III. Закрепление нового материала.
- Перечислите события, явления, отражающие действия по
литики «гласности».
- Назовите причины возникновения раскола в партийном
руководстве, обществе.
Домашнее задание.§ 40. Знать новые понятия, термины, даты и события.
Письменно ответить на вопрос № 1 (с. 387):
- Что общего у «оттепели» хрущевского времени и политике «гласности» М. С. Горбачева? Чем они различаются?
- Самостоятельно определите критерии сравнения. Ответ оформите в виде таблицы.
Урок 41 НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Общие цели:охарактеризовать направления внешнеполитического курса СССР в период перестройки.
Вспомогательные цели:назвать идеи «нового политического мышления».
Дополнительные цели:высказать точку зрения по проблеме: «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?»; проанализировать внешнеполитический курс М. С. Горбачева.
Основные понятия и термины:«новое политическое мышление», демилитаризация, разоружение, региональные конфликты, биполярная система международных отношений.
Важнейшие даты и события:
1985 г. - встреча лидеров СССР и США в Женеве.
1986 г. - встреча лидеров СССР и США в Рейкьявике.
1987 г. - договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего и ближнего радиуса действия.
1989 г. - вывод советских войск из Афганистана.
1990 г. - распад социалистической системы.
1991 г. - роспуск Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора.
Исторические персонажи:Джордж Буш (старший); Гельмут Коль; Саддам Хусейн.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Письменная работа.
Часть обучающихся представляют результат домашней работы - ответ на вопрос № 1, остальные учащиеся выполняют письменную работу - ответы на вопросы.
/ вариант.
1. Объясните, какое влияние оказала политика «гласности» на проведение политических реформ и духовную жизнь общества в СССР.
2. Как изменилось советское общество за годы перестройки?
// вариант.
1. Что понимали под гласностью различные политические силы советского общества?
2. Чему были посвящены произведения искусства в годы перестройки?
II. Изучение нового материала.
План
1. Необходимость поиска новых решений.
2. Концепция нового политического мышления.
3. Инициативы в военной области.
4. СССР и перемены в Азии.
5. Распад социалистической системы.
6. Дискуссии об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».
Урок ___ ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАЧАЛЕ 1990-х гг.
Общие цели:охарактеризовать политический кризис сентября-октября 1993 г.; определить значение Конституции Российской Федерации 1993 г.; охарактеризовать политические партии и движения Российской Федерации.
Вспомогательные цели:рассказать о начальном этапе периода становления политических партий в России; с опорой на материал § 44 назвать причины, сущность и последствия событий осени 1993 г.; определить историческое значение Конституции РФ.
Дополнительные цели:проанализировать события осени 1993 г., установить причины конфронтации между исполнительной и законодательной ветвями власти; проанализировать итоги выборов 1993 г.; оценить Конституцию РФ 1993 г.
Основные понятия и термины:импичмент, конституционный кризис, референдум, правовое государство, разделение властей, президентская республика, парламентская республика, парламентская демократия.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Часть обучающихся представляет выполнение домашнего задания (§ 43). Остальные обучающиеся выполняют письменную работу:
I вариант.
1) Какие цели преследовала политика реформ, проводимая правительством Е.Т. Гайдара?
2) Объясните причины, сущность и основные последствия дефолта 1998 г.
II вариант.
1) Почему В. С. Черномырдин вернулся к государственному регулированию экономики и протекционистской политике?
2) Каковы итоги экономических реформ в России?
III вариант
Тест: (9 вопросов)