Основные этапы формирования военных структур
Европейского союза
Общие подходы к созданию «европейских вооруженных сил» были определены главами государств и правительств в декабре 1991 г. в Маастрихте (Нидерланды).
Достигнутые договоренности по созданию общеевропейских военных структур получили развитие в ходе встреч руководителей Франции и Великобритании (1998 г. — Сен Мало и 1999 г. — Кельн).
В конце 1999 г. на встрече в Лондоне руководители Франции и Великобритании обратились к главам государств ЕС с предложением сформировать силы реагирования Евросоюза (CP ЕС) обшей численностью 60 тыс. человек. При этом их готовность к задействованию не должна превышать 60 сут., а выделяемые в распоряжение воинских контингентов ресурсы должны обеспечивать проведение операций по урегулированию кризисных ситуаций в течение одного года.
Французско-английская инициатива была поддержана другими членами ЕС, что привело к подписанию в декабре 1999 г. Хельсинкской декларации. Этот документ стал политической основой для создания европейских военных структур и принятия Европейским союзом военно-политических решений, определяющих условия и порядок применения сил реагирования.
В документе ставилась задача «создать к 2003 г. многонациональные военные структуры, включающие в своем составе 15—18 бригад, формирования ВМС и ВВС, а также необходимые органы управления, подразделения боевого (оперативного) и тылового обеспечения». В Хельсинкской декларации указано, что применение CP ЕС должно осуществляться в рамках решения так называемых Петерсбергских задач. При этом военный потенциал Евросоюза предполагается задействовать в тех случаях, «когда привлечение НАТО для реагирования на региональные военные кризисы представляется нецелесообразным».
В развитие Хельсинкской декларации Европейская комиссия разработала программу формирования сил реагирования и соответствующих структур военно-политического управления, планирования и оценки обстановки.
Европейский совет на уровне глав государств и правительств (декабрь 2000 г., Ницца, Франция) утвердил основные параметры и сроки выполнения программы, а также базовые принципы деятельности создаваемых структур и участия национальных вооруженных сил в миротворческих операциях ЕС. Руководители стран Евросоюза особо подчеркнули, что «речь не идет о создании коалиционных вооруженных сил. В повседневных условиях части и подразделения будут находиться в национальном подчинении, а решение о выделении и направлении в район кризиса воинских контингентов будет приниматься руководством каждой из стран-участниц, исходя из государственных интересов самостоятельно».
На состоявшейся в ноябре 2001 г. в Брюсселе встрече министров обороны государств — членов Евросоюза были уточнены квоты на выделение в состав сил реагирования национальных контингентов, вооружения и военной техники.
В соответствии с решением Европейского совета (15 декабря 2001 г., Лаакен, Бельгия) Военный комитет ЕС разработал перспективный план наращивания военных возможностей Евросоюза, который предусматривал проведение первоочередных (до 2003 г.) и перспективных (до 2010 г.) мероприятий.
Началом очередного этапа в области формирования военного потенциала ЕС стали решения Совета ЕС по общим вопросам и внешней политике (июль 2002 г., Брюссель). На нем были утверждены приоритетные направления деятельности Евросоюза, включающие борьбу с международным терроризмом и мероприятия по повышению оперативных возможностей сил реагирования. Кроме того, на Совете ЕС были обсуждены возможности доступа к системе планирования и оперативным ресурсам НАТО, принята концепция постоянного наблюдения и анализа обстановки в целях своевременного выявления конфликтов и своевременного реагирования на них, а также определены правовые рамки и механизмы подключения «третьих» стран к миротворческим операциям Евросоюза.
О готовности сил реагирования к проведению самостоятельных операций по поддержанию мира, оказанию гуманитарной помощи и эвакуации граждан впервые было заявлено на саммите ЕС в Копенгагене 13 декабря 2002 г. При этом реально ни одна из запланированных задач по созданию военного потенциала ЕС не была решена полностью. Это было вызвано главным образом ограниченными возможностями предприятий ВПК европейских стран, а также недостаточным финансированием совместных оборонных проектов и значительной зависимостью европейцев от США в сфере производства высокотехнологичных современных вооружений.
Существенное влияние на реализацию планов Европейского союза в области военного строительства оказало подписание в марте 2003 г. Соглашения по обеспечению гарантированного доступа Европейского союза к военному потенциалу НАТО. Оно разблокировало договоренности «Берлин плюс» и позволило ЕС самостоятельно организовать и провести в Македонии в 2003 г. миротворческую операцию «Конкордия» и операцию «Артемис» в Демократической Республике Конго.