Особенности предмета теории государства и права. Понятийные ряды.

Государственная власть в системе властеотношений современного общества.

В научной литературе существует множество определений понятия государственной власти, анализ которых позволяет об­ратить внимание на ряд методологических особенностей их по­лучения, бесспорно влияющих на адекватность отражения в них реальной сущности государственной власти. Решая стоящие перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества.

Как и любые отношения, властеотношения имеют структуру. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи или навязывания воли властвующего подвластным и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.

Субъектом государственной власти, как уже отмечалось, могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.

Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона – властвующий – навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне – подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.

Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без внешнего воздействия. Если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

18.Понятие и классификация функций современного государства.Функции государства это основные направления деятельности, непосредственно выражающие саму его сущность, роль и назначение в жизни общества, служащих средством достижения стратегических целей и главных задач с использованием правовых и иных организационных форм государственной работы.

1)функция государства – категория сущностная.Через функции обнаруживается и познается глубинное, устойчивое и важное в государстве, в его связях и взаимодействиях с обществом.

2)функции государства – это основные направления деятельности.

3)функции государства соотносимы со стратегическими целями и главными задачами, стоящими перед обществом.

4)функции государства определяют служебную (обслуживающие потребности развития общества) роль. Здесь важны показатели соотносимости и взаимодействия государства с иными институтами общества и в целом с обществом.

5)функции государства, помимо уже названного, имеют в плоскости их реализации правоведческие компоненты.

6)функции государства не зависят от воли и сознания людей, имеют объективную природу.

Функции государства разнообразны и разноплановы. Существует несколько оснований их классификации.

1. В соответствии с классификациями (типологиями) государств можно обособить функции классово-эксплуататорских (неразвитых) государств, функции современных государств социальной демократии.

2. В зависимости от сферы распространения функции подразделяются на внутренние, внешние и функции государственных

органов.

3. По классовому наполнению функции эксплуататорского государства делят на основные и неосновные, а по времени существования – на постоянные и временные.

Содержание правоотношений. Правомочия и юридические обязанности.

Содержание правоотношений составляет субъективные права и юр.обязанности. В такой характеристике принято различать: фактическое содержание правоотношений – само фактическое отношение, в котором реализуются права и обязанности лиц и юр. содержание правоотношения – возможность совершения определенных действий управомоченных лиц, обязанность совершения действий или воздержания от действий в интересах управомоченных лиц. Субъективное право – вид и мера возможного поведения субъекта правоотношения. Оно раскрывается в следующих правомочиях: а) праве на положительные действия; б) праве требования от обязанной стороны совершения действий или воздержания от действий в интересах управомоченного лица; в) праве притязания – приведения в действие принудительного механизма для обеспечения исполнения юр. обязанности со стороны обязанного лица. Субъективное право, не реализованное в правомочиях, может существовать вне правоотношения (абсолютное право собственности, н-р, либо обладание аттестатом зрелости без намерения продолжить обучение в вузе). Юридическая обязанность – вид и мера обязанного поведения субъекта правоотношения. Она раскрывается: а) в обязанности совершить действия в интересах управомоченного лица; б) в обязанности воздержаться от совершения действий в интересах управомоченного лица; в) в обязанности не препятствовать лицу осуществлять деятельность на законных основаниях; г) в обязанности нести юр. ответственность за совершенное правонарушение.

104.Объекты правоотношений. Понятие и классификация. Объекты правоотношений характеризуются как материальные или нематериальные блага, по поводу получения, передачи и использования которых возникают, изменяются и прекращаются права и обязанности субъектов правоотношений. Вся совокупность разнообразных объектов правоотношений классифицируется на следующие виды: Предметы материального мира – это такие, в создание, воспроизводство, поддержание которых человек не вкладывает средства, общественно необходимый труд. Вещи и ценности – все то, что подлежит стоимостной оценке, во что вложено общественно необходимое количество и качество труда. Услуги – полезный результат действий. Личные нематериальные блага – жизнь, безопасность, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и т. п. Продукты духовного творчества – предметы, удовлетворяющие эстетическим запросам и иным потребностям.

