Европейская политика в области безопасности и обороны

Европейская политика в области безопасности и обороны (ЕПБО) является составной частью ОВПБ. Ее формирование и реализация на первых этапах тесно связаны с Западноевропейскимсоюзом.

Западноевропейский союз (ЗЕС) (англ. Western European Union, фр. Union de l'Europe occidentale) — организация, существовавшая в 1948—2011 годах для сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Первая попытка в истории создать единые вооруженные силы Европы. Включала в свой состав 28 стран с четырьмя различными статусами: страны-члены, ассоциированные члены, наблюдатели и ассоциированные партнеры. Все государства Европейского союза в его границах до расширения 2004 года имели статус стран-членов, кроме Австрии, Дании, Финляндии, Ирландии и Швеции, относящихся к наблюдателям. Ассоциированные члены — Исландия, Норвегия, Польша, Турция, Венгрия и Чехия; ассоциированные партнеры — Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, а также Словения.

История: 17 марта 1948 г. пять западноевропейских государств — Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция заключили т.н. Брюссельский пакт. Первые три статьи Договора были посвящены соответственно экономическому, социальному и культурному сотрудничеству, но именно создание «коллективной самообороны» против возможного агрессора (в первую очередь СССР) стала сущностью этого документа. Согласно Пакту страны-участницы обязались, что в случае, если одна или несколько из них становится объектом вооружённого нападения или агрессии, остальные (опираясь на п. 51 Устава ООН, который разрешает коллективную самооборону) «предоставят военную поддержку атакованной Стороне и другую помощь, а также окажут содействие её усилиям».

Основными причинами подписания Брюссельского пакта были:

Ø страх перед советской военной угрозой — опасения агрессии со стороны СССР и его союзников из числа стран Центральной и Юго-Восточной Европы;

Ø недопущение возрождения германского милитаризма и новых попыток развязывания войны со стороны Германии.

Брюссельский пакт, по сути, предвосхитил создание НАТО, появление которого в 1949 г. несколько девальвировало значение Брюссельского пакта для обеспечения коллективной обороны пяти подписавших его стран. Первоначальный текст Пакта не содержал каких-либо положений об организационном механизме реализации положений Договора. Функции т.н. Организации Брюссельского договора перешли к НАТО.

Ситуацию изменило Парижское соглашение от 24 октября 1954 г., которое внесло изменения в Пакт относительно создания специальной структуры на его основе — Западноевропейского союза. Вместе с подписанием Парижского соглашения к Брюссельскому договору присоединились Западная Германия и Италия.

В годы холодной войны деятельность Североатлантического Альянса (НАТО) полностью заместила деятельность Западноевропейского союза. Однако это не означало конец его существования. Первые шаги к «реставрации» организации были предприняты в середине 1980-х гг., но подлинное возвращение к активной деятельности Западноевропейского союза произошло только после подписания Маастрихтского договора об образовании Европейского союза 1992 г.

19 июня 1992 г. министры иностранных дел и министры обороны государств — членов ЗЕС провели встречу недалеко от Бонна с целью дальнейшего усиления роли этой организации и приняли «Петерсбергскую декларацию», в которой были определены задачи, для решения которых члены ЗЕС будут предоставлять контингенты войск (у ЗЕС нет постоянных сил и органов военного управления), гуманитарные, спасательные и миротворческие, а также задачи при урегулировании кризисных ситуаций, включая установление мира.

В 1996 г. ЗЕС стал выполнять оперативные функции в сфере обороны.

Амстердамский договор 1997 года сделал Западноевропейский союз «неотъемлемой частью развития Союза», предоставив ему оперативные полномочия в сфере обороны.

В Амстердамском договоре 1997 г. ЕС говорится, что ЗЕС является неотъемлемой частью развития ЕС, обеспечивающей последнему доступ к оперативному потенциалу, в частности в связи с выполнением «Петерсбергских задач». Он призван оказывать поддержку ЕС при разработке военных аспектов ОВПБ, а ЕС, соответственно, должен развивать более тесные институциональные отношения с ЗЕС «с целью возможной интеграции ЗЕС в ЕС, если такое решение будет принято Европейским Советом». В договоре также говорится, что «Европейский союз будет обращаться к ЗЕС для разработки и выполнения решений и действий ЕС, которые имеют оборонную значимость».

Западноевропейский союз сыграл ключевую роль в выполнении первых Петерсбергских заданий на Балканах. Тем не менее, он всё больше уступал свои функции подразделениям ЕС, развивавшимся в рамках совместной внешней политики безопасности.

В ноябре 2000 года Совет министров безопасности Западноевропейского союза одобрил решение о постепенном реформировании этой организации и передаче её полномочий соответствующим структурам и агентствам ЕС. 1 января 2002 года в Европейский союз вошли такие учреждения Западноевропейского союза, как Институт безопасности и спутниковый центр Европейского союза. Главная функция, остававшаяся у Западноевропейского союза — коллективная безопасность.

В марте 2010 года было заявлено о планах прекращения деятельности Западноевропейского Союза до 2011 года. Окончательно прекратил работу 30 июня 2011 года.

Важной особенностью Европейской политики в области безопасности и обороны (ЕПБО) является обязательное проведение консультаций с НАТО по основным аспектам кризисного урегулирования. Это вызвано тем, что большинство стран ЕС, являясь одновременно членами альянса, рассматривают его как основу для обеспечения глобальной безопасности и полагают, что Евросоюз должен брать на себя ответственность за проведение операций лить в случаях, когда это не может сделать Североатлантический союз. Кроме того, в соответствии с пакетом договоренностей «Берлин плюс» ЕС за счет сотрудничества с НАТО компенсирует недостаток собственных возможностей по организации боевого управления, разведки, обеспечение мобильности войск.

В связи с этим в Евросоюзе рассматривают два варианта проведения миротворческих операций:

с использованием ресурсов Североатлантического союза или

с опорой преимущественно на военный потенциал одного изгосударств ЕС, выступающего качестве страны-организатора.

При этом предполагается, что Евросоюз, как правило, будет участвовать в урегулировании конфликтов низкой интенсивности, где возможна нормализация обстановки до момента ее резкого обострения за счет упреждающего реагирования. После стабилизации ситуации ответственность за проведение операции предусматривается, по возможности, передавать другим миротворческим континентам и гуманитарным организациям. Такая позиция позволяет избегать втягивания ЕС в длительные операции по поддержанию мира с труднопредсказуемым исходом, не приносящие быстрых и ощутимых военно-политических результатов.

Несмотря на глобальный характер интересов Евросоюза, в настоящее время его руководство ограничивает географические границы миротворческой деятельности. Наибольшее внимание при этом уделяется Балканам, Средиземноморскому региону и Африке. Так, в 2003 г. под эгидой ЕС в Македонии была проведена первая в истории организации миротворческая операция «Конкордия». В 2007 г. ЕС принял решение о направлении 3-4 тыс. миротворцев, действующих под его эгидой, в ЦАР и ЧАД для разрешения ситуации в Дарфуре.

Важным преимуществом Евросоюза является наличие значительного невоенного потенциала урегулирования кризисов. В ЕС накоплен определенный опыт в оказании помощи местным властям в реформировании системы государственного управления, силовых и правоохранительных органов, подготовке кадров. В качестве еще одного действенного инструмента оказания влияния на обстановку в различных регионах мира в ЕС рассматриваются меры экономического принуждения или поощрения в отношении конфликтующих сторон.

Наши рекомендации