Политика партии и сов.государства в сфере культуры (вторая половина 1960-первая половина 1980гг
политика партии в сфере культуры 1964-1985. С уходом с политической арены Н.С. Хрущева и победой партийно-бюрократической номенклатуры произошло усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью страны, что выразилось в окончательном свертывании курса на десталинизацию. В печати прекратилась критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение сталинских репрессий. Ужесточение цензуры привело к дальнейшему ограничению доступа специалистов к отечественной и зарубежной информации, что имело тяжелые последствия для развития науки в целом. Усилилось идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. Министром культуры с 1974-1986гг. был П.Н. Демичев. В 1966 г. состоялся первый после смерти Сталина открытый политический процесс - суд над арестованными в 1965 г. писателями А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем (произведения которых под псевдонимами были опубликованы за рубежом). Писатели обвинялись в антисоветской деятельности и решением суда были высланы за границу. Данный процесс вызвал общественный протест представителей интеллигенции, что повлекло за собой усиление диссидентского движения в целом. В ответ последовали аресты правозащитников - А. Гинзбурга, Ю. Га-ланскова, А. Марченко (автора первой книги о лагерях хрущевского периода -Мое свидетельство) и др. В 1970 г. А. Твардовский был смещен с поста главного редактора Нового мира. На шестидесятые годы приходится расцвет творчества А.Солженицына, произведения которого издаются из-за запретов за рубежом (В круге первом (1968), Август 14-го (1971), Архипелаг ГУЛАГ (1973). В сентябре 1974 г. художники-нонконформисты, непризнаваемые советскими властями, организовали выставку на одном из пустырей Юго-Запада Москвы с приглашением иностранных корреспондентов. Милиция разогнала художников, а картины были раздавлены бульдозерами (пятеро художников были арестованы за хулиганство). История бульдозерной выставки получила широкий резонанс за рубежом. В результате власти вынуждены были отступить, и в октябре того же года художники получили возможность выставляться в Измайловском парке. Происходило дальнейшее усиление административного и идеологического нажима на сферу культуры при сохранении внешних демократических форм управления (съездов учителей, работников высшей школы, творческой интеллигенции). Эмиграция из СССР деятелей культуры. В условиях ужесточения политической и идеологической цензуры СССР покинули добровольно, а также в принудительном порядке многие деятели искусства и культуры: режиссеры А. Тарковский, Ю. Любимов, художники - М. Шемякин, О.Целков, Э. Неизвестный; поэты Н. Коржавин, И. Бродский, А. Галич; писатели А. Солженицын, В. Войнович, В. Аксенов и др.; музыканты М. Ростропович, Г. Вишневская, артисты балета - Р. Нуриев, М. Барышников и др. Имена этих людей были вычеркнуты, а сведения об их творчестве забыты на долгие годы.
39. Наука и образование в период развитого социализма в СССР вторая половина 60 –первая половина 1980.
Наука и культура 60-80 гг. Наука и вся инфраструктура НТП были одним из выдающихся дости-жений советской тоталитарной системы. В период застоя отечественная наука сохраняла жизнестойкость и эффективность. В конце 80-х гг. в сфере науки работало 4,4 млн. человек (в том числе 1,52 млн. научных и преподавательских кадров). Ежегодно регистрировалось 85 тыс. изобретений, которые явились важным источником многих перспективных направлений развития производства во многих отраслях (микроструктура материи, физика элементарных частиц, использование энергии атомного ядра, аэрокосмическая и радиоэлектронная промышленность и т.д.). Развивалась атомная и Советские ученые М.Басов и А.Прохоров открыли и создали основу новой отрасли квантовой электроники (использование лазеров при исследовании поверхности Луны, обработке сверхтвердых металлов, в хирургических операциях).Продолжали развиваться исследования в области космического пространства. В 1965 г. впервые был произведен выход человека из корабля в космос (эксперимент совершил летчик-космонавт А.А.Леонов). По оценкам экономистов, в 70-80-х гг. отставание СССР от Запада в области нововведений составило 15-25 лет, увеличившись по сравнению с серединой 60-х гг. почти вдвое. В гуманитарных и общественных науках сохранились партийный контроль и идеологизация. Художественная литература. В 60-е гг. значительные либерально-демократические силы страны объединились вокруг литературно-публицистического журнала "Новый мир" во главе с его редактором А.Т.Твардовским. Стали доступны некогда запрещенные произведения М.Булгакова (Мастер и Маргарита), Б.Пастернака (Доктор Живаго), произведения Платонова, Мандельштама и др. Читатель познакомился с книгами Вен. Ерофеева Москва-Петушки (1969), А.Битова Пушкинский дом (1971). В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали М.А.Шолохов (1965), А.И.Солженицын (1970), И.А.Бродский (1987). В центре внимания писателей оставалась также тема Великой Отечественной войны. Авторы (А.Чаковский, А.Ананьев, В.Быков, Ю.Бондарев, А.Карпов, Б.Васильев и др.) сами в большинстве участники войны, помимо темы боевых действий поднимали в своих произведениях гу-манистические проблемы ценности человеческой жизни, судьбы простого солдата на войне. Одно из ведущих литературных направлений 60-70-х гг. получило название деревенская проза. В произведениях В.Овечкина, Ф.Абрамова, Б.Можаева, В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева содержался протест против отчуждения человека от земли, раскрестьянивания деревни и разрушения крестьянского быта. Театр становился более публичным и открытым к восприятию различных проблем современности (Иркутская история и Город на заре А. Арбузова; Материнское поле Ч. Айтматова и др.). Тема современности и героико-патриотическая тема нашла свое отражение в произведениях Д.Шостаковича, Г.Свиридова (Патетическая оратория), В.Мурадели (Октябрь), Д.Кабалевского (Реквием) и др. Кинематограф 60-70-х гг. составляет одну из славных страниц отечественного кино. В эти годы была осуществлена экранизация произведений классической русской и зарубежной литературы - Война и мир, Братья Карамазовы, Идиот, Гамлет и др. В художественных фильмах режиссеров - С. Герасимова, В. Шукшина, А.Миты, Э. Рязанова, А.Михалкова-Кончаловского, Н.Михалкова, С.Ростоцкого и др. поднимались глубокие нравственные и философские проблемы. Одним из лучших мастеров жанра кинокомедии был ученик Г. Александрова кинорежиссер Л.И. Гайдай. В 60-70-е гг. развивался новый стиль архитектуры простой, экономный, использующий возможности современной техники материалов. К нему относятся - здание СЭВ (в котором ныне располагается московская мэрия) (арх. - М.Посохон и др.), По типовым проектам строились здания Метрополитена в Москве, Ленинграде и других городах. В 70-е гг. были построены новые спортивные сооружения, а также Олимпийская деревня (на Мичуринском пр.) к Московской Олимпиаде-80.