105.Юридические факты в правоотношениях. Фактические составы. Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Придание правового характера тем или иным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников жизненного процесса, хотя без них эти обстоятельства могли бы и не наступить. Не право порождает подобные факты, они возникают и существуют помимо него, но право придает им юр. статус в целях их урегулирования, упорядочения. Это реакция правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в ее гипотезе. Юр. факты служат непосредственными поводами, основаниями для возникновения, изменения, прекращения правоотношений. Юр. факты классифицируются по различным основаниям. По волевому признаку юр. факты делятся на события и деяния. События – это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (пожары, наводнения, землетрясения). Относительные события - обстоятельства, вызванные деятельностью людей, но выступающие в данных правоотношениях независимо от породивших их причин (техногенные аварии). Абсолютные события - обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее (буран, наводнение). Деяния (действия или бездействия) – это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Деяния, в свою очередь, подразделяются на правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправомерные (все виды правонарушений). Среди юр.фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, розыске, в должности и т.д.). По характеру последствий различают правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты (н-р, поступление в вуз порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза – прекращает, а перевод на др. форму обучения в том же вузе видоизменяет данное правоотношение). К числу правомерных действий, вызывающих соответствующие правоотношения, относятся многочисленные акты-документы различных гос. органов и должностных лиц (судебные приговоры и решения, управленческие постановления, распоряжения и приказы, гражданские сделки, завещания, и т. д.). В литературе указывается на юр.факты-поступки длящегося характера, н-р создание художественного произведения, которое, в конечном счете, приводит к возникновению авторского правоотношения. Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые «юр.составы», т.е. сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов). Фактический состав - это система юр. фактов, необходимая для наступления юр. последствий (возникновения, изменения или прекращения правоотношений). Простые составы - это комплексы фактов, между которыми существует «свободная» связь. В таком составе факты могут накапливаться в любом порядке. Сложные (связанные) - это системы фактов, между которыми существует взаимообусловленность, зависимость. Факты должны накапливаться в строго определенном порядке.

106.Материально-правовые и процессуальные правоотношения. Особенности взаимодействия. Виды правоотношений, возникающих на острове норм права, выделяются в зависимости от оснований или признаков классифи­кации. По отраслевой принадлежности выделяются: конституци­онные, или государственно-правовые, гражданские, гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, административные и другие правоотношения. При выделении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет деление их на материально-правовые и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на ос­нове норм материального права и регулируют общественные отно­шения непосредственно, как бы накладываются на них путем предоставления субъектам прав и обязанностей. Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и но­сят организационный, управленческий характер, т.е. предусмат­ривают процедуру реализации прав и обязанностей субъектов.

107.Право и общественные отношения. правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные правом. Право как регулятор общественных отношений.

В свою очередь, правовое регулирование – это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Правомочия, обязанности, ответственность, которыми наделяются участники общественных отношений, превращая их в субъектов правоотношений, заключены в нормах права или иначе, что одно и то же – в «положительном» (позитивном) праве, в объективном праве (законах, прецедентах, правовых обычаях и т.д.). Поэтому правоотношение в своей основной характеристике – это итог, результат действия, реализации нормы права, ее воплощения в поведении конкретных субъектов права. Правоотношение – это право в действии, в жизни, это превращение абстрактного правила поведения (нормы) в конкретное действие или бездействие конкретного индивида, или коллективных образований.

Правоотношение – это особая, юридическая связь участников различных социальных процессов, их сцепление в человеческое общество. Поэтому весь инструментарий правового регулирования, о котором речь шла выше (запреты, дозволения, управомочия), распределяется между участниками общественных отношений в соответствии с социальной ролью и местом этих участников в общественной жизни. Правомочия одних субъектов подкрепляются, обеспечиваются соответствующими обязанностями других субъектов. Иными словами, правомочия одних субъектов корреспондируют обязанности других. И именно нормы права в своем конкретном бытии сцепляют своих адресатов, своих субъектов в единые правовые отношения.

Но поскольку действие, реализация нормы права обеспечивается возможностью государственного принуждения, то государство всегда незримо, но весьма мощно присутствует в правоотношении, в качестве «третьего нелишнего». Оно подчас и свидетель правоотношения, и грозный контролер, и поручитель, и обеспечитель, а порой и конкретный участник. Все зависит от того, о каком правоотношении идет речь, каково конкретное содержание нормы, воплощаемой в поведении субъектов правоотношения.

