на величину, которая превышает уменьшение правительственных закупок [8].
Налоговый мультипликатор зависит от соотношения, в котором придельный доход распадается на потребление и сбережение. Таким образом, он равен отношению предельной склонности к потреблению к предельной склонности к сбережению (6):
(6),где
MRT – налоговый мультипликатор,
MPC – склонность к потреблению.
Следовательно, изменение величины ВНП в результате изменения величины налогов равно (7):
∆GNP = ∆T * MRT.
Т.к. правительственные закупки непосредственно входят в совокупный спрос, а их изменения полностью отражаются на величине спроса, то мультипликатор правительственных закупок намного мощнее налогового мультипликатора.
Мультипликатор сбалансированного бюджета. Фискальная политика, которая предусматривает равное увеличение налогов и правительственных расходов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета. Суть такого бюджета состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного ВНП на ту же величину, т.е. (8):
∆GNP = ∆G = ∆T.
Следовательно, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
В процессе расчета фискальных мультипликаторов возникает ряд проблем. Наиболее значимые из них [3]:
– идентификация. Суть данной проблемы: используется не только фискальная политика, поэтому трудно отделить именно ее воздействие от воздействия других инструментов;
– определения мультипликаторов. Дело в том, что фискальные мультипликаторы могут изменяться в течение времени, что требует оценки динамических эффектов, что вызывает дополнительные трудности. Таким образом, мультипликаторы могут быть разными в зависимости от того, имеет ли фискальная политика продолжительности, или же она проведена единовременно.
Оценки фискальных мультипликаторов сильно зависят от предложений идентификации фискальной политики, типа и вида фискальной политики, а также от страны [19].
Таким образом, были выделены основные мультипликаторы, с помощью которых можно проследить состояние фискальной политики государства. Необходимо учитывать тот факт, что оценка мультипликатора напрямую связана с типом и видом фискальной политики, а также зависит от исследуемой страны и состояния ее экономики в целом.
Заключение
Фискальная политика – это правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Она предполагает использование возможностей правительства по взиманию налогов и расходованию средств государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности, а также решение различных социальных задач.
На современном этапе развития экономической теории и государственных институтов, основной задачей является изучение формирования государственного бюджета, факторов, влекущих как к дефициту, так и к профициту. Полное изучение этой проблемы позволяется грамотно использовать все рычаги бюджетно-налогового механизма, что в свою очередь обеспечивает стабильные темпы развития экономики, так необходимые в условиях мирового финансового кризиса. Исходя из этого, подводя итоги фискальной политики государства, можно сделать вывод, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов многогранно и противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства и тем самым создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.
Для эффективной фискальной политики государства необходимо использовать, механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а также тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Таким образом, все самостоятельные регуляторы экономики должны функционировать с организованным государственным регулированием. Эффективная фискальная политика должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать государственные расходы.
Фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо, чтобы экономика выбралась из кризиса и наоборот - снижение расходов и увеличение налогов необходимо в условиях чрезмерного подъема экономики. На современном этапе развития российской экономики перед страной стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений:
– использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов;
– определение оптимальных мер и объемов бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор;
– нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительство принимать различные меры по стабилизации ситуации, меры фискальной политики.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для выхода из финансовой «ямы»,улучшения финансового положения страны, необходим совершенный, устойчивый бюджетный механизм. Государство обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику.
Приложение 1
Доходы бюджета Российской Федерации в 2010 – 2016 гг. (% к ВВП)
Доходы всего | 35,04 | 34,62 | 37,26 | 35,02 | 34,42 | 34,34 | 33,32 |
Налоговые доходы и платежи | 30,88 | 31,12 | 34,50 | 32,49 | 31,80 | 31,90 | 30,17 |
в том числе | |||||||
Налог на прибыль организаций | 3,26 | 3,83 | 4,06 | 3,52 | 2,92 | 3,05 | 3,22 |
Налог на доходы физических лиц | 4,29 | 3,87 | 3,57 | 3,38 | 3,52 | 3,47 | 3,47 |
Налог на добавленную стоимость | 5,28 | 5,40 | 5,81 | 5,30 | 4,98 | 5,06 | 5,24 |
Акцизы | 0,89 | 1,02 | 1,16 | 1,25 | 1,43 | 1,38 | 1,32 |
Таможенные пошлины | 6,52 | 6,74 | 8,25 | 7,62 | 7,00 | 7,09 | 4,16 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 2,72 | 3,04 | 3,65 | 3,67 | 3,63 | 3,73 | 3,99 |
Единый социальный налог | 5,93 | 5,35 | 6,30 | 6,13 | 6,61 | 6,46 | 6,98 |
Прочие налоги и сборы | 1,99 | 1,88 | 1,71 | 1,62 | 1,71 | 1,67 | 1,78 |
Приложение 2
Расходы бюджетной системы по функциональной классификации, % ВВП.
