Этруски и их роль в формировании римского общества и культуры

Этруски - древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова - область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана). Этруски - создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на неё значительное влияние.

В древнейший период истории Апеннинского полуострова этруски господствовали на суше и на море, над населением Верхней и Средней Италии. Развитию торговли и промышленности и культурно-экономическому процветанию страны способствовала близость моря и удобные гавани.

Этрусская религия носила мрачный и жестокий характер и признавала полную, рабскую зависимость человека и человеческого общества от богов. Все акты человеческой жизни были обставлены определёнными обрядами (церемониями — слово, которое римляне производили от названия этрусского города Цере). Они верили в возмездие после смерти и посмертную жизнь обставляли всевозможными представлениями ужаса.

Этрусские женщины пользовались почётным положением и свободой, они имели право участвовать в пирах, сидя рядом с мужчинами; имена у этрусков давались не по отцу, а по матери.

Окруженные зубчатыми стенами из камня и оборонительным рвом, города этруссков строились по единому плану: две улицы, одна из которых идет с севера на юг, а другая с запада на восток, пересекаясь под прямым углом, делили город на четыре квартала. В центре этрусского города помещался храм. Уже в 7 в. до н.э. у этрусков были многочисленные города-крепости, обнесённые массивными стенами. Вскоре они превратились в города-государства (напоминающие греческие полисы).

Влияние культуры этрусков на Рим

Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила в 616-509 гг. в Риме. Этруски особенно сильное влияние оказали на римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. У этрусков римляне заимствовали 12 ликторов, кресло из слоновой кости, пурпуровую и окаймленную пурпуром тогу, вышитую пальмовыми ветвями тунику, башмаки с загнутыми вверх носками. Ликтор - государственная должность в Риме; вооруженные фасциями (топор, вставленный в связку прутьев), ликторы сопровождали высших должностных лиц.

Античные писатели утверждают, что в царском Риме помимо хижин и городских стен существовали храмы Юпитера, Дианы и иных богов, курия (место заседания сената), Регия (дом главного жреца) и некоторые другие общественные сооружения. От всех этих построек не осталось почти ничего — лишь кое-где камни фундаментов.

Один из самых ранних памятников на территории Рима — остатки святилища середины VI в. до н. э., обнаруженные на краю бывшего Бычьего форума; это тот храм Матери Матуты (богини раннего утра), который освятил шестой римский царь Сервий Туллий, о чем упоминает Тит Ливий. Согласно традиции этот же царь построил в 578—534 гг. до н. э. городскую стену; ее фрагменты сохранились на западном склоне Палатинского холма.

В художественном отношении римляне тогда находились в большой зависимости от своих соседей — этрусков, которые обладали более высокой материальной культурой.

При раскопках археологи обнаружили в Риме так много этрусских предметов VII—УГвв. до н. э., что некоторые ученые пришли к выводу, будто римляне тогда пребывали под властью этрусских царей (хотя Тит Ливий и другие авторы не говорят об этом ничего). Следует, однако, учесть, что римляне никогда не отличались племенной замкнутостью (в этом, можно сказать, заключается их историческая уникальность), поэтому нет ничего удивительного в том, что продукция этрусков наводнила Рим, тем более что крупные этрусские города Цере (совр. Черветери) и Пирги находились совсем близко: первый — в 45 км, а второй — в 53 км к северу. Постепенно этруски попали под власть Рима и сошли с арены истории, но их художественный мир влился в римскую культуру как ее составная часть. Именно этрускам римляне в значительной мере обязаны тем, что стали великими мастерами скульптурного портрета; у этрусков они научились также многим приемам строительного дела.

Крупнейшим творением этрусских мастеров в Риме был освященный в конце VI в. до н. э. храм Юпитера Наилучшего Величайшего на Капитолийском холме, считавшийся главной святыней государства. Построенный из кирпича-сырца и дерева храм стоял на каменном подиуме (основании), сложенном насухо, без связующего раствора. Двускатную кровлю поддерживали деревянные колонны. Здание украшали росписи, терракотовые статуи и барельефы.

Храм неоднократно горел. После крупного пожара 83 г. до н. э. его восстановил и освятил в 69 г. до н. э. Квинт Лутаций Катул. При Октавиане Августе его реставрировали. Во время гражданской войны 69 г. н. э. храм сгорел снова.

Император Веспасиан приказал отстроить его заново. Это здание стало жертвой пламени в 80 г., но вскоре его восстановил император Домициан. От храма сохранились частично подпорные стены его подиума; их можно видеть в зале и во дворе Палаццо деи Консерватори (дворца Консерваторов) на Капитолии.

Согласно преданию, в Риме в VI в. до н. э. работал выдающийся этрусский мастер Вулка, единственный, имя которого нам известно; ему приписывают созданиё знаменитого бронзового изображения волчицы с младенцами Ромулом и Ремом.

Фигурки малышей не сохранились и были сделаны заново много веков спустя, а этрусскую волчицу стали называть Капитолийской, так как она находится на Капитолии в Палаццо деи Консерватори.

Раннеримское искусство помимо этрусского находилось также под греческим влиянием. Известно, что греческие мастера руководили отделкой храма Дианы на Авентине, воздвигнутого в конце VI в. до н. э

Наши рекомендации