Правоотношения, как правило, имеют волевой, сознательный характер. Участники общественных отношений сами желают вступить в правоотношения (трудовые, семейно-брачные, имущественные и т.п.), хотят приобрести те или иные права и обязанности. Им это нужно для достижения своих целей, устойчивого обеспечения своей жизнедеятельности. Но и тогда, когда правоотношения возникают добровольно, по воле и желанию самих участников, все равно за их плечами поднимается грозный лик государства как надежного обеспечивающего начала. Это прежде всего возможность обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд. Это и возможность привести в действие весьма мощный, скрежещущий, неумолимый механизм государственного принуждения. Государство в правовых нормах устанавливает юридическую ответственность за нарушение прав, неисполнение обязанностей, которая и может наступить в случаях, когда субъект правоотношения будет признан в установленном порядке правонарушителем.

Однако многие правоотношения возникают и помимо воли и желания субъектов – событие порождает их (например, стихийные бедствия, смерть наследодателя и т.п.). И в этих случаях в правоотношении участвует государство как контролер, как гарант тех правомочий и обязанностей, которые распределены среди конкретных субъектов конкретных правоотношений.

Словом, теория права выделяет различные грани взаимодействия нормы права и правоотношений.

108.Взаимодействие правовых средств, стадий правового регулирования, правовых режимов.Регулирование общ. отношений - главная функция права. Право - многогранное явление, призванное регулировать общ. отношения. Право можно рассматривать и как средство для разрешения практически значимых задач об-ва, для удовлетворения интересов людей. Такой подход называется инструментальным, в рамках которого исследуются пр. средства. Будучи явлением культуры, право выступает в качестве цели об-ва, как инструмент управления средством регулирования общественных отношений. Под правовыми средствами понимают те юр.инструменты, с помощью которых право служит как регулятор общественных отношений. В качестве правовых средств выступают: нормы права; правоприменительные акты; договоры; юр.факты; субъективные права; юр. обязанности; запреты, льготы, поощрения, наказания и др. Признаки правовых средств: 1) выражают собой юр.способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей; 2) отражают информационно-эстетические кач-ва и ресурсы права, что придает им особую юр силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов; 3) выступают основными элементами действия права; 4) приводят к юр.последствиям, конкретным результатам; 5) обеспечиваются гос-вом. Стадии: 1. Формирование нормативной основы (процесс создания и общего действия юр.норм). 2. Включает правоотношения, возникающие на основе юр.фактов и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности; осущ. индивидуализация прав и обяз-й. 3. Реализация прав и обязанностей (процессы соблюдения, исполнения, использования и применения) 4. Юр. последствия (при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения). Различные сочетания правовых средств, способов, а также типов правового регулирования образуют соответствующие правовые режимы. Правовой режим – обособленный порядок правового регулирования, выражающийся в характере взаимодействия большего или меньшего объема правовых средств и способов, обеспечивающих оптимальность в достижении целей урегулирования социальных связей. 1. Правовой режим – это обособленный узел законодательства (отрасль, подотрасль, институт и т.д.). 2. В правовом режиме специфическими становятся способы и средства правового регулирования. 3. Правовой режим предполагает определение кратчайшего расстояния между целями правового регулирования и его результатами – обеспечения прав и законных интересов субъектов права. Правовые режимы классифицируются по ряду оснований: – по предмету правового регулирования выделяют конституционный, гражданско-правовой, административный и т.п. режимы; – по блокам правового регулирования – материально-правовой и процессуальный; – в зависимости от субъектов правотворчества – общефедеральный, субъектов федерации, ведомственный, муниципальный, локальный; – в зависимости от правового статуса субъектов – граждане, беженцы, вынужденные переселенцы, лица без гражданства и др.

109.Правовые формы государственной деятельности в механизме правового регулирования. Механизм правового регулирования – динамический институт правовой системы. Свойство динамизма ему придают правовые формы государственной деятельности. Так, к нормативной основе постоянно подключается правотворчество как фактор обновления законодательства РФ, а также официальная интерпретационная деятельность. Акты официального толкования создают условия для правильной реализации нормативной основы механизма правового регулирования. К правоотношениям в случаях возникновения спора о праве, совершения правонарушения, необходимости определить новый правовой статус лица подключается правоприменительная деятельность. Акты применения норм права восполняют недостающую энергию норм права в преодолении препятствий, встречающихся на пути правореализации. Для нормального функционирования механизма правового регулирования необходимо осуществлять контрольно-надзорную деятельность – нормоконтроль, надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц. Последние являются важными, поскольку механизм правового регулирования может действовать только в режиме законности.

