Государство в политической системе общества. государство и политические партии.
Говоря о роли и месте государства в политической системе общества, следует отметить, что рассмотрение данной проблемы в современных условиях имеет огромную теоретическую и практическую значимость, поскольку данные вопросы тесно связаны с определением соотношения политической системы общества и государства, выявлением экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.
Следует также отметить, что в отечественной и зарубежной литературе исследованию вопросов, касающихся различных сторон внутренней организации и деятельности государства, уделяется значительное внимание. Этот обусловлено следующими обстоятельствами:
· государство выступает как особое звено в структуре политического общества;
· роль и место государства в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой - иными звеньями этой системы;
· государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлежности;
· государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения;
· с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности граждан участвовать в политической жизни общества;
· конкретное участие каждого гражданина в делах государства, ответственность каждой личности за судьбу государства и общества в целом нашли свое юридическое закрепление в Конституции РФ, а также в других законах и подзаконных нормативно-правовых актах.
Таким образом, указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что государство - основной элемент политической системы общества.
Кроме того, основное место и роль государства в политической системе общества обусловлены рядом особенностей:
· государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
· оно является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти;
· обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
· обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.);
· обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
· обладает монополией на правотворчество;
· обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения.
Занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что, собственно, и происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом. Поэтому чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества может привести к беззаконию и произволу. В этой связи важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от государственного регулирования и вмешательства.
Нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организаций, которое выражается в том, что:
· никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или общественную организацию;
· партии и общественные объединения свободно создаются на основе уставных документов и регистрации в установленном законом порядке;
· деятельность партий и общественных объединений не должна ущемлять основные права и свободы граждан;
· решения политических партий не имеют обязательной силы для органов государства;
· создание организационных структур политических партий не допускается в государственных органах;
· действие государственных органов и должностных лиц, ведущие к незаконному ограничению деятельности партий, запрещены законом;
· не допускается деятельность партий и общественных объединений, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, социальную и религиозную рознь.
Таким образом, политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удерживать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.
ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ЧЕЛОВЕК. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи.
Виды правового статуса
· общий, или конституционный, статус гражданина;
· специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;
· индивидуальный статус;
· статус физических и юридических лиц;
· статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;
· статус российских граждан, находящихся за рубежом;
· отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.;
· профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
· статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).
Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны - право на жизнь, на труд, образование, получение медицинского обслуживания, на защиту собственности и пр.
Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.
Специальный или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д
Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица: пол - лица мужского пола, согласно российскому законодательству, обязаны нести военную службу; возраст - с совершеннолетием наступает полная дееспособность, т.е. возможность в полном объеме осуществлять свои права и исполнять обязанности.