Механизм правового воздействия реализуется посредством правового регулирования.
Правовое регулирование - это осуществляемое государством при помощи специальных юридических средств целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью их организации, упорядочивания, стабилизации.
Юридическими средствами правового регулирования выступают правовые нормы, правоотношения, акты реализации и применения права.
Предметом правового регулирования являются общественные отношения, на которые направлено регулирующее воздействие той или иной правовой нормы.
Для того чтобы общественные отношения могли быть объектами правового регулирования, они должны обладать следующими свойствами:
· общественные отношения должны иметь многовариантный характер, предоставляя субъектам, наделенным волей и сознанием, возможность свободного выбора;
· общественные отношения должны подлежать внешнему контролю;
· общественные отношения должны обладать общезначимой ценностью, важностью с точки зрения государства и общества;
· общественные отношения должны допускать возможность применения мер государственного принуждения.
Совокупность общественных отношений, регулируемых правовыми нормами, образует сферу правового регулирования.
Право должно регулировать лишь основные, общезначимые, стратегические вопросы жизни общества, другие менее важные вопросы должны регулироваться другими социальными нормами: нормами морали, религиозными нормами и т.д.
Способы правового регулирования соответствуют делению норм права на дозволяющие, запрещающие и обязывающие:
· дозволение - это предоставление лицу возможности по своему усмотрению реализовать права и свободы, закрепленные диспозицией дозволяющей нормы;
· запрещение - это возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного активного поведения, от совершения тех или иных действий закрепленных диспозицией запрещающей нормы;
· обязывание - это возложение на лицо обязанности совершить те или иные активные действия, закрепленные диспозицией обязывающей нормы.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что закон имеет власть обязывать, запрещать, разрешать. Дозволение предполагает добровольный выбор субъекта реализовать или нет предоставленные правом возможности. Запрещение и обязывание предполагают реализацию нормативных предписаний под угрозой государственных санкций.
Типы правового регулирования обусловлены определенным сочетанием дозволений, запретов и обязанностей:
Разрешительный тип правового регулирования выражается формулой: «Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». Данный тип характерен для тоталитарных, антидемократических государств, делающих основной упор в правовом регулировании на запреты, обязанности, правоограничения, санкции. В демократических странах запретительный тип регулирования используется главным образом в сфере публичного права - уголовного, налогового, административного.
Общедозволительный тип правового регулирования выражается формулой: «Дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом». Подразумевается право лица совершать любые действия, не запрещенные законом. В демократическом государстве разрешительному регулированию однозначно отдается приоритет.
Методами правового регулирования являются:
· императивный метод - это метод властных предписаний, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной нормой модели поведения не представляется возможным;
· диспозитивный метод - это предоставление субъектам возможности самостоятельно и по своему усмотрению урегулировать свое поведение в рамках, предусмотренных законодательством. Механизм правового регулирования характеризует взятый в единстве и взаимодействии всех его элементов процесс правового воздействия юридических средств на общественные отношения.
Структура механизма правового регулирования включает последовательно используемые юридические средства:
· Правовые нормы;
· Правоотношения;
· Акты реализации и применения права. Стадиями механизма правового регулирования являются:
· Правотворчество;
· Возникновение субъективных юридических прав и обязанностей;
· Применение права.
По используемым средствам правовое регулирование может быть нормативным или индивидуально-правовым. В первом случае главную роль играют нормы права, во втором - акты применения права.
Целью правового регулирования является правомерное поведение субъектов права.
Эффективность правового регулирования определяется соответствием конечного результата правового регулирования целям, поставленным законодателем в правовой норме. Юридические нормы действенны тогда, когда они соответствуют объективным условиям и закономерностям развития общества, в котором они действуют.
62.Понятие, признаки и виды правотворчества.
Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Признаки: а) властно-организационный характер правотворческой работы, ее официальность; б) осуществление правотворческой деятельности исключительно на основе полномочий и в режиме «разрешено только то, что закреплено в законе»; в) правотворчество связано с разрешением юридического дела - подведением жизненной ситуации под формируемую идеальную модель; г) порядок осуществления правотворческих полномочий определяется (регулируется) нормами процессуального права; д) результатом правотворчества становится принятие нормативного правового акта; е) в правотворчестве используются приемы и правила юридической техники
Виды правотворчества:
- 1) по субъекту: народа, государственных органов, отдельных должностных лиц, органов мест самоуправления, локальные, общественных организаций;
- 2) по значимости: законотворчество, делегированное, подзаконное правотворчество;
- 3)по наличию/отсутствию лоббирования: лоббируемое, не лоббируемое.
63. Принципы и стадии правотворчества
Правотворчество - это процесс целенаправленного формирования и юридического закрепления государственной воли в источниках права.
В результате правотворчества праву придается качество формальной определенности.
Правотворчество включает деятельность по:
· изданию новых нормативно-правовых актов;
· их совершенствованию, изменению, переработке;
· отмене действующих нормативно-правовых актов.
Признаки правотворчества:
· Сознательно-волевой характер.
· Объективно-исторический характер.