110.Законность в правовой жизни современного общества. Понятие, субъекты, нормативная база. Законность – это явление многогранное и универсальное, соотносимое со всеми институтами правовой системы общества. Она характеризует правовой порядок формирования гражданского общества, является правовым способом взаимодействия государства и общества, структур власти и населения страны, средством приведения общества к согласию, равновесию и благополучию. В объеме понятия законности различают три аспекта. 1. Законность – конституционный принцип – универсальное требование правовой организации общества, служащее руководством для достижения целей правовой упорядоченности жизни (ст. 15 К-ии РФ). 2. Законность – метод гос. руководства обществом. При всех различиях в методах решения задач, стоящих перед обществом, метод законности предполагает развертывание творчества и инициативы населения, обеспечение жизненных интересов населения на основе реализации основных прав и свобод. 3. Законность – это гос.-правовой режим последовательной реализации прав и свобод, исполнения юр. обязанностей, упорядоченности и стабильности социальных связей. Законность – конституционное требование к состоянию правовой системы по реальному выражению права в законодательстве, а также соблюдению, точному и единообразному исполнению и применению норм права всеми субъектами права. Правовая база законности может рассматриваться в узком смысле (законодательство) и в широком смысле – законы и подзаконные акты, тяготеющие к соответствию Праву – международным стандартам основных прав и свобод граждан. Современное конституционное право, учитывая прямое действие норм К-ии РФ, становится фундаментом, правовой базой законности (блок норм К-ии). В другом блоке этой базы можно видеть иерархию законов – конституционных законов, основ законодательства (рамочных законов), кодификационных законов, обыкновенных законов. В соответствии с п. 2. ст. 15 К-ии РФ к субъектам относятся органы гос. власти, ОМСУ, должностные лица и после этого – граждане и их объединения. В литературе органы государства, ОМСУ, должностные лица рассматриваются как субъекты законности, а граждане – как субъекты правопорядка.

111.Понятие и принципы законности. Законность —это общественно-политический режим, при котором обеспечивается реализация конституционного требования строгого и неуклонного исполнения всеми субъектами права действующего законодательства. Компоненты законности: нормативная основа- содержание действующего законодательства, теоретическая основа- образуемая правовыми взглядами и концепциями, средства, приемы и условия- осуществления законности, система защиты законности.В объеме понятия законности различают три аспекта. 1. Законность – конституционный принцип – универсальное требование правовой организации общества, служащее руководством для достижения целей правовой упорядоченности жизни (ст. 15 К-ии РФ). Место юр. закрепления принципа законности свидетельствует о подчиненности всех других норм, даже К-ии РФ, этому требованию. Это является свидетельством общецивилизационного характера законности. 2. Законность – метод гос.руководства обществом. При всех различиях в методах решения задач, стоящих перед обществом (организации, насилия, сотрудничества, волюнтаризма, произвола, воспитания), метод законности предполагает последовательное задействование потенциала демократии, развертывание творчества и инициативы населения, обеспечение жизненных интересов населения на основе реализации основных прав и свобод. 3. Законность – это гос.-правовой режим последовательной реализации прав и свобод, исполнения юр. обязанностей, упорядоченности и стабильности социальных связей, одновременно это устранение произвола, противодействие неблагоприятным факторам жизни – терроризму, наркотизации и т.п.Принципы -исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. 1. единство законности- одинаково на всей территории. 2. всеобщность права- требования обращены ко всем и в равной степени. 3. верховенство закона- высший акт гос-ва. 4. целесообразность законности. 5. обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод.6. неотвратимость наказания за правонарушения.

112.Правовое поведение. Понятие, структура и виды.Поведенческая сторона правового регулирования и действия его механизма занимает свое определенное место в системе категорий теории государства и права. Сложился понятийный строй этой проблемы, в нем присутствует наиболее обобщенное, только претендующая на отражение в учебной литературе категория – правовое поведение.

Правовое поведение характеризуется как юридически значимое, осознанное поведение лиц, урегулированное нормами права, создающее юридические последствия – позитивные или негативные.

Для такого поведения характерны:

а) юридическая значимость, подвергаемая оценке с точки зрения интересов лица, общества и государства. Правовое поведение либо имеет социально-полезный характер, юриди-чески безразличный, либо наносит вред интересам других людей, обществу;

б) субъективная самооценка (интеллектуальная, психическая). Правовое поведение является осознанным, волевым, осуществляется под контролем лица, совершающего юридически значимые действия или бездействия;

в) урегулированность нормами права либо осуществляемое в зоне их действия, в правовом пространстве, в сфере действия юридических принципов;

г) юридическая результативность, выражающаяся в наступлении юридических последствий (позитивных, негативных) в случае совершения юридически значимых действий, бездействий.

