Основные этапы возрастного формирования речи

Подготовительный этап от рождения до года. Происходит подготовка к овладению речью. Появляются голосовые реакции, крик, плач, гуление, лепет. Это способствует развитию тонких разнообразных движений. К 1 году в норме должно быть 10-12 слов.

Преддошкольный возраст 1-3 года. Начинается становление активной речи. Слова становятся средством общения. Формируется экспрессивная речь. Появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Первые слова носят обобщенно-смысловой характер. Речь носит ситуационный характер. Речь сопровождается мимикой и жестами. С 1,5 лет слово приобретает конкретный характер. Ребенок начинает понимать объяснения взрослых, усваивать знания, накапливать новые слова, особенно активно на 2-3 году жизни. Значения слов становятся все более определенными. Бурное развитие активного и пассивного словаря. В 2 года начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала это одно слово, а затем примитивная фраза без согласования. Только после этого появляются элементы согласованности и подчинения.

Дошкольный возраст 3-7 лет. У многих детей еще наблюдается неправильное звукопроизношение. Физиологическое косноязычие (сейчас возрастная дислалия). Спонтанно коррегируется к 4-5 годам. Чаще всего дефекты произношения наблюдаются к 4 годам.

(Ш; Ж; Ч; Щ) – шипящие;

(З; З`; С; С`; Ц) – свистящие;

(Р; Р`; Л; Л`) – сонорные – (Й) – иногда.

Все больше развивается слуховой контроль за собственным произношением, развивается умение исправлять свою речь. Формируется фонематическое восприятие – это фонематический слух + операция анализа. Происходит быстрое увеличение словаря. Значения слов все больше уточняются. Например, «у меня рубашка» - раньше, а теперь «а где у нее рукава, воротник».

Часто дети неверно используют и понимают слова. Занимаются словотворчеством. Это говорит о формировании у детей чувства языка. На этом этапе речь ребенка значительно усложняется и идет развитие грамматического строя речи. Дети овладевают связной речью. К 3 годам у них должны быть сформированы основные грамматические категории. На 5 году – сложносочененные и сложноподчененные предложения. Высказывания напоминают короткий рассказ с большим количеством предложений. Таким образом к 7 годам дети начинают составлять рассказ (монологическая речь).

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки (фонематическое восприятие). И постепенно, таким образом формируется контекстная речь (отвлеченная, без опоры).

Школьный возраст от 7 до 17 лет. Особенности: сознательное усваение речи. Дети овладевают звуковым анализом и синтезом, усваивают грамматические правила (ведущая – письменная речь).

Что необходимо для нормального развития речи детей:

1. Ребенок должен быть психически и соматически здоров.

2. Иметь нормальный интеллект.

3. Сохранный слух и зрение.

4. Полноценное речевое окружение.

Если рассматривать развитие речи под углом ведущего звена речевой системы:

1. Интонационный. 6-7 месяцев. Мелодичность, плавность речи.

2. Фонетико-фонематический. С момента появления лепета (примерно 2,5 месяца) до 2,5-3 лет.

3. Грамматический. Освоение синтагмы 1,5 года – 3,5-4 года.

4. Семантический. Обогащение словаря, словотворчество. 2,5-3 года до 7,5-8 лет.

5. Глубинно – смысловой 5-6 лет до начала утраты речи (45-50 лет).

Критические периоды развития речи

В эти периоды происходит наиболее активное развитие каких-либо звеньев речевой системы. В связи с этим повышается ранимость нервных механизмов речи, возможен риск возникновения речевых нарушений.

1. 1-2 года. Формируются предпосылки речи, начинается речевое развитие, закладываются основы коммуникативного поведения. Должна быть мера в ограничении и разрешении. Нельзя, когда все «нельзя». В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон. Критический период развития зоны Брока – от 14 до 18 мес. Даже незначительные неблагоприятные факторы могут отразиться на развитие речи в дальнейшем.

2. Период трех лет. Интенсивно развивается связная речь. Происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе ЦНС. Особенно это речедвигательный механизм, внимание, память, произвольность. Если в этот период наблюдается разсогласованность в работе систем, неравномерность созревания отдельных звеньев речевой системы, то это приводит к изменению поведения: неврозы, упрямство, негативизм, ЗРР, ограничение подвижности. Следствием является замедление физического и психического развития, появляется склонность к психическим заболеваниям.

3. 6-7 лет начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС; при предъявлении завышенных требований возможны срывы,с возникновением заикания.

Речь и ее функции

Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую. Коммуникативная функция — осуществление общения между людьми с помощью языка. Эта функция общения: характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них.

Формы речевого воздействия — вопрос, просьба, совет, предложение, убеждение, приказ, инструкция, запрещение и др.

В одном и том же высказывании могут быть объединены сообщение и побуждение к действию, напр.: я хочу получать от тебя письма ежедневно. Наряду с этим в высказывании может преобладать сообщение: получил письмо или побуждение к действию: напиши письмо.

Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образования. Человек осваивает язык при жизни в результате обучения. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания. Существует критический период для освоения языка. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центра речи, утрачивается. Маугли — один из литературных примеров потери речевой функции. Человек может овладеть разными языками. Это означает, что он использует возможность обозначать один и тот же предмет разными символами как в устной, так и в письменной форме. При изучении второго и последующих языков используются те же нервные сети, которые ранее были сформированы при овладении родным языком. В настоящее время известно более 2500 живых развивающихся языков.

Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к общению с помощью речи и усвоению языка. Они заложены в особенностях как центральной нервной системы, так и речедвигательного аппарата, гортани.

Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности. Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого человека с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых наибольшее значение имеет речь. Научаясь применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации внутренняя речь становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.

В работах А.Р. Лурии, Е.Д. Хомской показана связь регулирующей функции речи с передними отделами полушарий. Ими установлена важная роль конвекситальных отделов префронтальной коры в регуляции произвольных движений и действий, конструктивной деятельности, различных интеллектуальных процессов.

Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса — внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий. Программирующая функция речи страдает при поражениях в передних отделах речевых зон — заднелобных и премоторных отделов левого полушария.

Наши рекомендации