Признаки правотворчества отражают сочетание субъективного и объективного факторов в правотворчестве. Право создается людьми, наделенными волей и сознанием, имеющими определенный жизненный опыт, правосознание, культурный уровень. На правотворчество влияют личные и групповые интересы, задачи, потребности законодателя. Существует мощный политический институт лоббирования выгодных с позиций отдельных социальных групп нормативных актов.
Несмотря на влияние субъективных факторов, право не создается законодателем произвольно, исключительно по собственному усмотрению.
Право отражает объективные закономерности общественных отношений. В нормах права находят выражение потребности общества на определенном историческом этапе. Попытки волюнтаристски, произвольно устанавливать нормы права ведут к негативным последствиям. В лучшем случае это будет просто недействующее право, например закон о ветеранах. В худшем - реальный вред общественным отношениям.Вспомните пример со ст. 199 УК РФ, в которой ранее была предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов "иным способом".
Рассмотрим принципы правотворчества.
Принцип демократизма. Издание нормативно-правовых актов предполагает учет общественного мнения, публичное и гласное обсуждение законопроектов, социологический анализ реализации действующих норм. Последнее позволяет оценить эффективность и качество правотворческого процесса. Демократизм правотворчества предполагает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений граждан в создании законодательства, их инициативу, свободное, широкое и деловое обсуждение предполагаемых законодательных решений.
Принцип актуальности и своевременности. Правотворчество должно быть оперативным. С одной стороны, законодатель должен чутко реагировать на изменения ситуации в стране, не позволяя нормам права устаревать, переставать адекватно отражать потребности общества. Законодателю необходимо создавать правовые нормы на перспективу, действовать на опережение, задавая обществу нормативные программы развития, стимулируя позитивные изменения в различных сферах жизни. Именно с такой целью в Конституции России закреплены определения Российской Федерации как правового, социального, демократического государства.
Принцип научности правотворческого процесса. Правотворчество - специализированная деятельность, требующая особых знаний и навыков, прежде всего юридических. Она требует высокой квалификации в сфере правоведения, знания приемов и принципов юридической техники, правовой терминологии, умения их использовать в правотворческом процессе. Правотворчество должно опираться на научный отечественный и зарубежный опыт в этой сфере, на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденций его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации юридической науки. Последствия несоблюдения данного принципа являются тяжелейшими. В данном случае можно привести пример всё с тем же многострадальным Уголовным кодексом РФ. В 1996 г. при его принятии возобладали политические амбиции коммунистического большинства в Государственной Думе, и проект УК РФ, разработанный группой учёных и практиков, созданной по инициативе Президента РФ, был отвергнут. По этой причине УК РФ 1996 г. сразу же подвергся шквалу критики со стороны правоприменителей. Он за шесть лет применения претерпел множество изменений, а в декабре 2003 г. была принята фактически его новая редакция, которая соответствует именно проекту президентской группы, отвергнутому в 1996 г.
Принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов.Регулируя общественные отношения, правовые нормы должны обеспечивать баланс публичных и частных интересов. Например, нормы, устанавливающие ставки налогообложения, должны, с одной стороны, гарантировать наполнение доходной части бюджета, а с другой - сохранить для налогоплательщика стимулы к приобретению имущества, получению прибыли, осуществлению предпринимательской деятельности. В данном случае Россия также имеет горький опыт. Налоговое законодательство создавалось в условиях постоянного острого экономического кризиса. Оно преследовало цели обеспечить доходную часть бюджета. При этом интересы предпринимателей просто игнорировались, что вызвало уход значительной части бизнеса "в тень". Это также имеет свои негативные последствия. За время нахождения "в тени" предприниматели получили огромный опыт противостояния фискальным органам, который они продолжают а5тивно использовать даже после либерализации налогового законодательства. Действует принцип: "Зачем отдавать своё кровное даже в незначительном количестве, если его можно вообще не отдавать".
Рассмотрим виды правотворчества.
Народное правотворчество осуществляется путём референдума. Референдум – это всенародное голосование населения по важнейшим вопросам государственного или местного значения, выступающий одной из форм непосредственной демократии. Участие в нем принимают граждане государства, обладающие активным избирательным правом. Решения, принятые на референдуме, носят общеобязательный характер и оформляются нормативно-правовыми актами высших органов государственной власти.
Государственное правотворчество - это правотворчество, при котором правовые нормы формируются уполномоченными государственными органами, то есть прямо и непосредственно исходят от государства. Это основной вид правотворчества, остальные два носят несущественный, вспомогательный характер.
Санкционированное правотворчество - это правотворчество, при котором государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы - корпоративные, моральные, религиозные, традиционные, придавая им общеобязательный характер и юридическую силу.
Государственное правотворчество представляет собой формализованный процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий:
· Первая - выявление потребности в правовом регулировании какого-либо вопроса.
· Вторая - решение компетентного государственного органа об издании нормативно-правового акта, определение его формы, разработка проекта, проявление правотворческой инициативы.
· Третья - предварительное обсуждение проекта нормативно-правового акта всеми заинтересованными субъектами.
· Четвёртая - официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта.
· Пятая - принятие нормативно-правового акта, утверждение, одобрение, подписание.
· Шестая - опубликование нормативно-правового акта и его вступление в силу.