Общая внешняя политика и политика безопасности
Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) Европейского союза — это объединение усилий организации и государств-членов в области международных отношений и безопасности, а также совместная реализация принятых решений в данных областях. Главной целью официально определено превращение ЕС в ключевого участника международных отношений.
Идея согласования внешнеполитической деятельности стран Западной Европы впервые была провозглашена в Едином европейском акте (1986), который предусматривал проведение организацией общей внешней политики начиная с 1991 г. Вместе с тем в этом документе были определены только некоторые аспекты сотрудничества в данном направлении. Рамки ОВПБ значительно расширились после принятия Маастрихтского договора. Однако он также не содержал конкретных положений в этой области, а лишь декларировал необходимость объединения усилий членов организации по следующим направлениям:
Ø защита общих ценностей и интересов ЕС;
Ø укрепление безопасности организации и государств-участников всеми возможными способами;
Ø сохранение мира в соответствии с принципами Устава ООН, Хельсинкского заключительного акта и целями Парижской хартии.
Реальным шагом в создании условий для проведения общей внешней политики и политики безопасности стало принятие в 1997г. в Амстердаме главами государств и правительств ЕС ряда поправок к Маастрихтскому договору. В частности, на генерального секретаря Совета ЕС были возложены функции верховного представителя Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности. Он стал отвечать за подготовку и выполнение политических решений Совета ЕС, а при наличии соответствующих полномочий ему было предоставлено право от имени Совета вести политический диалог с «третьими» странами. В распоряжение генсека передан также отдел планирования и раннего предупреждения ЕС. На ЕС было возложено решение «Петерсбергских задач ЗЕС»[2] по проведению миротворческих, гуманитарных и спасательных операций, а также были уточнены основные направления деятельности на международной арене.
1.Объединение усилий стран-участниц в интересах формирования общей внешней политики и политики безопасности. В соответствии с договором «ОВПБ должна проводиться на основе общих принципов, общих стратегий, совместных решений и шагов (юридически обязательных для всех стран-участниц и подкрепленных финансовыми средствами), а также постоянного взаимодействия стран-участниц в различных областях». В отличие от Маастрихтского договора Амстердамский договор предполагает, что ОВПБ является прерогативой ЕС в целом, а страны-участницы должны «активно и безоговорочно выполнять принятые совместные решения».
2.Совершенствование механизмов выработки и практической реализации ОВПБ. Были распределены задачи ОВПБ между различными институтами Евросоюза. Так, на Европейский совет на уровне глав государств (правительств) были возложены функции определения общей стратегии ЕС в вопросах внешней политики и политики безопасности, а также выработки решений при отсутствии единой позиции организации по важнейшим международным проблемам. В других случаях эту задачу выполняет Совет ЕС по общим вопросам и внешней политике в составе министров иностранных дел. Текущие вопросы ОВПБ еженедельно обсуждаются Комитетом постоянных представителей, в состав которого входят послы государств-членов при ЕС и представитель Еврокомиссии. Дважды в месяц проводятся заседания Комитета по вопросам внешней политики и политики безопасности (КВПБ), в которых участвуют представители стран-членов и комиссары КЕС. На заседаниях рассматривается ход реализации решений в области ОВПБ. За исполнение текущих решений отвечают назначенные представители аппарата Комиссии и стран Евросоюза.
Амстердамским договором была также изменена система голосования по вопросам ОВПБ, которая до этого строилась на основе консенсуса. Новый договор ввел принцип "конструктивного воздержания», позволяющий не голосовать при принятии решения, одновременно не настаивая на его изменении или невыполнении. Кроме того, Совету было предоставлено право принимать решения квалифицированным большинством голосов при наличии уже выработанной по какому-либо вопросу единой стратегии ЕС. При этом для соблюдения общего принципа консенсуса за каждым государством сохранилось право вето.
3. Повышение роли Евросоюза в решении международных проблем в области безопасности и обороны. Важное место отводится институту спецпредставителей ЕС. Были учреждены посты специальных представителей ЕС на Ближнем Востоке, в Афганистане, на Балканах и в Закавказье.
Реализация ОВПБ на практике сталкивается с целым рдом внешних и внутренних для ЕС проблем. К ним относятся:
Ø проблема американского лидерства. Многие действия США направлены на недопущение появления в Европе мощной организации, способной ослабить американское влияние. Эта проблема связана с «пересекающимся» членством в НАТО;
Ø несогласованность действий, проявляющаяся в том, что на деле все европейские инициативы в сфере безопасности выдвигаются и реализуются не ЕС в целом, а отдельными группами государств;
Ø проблема французских, германских и британских внешнеполитических амбиций и противоречий;
Ø расхождение интересов «старых» и «новых» членов ЕС;
Ø несогласованность действий различных органов Евросоюза.