Общественно-политические проблемы россии во второй половине 1990-х гг.

Общие цели:охарактеризовать межнациональные отноше­ния в современной России; проанализировать чеченский кон­фликт; определить уровень взаимоотношений Российской Феде­рации и стран содружества независимых государств.

Вспомогательные цели:назвать причины усиления сепара­тистских стремлений и национализма в России начала 1990-х гг.; определить сущность чеченской проблемы; назвать итоги выбо­ров 1996 г.

Дополнительные цели:проанализировать политику феде­рального центра в условиях усиления сепаратистских стремле­ний и национализма в России начала 1990-х гг.; выявить тен­денции и противоречия развития Российской Федерации, кото­рые ярко отразились в чеченской проблеме; проанализировать итоги президентских выборов 1996 г.

Основные понятия и термины:исламский фундамента­лизм, медиахолдинг, новые информационные технологии в предвыборной борьбе, имидж.

Важнейшие даты и события:

1994 г. - начало войны в Чечне.

1995 г. - парламентские выборы, победа оппозиции.

1996 г. - президентские выборы, победа Б. Н. Ельцина.

Исторические персонажи:

- Джохар Дудаев;

- Аслан Масхадов;

- Геннадий Николаевич Селезнев;

- Александр Иванович Лебедь.

Ход урока I. Проверка домашнего задания.

Часть обучающихся представляет выполнение домашнего задания, остальные выполняют письменную работу:

Тест.

II. Изучение нового материала.

План

1. Обострение межнациональных отношений.

2. Начало чеченского конфликта.

3. Выборы 1996 г., их влияние на развитие страны.

4. Основные итоги периода 1994-1998 гг.

Обострение межнациональных отношений.

С целью актуализации знаний обучающихся предлагается ответить на вопросы:

- Как складывались межнациональные отношения в услови­ях перестройки?

- Были ли преодолены противоречия между центром и ре­гионами?

Работа с картой.

Задание: показать на карте Российской Федерации все субъекты, республики, области (кроме автономного округа), ав­тономные области, города федерального подчинения.

Беседа с обучающимися по вопросам:

- Назовите причины усиления сепаративных стремлений и национализма в России начала 1990-х гг.

- Дайте характеристику политики Федерального центра в сложившихся условиях.

- Почему началась полоса «суверенизации» краев и областей?

- Чем были вызваны сепаратные тенденции в регионах России?

- Когда был подписан новый Федеративный договор? Какие республики его подписали? Почему?

Начало чеченского конфликта.

Рассказ учителя о военном конфликте в Чеченской Республике.

- Обострение межнациональных отношений в отдельных ре­гионах страны (на Кавказе).

- 1991 г. Чечня в одностороннем порядке провозгласил
свою полную независимость.

- Вступление федеральных войск на территорию Чечни (де­кабрь 1994 г.).

- Военные действия и террористические операции чечен­ских сепаратистов в 1995-1996 гг.

- Окончание первой чеченской войны и Хасавюртовские со­глашения.

Беседа с обучающимися с элементом дискуссии на тему «Чеченская проблема как отражение сложностей взаимо­отношений между центром и субъектами Федерации».

- В чем суть чеченской проблемы?

- Какие тенденции и противоречия развития Российской Фе­дерации она отражает?

- Причины чеченской войны?

- Определите характер военных действий и отношение насе­ления к ним?

Выборы 1996 г., их влияние на развитие страны.

Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 45 (с. 432-435).

Задание:

- проанализировать итоги президентских выборов 1996 г.;

- определить их влияние на политическую жизнь страны;

-высказать свою точку зрения, основанную на дополнитель­ной справочной литературе, на следующий дискуссионный во­прос: «Почему Б. Н. Ельцину удалось стать Президентом России на второй срок?».

Задание обучающимся:

- Охарактеризуйте президентские выборы 1996 г. и их ре­зультат.

- Определите роль финансово-промышленных групп в побе­де Б. Н. Ельцина на президентских выборах в 1996 г.

Основные итоги периода 1994-1998 гг.

Обучающиеся читают последний абзац § 45 и записывают в тетрадь основные итоги:

- Предотвращение развития тенденций к дезинтеграции Рос­сии на соперничающие регионы.

- Политическая власть России развивалась в рамках (право­вого) конституционного поля.

- Россия продолжала следовать по пути реформ и демокра­тического развития.

Наши рекомендации