Различают следующие виды правового поведения: правомерное поведение, пограничное поведение (маргинальное, девиантное, виктимное), правонарушение.

Особенности предмета теории государства и права. Понятийные ряды.

ТГП. имеет свой предмет научного освоения. ТГП изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования, исторических перспектив государства и права вообще, современного государства и права в особенности. ТГП, во-1, оперирует понятием «государственно-правовая закономерность», хар-щим наличие такой связи между явлениями и процессами, которые имеют устойчивый характер, значение господствующей тенденции, управляющей движением «материи» государственно-правовой жизни. Во-2, тенденции эти имеют всеобщий, универсальный хар-р независимо от структуры, субъективных оценок Особенности предмета науки и учдисц. дает основание для предположения о «вертикальном» порядке соотношения и взаимодействия ТГП по отношению к отраслевой и прикладной науке. Вместе с тем отраслевая наука нередко выходит на общетеоретический, фундаментальный уровень разработок и способна обеспечить приращение знаний в ТГП.

ТГП изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования гос-ва и права, направления возвышения личности в системе ценностей современного общества средствами государственной деятельности и правового регулирования.

ТГП в системе юр. науки имеет обособленный объект и предмет:

1) познает объект в целом

2) изучает и определяет формы, институты и механизмы их реализации, в т.ч. правовые средства

3) изучение методологии правоведения;

4) познает механизмы формирования правосознания и ценностей правовой культуры;

5) изучает технико-юридические средства обеспечения гос. деятельности

Единство предмета теории гова и права обуславливается ее практическим и научно-понятийным едиством. А потому ТГП не изолированные отрасли знания, а единая наука. Но оставаясь целостной наукой она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию гос-ва (государствоведение) и теорию права (правоведение).

Структура:

1) Историко-теоретический блок юриспруденции (теория государства и права, история государства и права, история учений о государстве и праве).

2) Отраслевую юридическую науку (конституционное право, административное, гражданское, трудовое, природоохранительное и др.).

3) Прикладная юридическая наука (криминалистика, юридическая психология, судебная медицина, юридическая статистика и др.).

4) Наука международного права (международного публичного и международного частного права).

На всякий случай дополнить - 4) историко-прав. науки вплотную примыкают к ТГП и представляют ее ответвление.

6.Теория государства и права как юридическая наука. Особенности предмета и функции.Юридическая наука – система знаний о государстве и праве и отдельных сторонах государственно-прававой сферы жизни. Теория государства и права познает наиболее общие закономерности ее развития сквозь призму функций, форм, институтов, механизма осуществление власти через совокупность правовых средств, обеспечивающих равновесие общества, правовую упорядоченность жизни людей. Как и всякая наука, теория государства и права имеет свой предмет научного освоения. В отличие от других юридических наук, изучающих отдельные стороны государственно-правовой жизни, теория государства и права изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования, исторических перспектив государства и права вообще, современного государства и права в особенности. Будучи специальной дисциплиной в системе общегуманитарной науки, юриспруденция является многопрофильной, многоотраслевой наукой. В ее структуре обосабливаются, во-первых, историко-теоретический блок научных знаний (история государства и права, история правовых учений, теория государства и права); во-вторых, отраслевая юридическая наука (конституционное право, административное, гражданское и др.); прикладная юридическая наука (криминалистика, юридическая психология, судебная медицина и др.).

Отдельно следует характеризовать историко-теоретическую науку, ядром которой является теория государства и права. Во-первых, это наука вводная в юриспруденцию, закладывает исходную первичную информацию о государстве и праве. Во-вторых, содержит обобщенные знания по предмету науки, оперирует наиболее общими сведениями об отдельных сторонах государственно-правовой жизни. В-третьих, является методологической наукой, поскольку оснащает отраслевую юриспруденцию и другие юридические науки системой категорий и понятий. В-четвертых, историко-теоретическая наука (прежде всего теория государства и права) образует фундаментальную часть юриспруденции. Отраслевая и прикладная части юриспруденции оперируют специальными знаниями в системе юридической науки.

