Древо целей» управления как система

Приведенная классификация целей государственного управ­ления отражает их горизонтальный срез и не дает четкого пред­ставления об их субординации. Для того чтобы расположить управленческие цели в иерархическом порядке, проследить взаи­мосвязи между целями разного уровня и содержания, строится «древо целей».

Построение такого древа - это формирование перспектив госу­дарственного развития, обеспечивающих органическую взаимосвязь целей и подцелей разной сложности, разного уровня и разного со­держания (социальных, политических, экономических, духовных и т.д.), а также их согласование для достижения запрограммирован­ных изменений. «Древо целей» обеспечивает согласованность и органическое единство множества целей, их жесткую ориенти­рованность на решение задач стратегического плана.

Построение древа целей не содержит в себе какой-то особой идеолого-политической нагрузки. Хотя, проанализировав содер­жание намеченных целей, составляющих «ствол», «крону» и «корневую систему» древа, можно получить достаточно четкое представление о характере государства, приоритетах и социаль­ной направленности его политики, действенности форм, мето­дов и средств достижения намеченного.

Идея представить систему целей государственного управле­ния в виде древа, уходящего корнями в социальную почву (соци­ум), родилась довольно давно. Не случайно также сравнение со­циума с «почвой», которая питает древо целей. В таком образном выражении находит подтверждение известная мысль о том, что «человечество ставит перед собой только те задачи, которые оно в состоянии решить». Если питательная среда не в состоянии обеспечить жизнедеятельность древа, последнее погибает, каки­ми бы прекрасными порывами ни руководствовались его созда­тели. Цель только тогда реальна и конструктивна, когда замыслы и потребности управляющего соответствуют интересам и ресурс­ным возможностям управляемого.

При формировании древа целей субъект управления должен:

- обладать исчерпывающей информацией о потребностях и интересах общества (регионов, социальных групп, классов, наций, граждан), о тех результатах, на которые, реализовав постав­ленные цели, государство рассчитывает выйти;

- развернуть главную цель в вертикальную и горизонтальную структуру подцелей таким образом, чтобы реализация данной це­ли обеспечивала реализацию целей более высокого уровня;

- помнить, что все подцели, расположенные на отдельных уровнях древа целей, должны быть независимыми и невыводи­мыми одна из другой;

- иметь отчетливое представление о ресурсной базе реализа­ции намеченного, включая материальную, финансовую, право­вую, интеллектуальную, кадровую, организационную и духовно-нравственную ее составляющие;

- знать сильные и слабые стороны правового пространства государственно-управленческой деятельности.

Публично-политической формой закрепления целей являются:

□ ежегодные послания президента парламенту,

□ государственные доктрины,

□ комплексные целевые программы,

□ приоритетные национальные и региональные проекты,

□ программы социально-экономического развития отрасли, ре­гиона.

Официальной формой их правового закрепления являются соответствующие законы, указы, правительственные програм­мы, приказы министров и решения губернаторов. Они позволя­ют определить иерархию целей с учетом возможностей их ресурс­ного обеспечения, выделить приоритетные направления реали­зации намеченного, направить усилия исполнителей на достижение как оперативно-тактических и промежуточных, так и стратегических целей.

Программы и приоритетные проекты, как инструмент государ­ственного управления, отличаются своими особенностями и ог­ромным разнообразием. При выборе программного метода уп­равления учитывается: а) социальная значимость проблемы для страны или региона; б) степень вероятности достижения запро­граммированных результатов; в) комплексность и масштабность проблемы, невозможность ее решения рыночными методами г) необходимость координации межведомственных отношений.

Программы можно классифицировать по многим критери­ям - содержанию, времени реализации, целевой направленно­сти. По объему и важности решаемых проблем программы быва­ют общегосударственными, функциональными, региональными и муниципальными.

Общегосударственные - это программы достижения крупных общенациональных целей, которые охватывают все сферы обще­ственного бытия (производственную, непроизводственную, фи­нансовую, социальную, духовную, международную).

Функциональные программы тоже разнообразны. Они быва­ют отраслевыми и межотраслевыми, ориентированными на ре­шение проблем развития отдельной отрасли или ряда отраслей. Например, программы развития агропромышленного, топлив­но-энергетического, оборонного, строительного, жилищно-коммунального комплексов, здравоохранения, науки, образо­вания и др.

В настоящее время Правительством РФ утверждено более 30 такого рода целевых программ. Лично под контролем Президента страны реализуется четыре приоритетных национальных проекта: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Продовольственный комплекс». К функциональным можно отнести программы административной, судебной, налого­вой, избирательной и других реформ.

Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях развития регионов и муниципальных образований. В ка­честве примера приведем такие стратегически важные программы правительства Москвы, как «Москва многонациональная», «Про­грамма профилактики детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних», «Планирование се­мьи», «Столичное образование», «Мой двор, мой подъезд», «Мо­лодежь Москвы», «Молодой семье - доступное жилье», «Город­ская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу­аций», «Экология Москвы».

Во всех программах такого рода в обязательном порядке со­держатся ответы на вопросы: какова главная цель программы; кто, каким путем и в какие сроки будет ее реализовывать; какие ресурсы для этого потребуются; кто, где и в чьих интересах в бу­дущем будет использовать полученные результаты? В качестве приложений готовятся пояснительная записка, бизнес-план, бю­джетная заявка, лист согласования.

Общими чертами программ, независимо от их содержания и объема, являются:

□ комплексный характер;

□ наличие конкретных количественных и качественных показа­телей, подчинение всех предусмотренных мероприятий полу­чению высокой общественно значимой цели (социальной, хо­зяйственной, политической, научно-технической и т.д.) без какого-либо местничества и ведомственности;

□ объединение под общим руководством исполнителей в опре­деленные организационные структуры независимо от их ве­домственной и территориальной принадлежности;

□ утверждение ответственных исполнителей по каждой пози­ции, распределение между ними прав, обязанностей и ответ­ственности, установление действенных форм их мотивации;

□ ориентация исполнителей, особенно руководящего звена, не только на промежуточные, а, прежде всего, на конечные ре­зультаты;

□ гибкая система управления проектом и систематический кон­троль его реализации.

Всем этим требованиям в полной мере соответствует, к приме­ру, Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации», введенная в действие Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 и рассчитанная до 2008 года. Объективно реформа определяется острым дефицитом профессиональных специалистов и управ­ленцев, коррумпированностью аппарата, низкой эффективностью работы чиновничьего корпуса.

Сегодня программно-целевой метод становится определяю­щим среди всех других методов государственного управления. Он широко используется в мировой практике и считается одним из самых эффективных. Он обеспечивает комплексный межведом­ственный и межотраслевой характер управления, позволяет предметно учитывать все многообразие интересов и потребнос­тей ведомств, территорий и государства в целом, получать, как говорится, нужный мультипликационный эффект. Посредством этого метода комплексно реализуются практически все функции управления - познавательная, прогностическая и целеполагаюшая, информационная, организационная и контрольная. Поэто­му программно-целевое управление требует к себе самого серьез­ного отношения. Причем на всех его стадиях: познавательно-на­учной; информационно-аналитической; строительства «древа целей» и поиска его ресурсного обеспечения; выбора путей, средств и методов достижения намеченного; организационно-контрольной и результирующей.

Наши рекомендации