Всего | 34,9 | 32,7 | 34,1 | 35,0 | 35,4 | 36,8 | 37,3 | 35,9 | 34,8 | 33,6 |
Общегосударственные вопросы | 2,3 | 2,2 | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,3 | 2,2 | 2,2 | 2,1 | 2,0 |
Национальная оборона | 2,5 | 2,5 | 2,7 | 2,9 | 3,2 | 3,9 | 4,7 | 3,3 | 3,0 | 2,9 |
Национальная безопасность | 2,6 | 2,5 | 2,8 | 3,0 | 2,8 | 2,6 | 2,5 | 2,4 | 2,2 | 2,1 |
Национальная экономика | 4,6 | 4,6 | 4,8 | 4,5 | 5,8 | 4,7 | 4,5 | 4,4 | 4,2 | 3,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 2,1 | 2,0 | 1,6 | 1,5 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,1 | 1,0 | 1,0 |
Охрана окружающей среды | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Образование | 3,7 | 3,7 | 3,8 | 4,0 | 3,9 | 3,8 | 3,7 | 3,6 | 3,6 | 3,5 |
Культура, кинематография | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Здравоохранение | 3,2 | 3,2 | 3,4 | 3,2 | 3,2 | 3,5 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 3,1 |
Социальная политика | 12,2 | 10,7 | 11,4 | 12,1 | 11,3 | 13,0 | 13,4 | 13,5 | 13,3 | 13,0 |
Физическая культура и спорт | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Средства массовой информации | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Обслуживание государственного долга | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 1,0 | 1,0 | 1,1 | 1,1 |
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики»
Направление подготовки – 38.05.02 Таможенное дело
Выполнил студент:________
Группа: 16ЭД1
Руководитель:
к.э.н., доцент _____________Котова Л. Г.
Работа защищена с оценкой_____________
Преподаватель ______________
Дата защиты________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ЭТиМО,
к.э.н. _______________ Сафонова О. Н.
ЗАДАНИЕ
На курсовую работу
по дисциплине «Экономическая теория»
Тема: «Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики»
Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению: 1) понятие и сущность фискальной политики; 2) достоинства и недостатки фискальной политики; 3) виды фискальной политики; 4) основные инструментам фискальной политики; 5) особенности фискальной политики России; 6) проблемы фискальной политики России и перспективы ее развития.
Исходные данные для выполнения работы:
учебно-методическая литература, научная и справочная литература, данные интернет сайтов, периодическая литература.
Перечень графического материала:
1) Приложение 1 – Доходы бюджета Российской Федерации в 2010 – 2016 гг. (% к ВВП);
2) Таблица 2 – Расходы бюджетной системы по функциональной классификации, % ВВП.
Основные источники и литература:
1) Борисов, Е. Ф. Экономическая теория : учеб. / Е. Ф. Борисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2015. – 544 с.;
2) Министерство финансов РФ – URL: http://minfin.ru/ru/ nationalwealthfund/statistics/ (дата обращения : 01.05.2017).
Дата выдачи задания «» марта 20 17 года
Срок сдачи работы «» мая 20 17года
Руководитель работы, к.э.н., доцент _____________Котова Л. Г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… | |
Глава 1 Теоретические основы фискальной политики государства……. | |
1.1 Понятие и сущность фискальной политики……………………. | |
1.2 Инструменты фискальной политики. ……………………………. | |
Глава 2 Виды фискальной политики государства………………………… | |
2.1 Классификация фискальной политики………………………….. | |
2.2 Достоинства и недостатки фискальной политики………………. | |
Глава 3 Особенности современной фискальной политики России………. | |
3.1 Особенности фискальной политики России……………………. | |
3.2 Проблемы фискальной политики России и перспективы ее развития……………………………………………………………….. | |
Заключение…………………………………………………………………. | |
Список использованных источников……………………………………… | |
Приложения |
Введение
Огромные средства, которые взимаются в виде налогов и сборов, перераспределяются через государственный бюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Следовательно, большое внимание уделяется налогам и бюджету, воздействие на которые оказывается с помощью фискальной политики [17, c. 234].
Фискальная политика государства - это важное направление финансовой политики, играющее большую роль в регулировании экономики посредством налогов, а также политики доходов и расходов.
Фискальной политикой принято называть область экономики, которая непосредственно связана с взаимодействием государственных органов и всех субъектов хозяйственной деятельности.
В условиях рыночной экономики особенно важно знать сущность, цели и виды фискальной политики, а также понимать механизм ее действия для того, чтобы правильно ориентироваться в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.
Фискальная политика – это самая важная политика, потому что именно с ее помощью государство может свободно реализовывать свои функции и обязательства. Государство проводит экономическую политику с помощью использования инструментов фискальной политики, таких как налоги и сборы, государственные расходы, трансфертные платежи, с помощью которых государство способно изменять величину и направленность денежных потоков. Рычагами данной политики являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов в соответствии с целями общества. Разработкой фискальной политики занимается законодательные органы страны, т.к. именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.
Бюджет является основой жизни каждого государства. Он представляет собой статью доходов и расходов, которая в большей или меньшей степени волнует каждого гражданина и оказывает влияние на благосостояние нации. Бюджет – главный показатель развития и процветания государства, продвижения научно-технического прогресса, развития экономики, сокращения неравенства населения и во многих других направлениях. Полнота бюджета прямо пропорциональна благосостоянию граждан [ 11, c. 125-126].
Актуальность данной темы невозможно оспаривать, т.к. экономика переживает далеко не самые лучшие дни и от того как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны.
Объектом курсовой работы выступает фискальная политика государства.
Предметом исследования является роль фискальной политики в макроэкономическом регулировании национальной экономики.
Целью данной курсовой работы является изучение фискальной политики и ее роли в макроэкономическом регулировании национальной экономики.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие и сущность фискальной политики;
– выявить достоинства и недостатки фискальной политики;
– определить виды фискальной политики;
– дать характеристику основным инструментам фискальной политики;
– проанализировать особенности фискальной политики России;
– определить проблемы фискальной политики России и перспективы ее развития.
Глава 1 Теоретические основы фискальной политики государства