Существо юриспруденции обнаруживается в функциях данной системы научных знаний как основных направлений ее воздействия на юридическую практику. Среди функций юридической науки принято называть: познавательную (гносеологическую), констатирующую (онтологическую), прогностическую, эвристическую, методологическую, практическую (прикладную).

Теория государства и права здесь, во-первых, оперирует понятием «государственно-правовая закономерность», характеризующим наличие такой связи между явлениями и процессами, которые имеют устойчивый характер, значение господствующей тенденции, управляющей движением «материи» государственно-правовой жизни. Во-вторых, тенденции эти имеют всеобщий, универсальный характер и независимо от политической конъюнктуры, субъективных оценок и действий в конечном счете пробивают и пробьют себе дорогу к реализации объективных потребностей.

Особенности предмета науки и учебной дисциплины дает основание для предположения о «вертикальном» порядке соотношения и взаимодействия теории государства и права по отношению к отраслевой и прикладной науке. Этого, конечно, нельзя упускать из вида. Вместе с тем отраслевая наука нередко выходит на общетеоретический, фундаментальный уровень разработок и способна обеспечить приращение знаний в теорию государства и права.

7.Методология юридической науки. Философские основания юридических исследований.Общенаучные методы, которые имеют широкий междисциплинарный спектр применения. Клас-ия общенаучных методов тесно связано с понятием уровней научного познания – эмпирическим и теоретическим, формулируют универсальные принципы мышления; общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания;2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций. Частнонаучные (специальн) методы исследования используются только в рамках конкретной науки, но, как правило, содержат в различных сочетаниях общенаучные методы познания. Анализе – разделении данного объекта на части; синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей; индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»; дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному.

Теория государства и права характеризуется не только особенностями предмета, но и спецификой метода исследования. Под методами (методологией) теории государства и права следует понимать систему приемов, способов и средств, применение которых обеспечивает получение достоверных знаний о предмете. Важно установить, что человечество задействовало различные познавательные приемы, способы, средства и их системы для изучения государства и права. Это такие методологии как теологические, естественно-правовые, позитивистские, историческо-правовую, психологические, марксистскую, социологические и другие. Изучение различных подходов к научному освоению государства и права не должно привести к абсолютизации какой-либо одной методологии. Нужно уяснить, что получение достоверных знаний о предмете возможно чаще всего через использование различных методов (методологий).

Важно при этом уяснить, что в отечественной юриспруденции сложились несколько направлений юридических исследований (научных школ) использующих различные сочетания приемов и средств научного познания. Это философско-правовое, социологическое, формально-догматическое направления.

· Философско-правовое направление характеризует мировоззренческий уровень науки, универсальные принципы научного мышления. Прежде всего нужно уяснить значение применения мировоззренческих подходов к изучению государства и права – метафизики и диалектики в материалистическом измерении, либо с позиции идеализма – объективного и субъективного. Оно состоит в обеспечении изучения предмета с различных сторон.
На отдельных этапах исследования универсальные подходы конкретизуются в связи с использованием таких общенаучных подходов, как анализ и синтез, логических обобщений, восхождения от конкретного к абстрактному и от него – к практике, системно-структурного, принципа историзма и др. следует уяснить роль и значение каждого из них в юридических исследованиях.

· Социологическо-правовое направление исходит из того, что государство и право являются институтами общества, обусловлены и взаимодействуют с иными социальными явлениями и институтами. Само функционирование государства, права, их структурных образования характеризуются показателями эффективности – положительной или отрицательной. Определяется, наконец, взгляд на социальные перспективы развития этих институтов. Здесь имеет место социологический ракурс представлений о государстве и праве и соответствующее исследовательское направление.
Социологическая юриспруденция предполагает использование общенаучных и специальных методов получения знаний – методов конкретно-социологических исследований, статистического, сравнительного правоведения, социально-правового эксперимента и др. Нужно уяснить «технологию» и значение каждого из них для индивидуализации данного исследовательского ракурса предмета теории государства и права.

· Формально-догматическое направление обеспечивает научное освоение государства, права, отдельных государственно-правовых институтов и форм в статике и функционировании в их данности. Это прежде всего профессиональная плоскость представлений, формируемых через обособление существенных признаков, свойств, составов, конструкций, структур, определение понятий. Здесь устанавливается онтологический «статус» государственно-правовых явлений и институтов, их индивидуализация.
Формально-догматическая юриспруденция использует специальные и частные приемы и способы получения достоверного зн

Наши рекомендации