Вторая половина XV – первая половина XVI века – время распространения различных ересей. Большинство ересей шло из Великого Новгорода.

- XIV век – СТРИГОЛЬНИКИ: 1). Новгородский дьякон Карп, бывший стригольник (цирюльник), выступил против взятия епископами платы (мзды) за посвящение в духовный сан. Эту плату он называл симонией, т.е. взяточничеством. 2). Стригольники отвергали церковные обряды, осуждали возвеличивание церкви. Уклоняясь от церковных обрядов, они возрождали старые языческие ритуалы: поклонялись земле, обожествляли небо.

- 70-е годы XV века – ЖИДОВСТВУЮЩИЕ: 1). Они использовали Ветхий Завет и сочинения иудейских авторов. 2). Утверждали, что Христос был только пророком, а не сыном Божьим. 3). Они отрицали Святую Троицу. 4). Выступали против поклонения иконам и крестам, рассматривая это как пережиток языческого идолопоклонства.

Утверждали, что отмаливать грехи нужно чистыми помыслами и благими делами, и потому возведение храмов считали бесполезным занятием. 6). Считали образ жизни монахов, который они ведут, не является богоугодным делом. 7). Выступали за изменение православных основ, пытались привнести и утвердить на Руси западноевропейские порядки.

- расправа над ересью: лишали сана, отлучали от церкви, бросали в тюрьмы, обрядив в шутовские наряды и, посадив на лошадей лицом к хвосту, возили по всему городу, на головах сжигали берестяные остроконечные шапки с надписью: «Се есть сатанино воинство», сжигали на костре, отрезали языки.

4. В конце XV века в русской православной церкви возникло разногласие по вопросу о церковных богатствах. В результате выделилось два церковных направления:

НЕСТЯЖАТЕЛИ (Нил Сорский) – настаивали на ликвидации монастырского землевладения, считая, что монахи должны вести аскетический образ жизни, ничего не иметь и питаться лишь плодами собственного труда. Считали, что церковь должна быть независима от гражданских властей. Выступали за сильную великокняжескую власть, полагая, что только такая власть в состоянии лишить монастыри их вотчин.

ИОСИФЛЯНЕ (СТЯЖАТЕЛИ) (Иосиф Волоцкий) – монастыри должны владеть землями, иметь большие материальные средства, для того чтобы заниматься благотворительностью. Считали власть царя только отражением власти патриарха. Но позже иосифляне пересмотрели свое отношение к царской власти. Они утвердили первенство царской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов, вменив в обязанности царя наказывать еретиков. Это понравилось самодержавной власти.

Монах одного из псковского монастыря Филофей в послании Василию III сформулировал теорию «Москва – Третий Рим»: мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» - Константинополь, а оттуда в Москву. Византия изменила христианству, пойдя в 1439 году на унию (объединение) с католической церковью, что привело к завоеванию её турками. Москва же осталась верна православию и потому теперь является центром христианства, Третьим Римом. Это накладывает особую моральную ответственность на московских государей. Они должны быть защитниками всех православных народов и обязаны сохранять чистоту веры, т.к. если Москва впадет в ересь, то уж тогда наступит конец света, ибо «четвертому Риму не бывать».

[У1]

Иван IV Васильевич Грозный (1533 – 1584)

Перед смертью Василий III назначил над своим трехлетним сыном Иваном IV опекунский совет из семи влиятельных бояр. Бояре-опекуны расправились над братом Ивана III, который до рождения Ивана IV считался наследником престола (его бросили в темницу, где через три года он умер голодной смертью).

Вдова Василия III, Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление в свои руки. Она расправилась над младшим братом Ивана III удельным князем Андреем Старицким.

Правление Елены Глинской продолжалось менее 5 лет – до 1538 года.

Она провела ряд важных реформ, способствовавших централизации государства:

- денежную реформу – ввела единую для всей страны денежную единицу - московский рубль. Появилась новая монета – копейка.

Денежная система приобрела следующий вид: рубль – 100 копеек, полтина – 50 копеек, полуполтина – 25 копеек, гривна – 10 копеек, алтын – 3 копейки.

- в 1534 году в Москве был основан первый в России казенный Монетный двор, где изготавливали монеты для всей страны.

- едиными для всей страны стали единицы длины и веса.

После смерти Елены Глинской (в апреле 1538 г.) началась ожесточенная борьба боярских родов за власть.

Наши рекомендации