Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) Европейского союза

(сокр. ОВПБ; англ. Common Foreign and Security Policy, сокр.англ. CFSP)

Интеграция в области ОВПБ шла со значительными трудностями. Первая попытка интеграции была предпринята в начале1952 года, когда Франция, ФРГ, Италия и Бельгия, Нидерланды, Люксембург подписали договор об учреждении Европейского Оборонительного сообщества (ЕОС). Однако парламент Франции заблокировал создание ЕОС. Интеграция стала развиваться в направлении от экономики к политике.

В 1974 году был учреждён Европейский совет на уровне глав государств и правительств, принявший рекомендацию об учреждении Политического союза. Переговоры и консультации об учреждении Политического союза натолкнулись на традиционное противостояние защитников прерогатив национальных государств и сторонников наднациональности, также многие страны выступали против дублирования функций НАТО.

В Милане в 1985 году Канцлер ФРГ Коль и президент Франции Миттеран выдвинули совместный проект Договора о Европейском союзе, предусматривавший проведение согласованной внешней и оборонной политики.

В июне 1992 года на совещании в Бонне страны ЗЕС (Западноевропейский союз 1948-2011- сотрудничество в области обороны и безопасности, первая попытка создать единые вооруженные силы) приняли «Петерсбергскую декларацию», касавшуюся отношений между ЗЕС, ЕС и НАТО. Декларация предусматривала расширение функций ЗЕС. Он должен был не только гарантировать оборону территорий стран-участниц, но и освоить проведение гуманитарных и спасательных операций, миротворческих миссий, а также выполнение задач по управлению кризисами, включая понуждение к миру в интересах всего ЕС и во взаимодействии с НАТО. В последующем ЗЕС бы включен в ЕС по Амстердамскому договору.

Маастрихтский договор 1993 г. впервые ввел понятие трех опор ЕС (европейские экономические связи – общая внеш. политика и политика безопасности – общая политика в области и внутренних дел и правосудия). Второй опорой является формирование Общей внешней политики и политики безопасности, в договоре провозглашаются следующие принципы:

1. защита общих ценностей в соответствии с Уставом ООН;

2. усиление безопасности ЕС;

3. сохранение мира и международной безопасности;

4. повышение единоличной роли ЕС в определении единой внешней политики;

5. создание Подразделения по планированию новой политики и раннему предупреждению с целью анализа международных событий и выработке решений;

6. введение поста Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

ОВПБ стала новым направлением деятельности ЕС, развивающим опыт «европейского политического сотрудничества» и предусматривающим согласование и осуществление странами ЕС совместных внешнеполитических действий на основе единогласно принятых решений.

Амстердамский договор (1997 года) реформировал ОВПБ с целью повышения эффективности ее функционирования. Были предусмотрены следующие институциональные новации: — «Общая Стратегия», возможность «конструктивного воздержания» от участия во внешнеполитических акциях, должность Верховного Представителя по ОВПБ и дополнительный аппарат внешнеполитического планирования в составе Генерального Секретариата Совета ЕС, а также положение о постепенном включении Западноевропейского союза и подчинённых ему органов в общую систему институтов ЕС.

Поворотным пунктом в решении вопроса об интеграции в ОВПБ стала встреча президента Франции Ширака и премьер-министра Блэра в Сан-Мало в декабре 1998 г. Была сформулирована цель — обеспечить Евросоюзу военные возможности для выполнения так называемых «Петерсбергских миссий».

В июне 1999 года на саммите в Кельне страны ЕС приняли решение об углублении внешенполитической координации и переходе к проведению общей политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО). Выработку и проведение этой политики вменили в обязанность верховному представителю ЕС по вопросам ВП и безопасности, на этот пост был назначен бывший генсекретарь НАТО Хавьер Солана. В руках верховного представителя стали концентрироваться полномочия, связанные с представительством полит. и военно-полит. интересов ЕС в отношениях с внешними партнерами.

Однако интеграция в ЕС в области взаимоотношений с внешним миром осуществляется прежде всего через межправительственную координацию и в гораздо меньшей мере — посредством делегирования полномочий на уровень интеграционного объединения. Сфера внешней политики (ВП) остается довольно чувствительной, и государства весьма осторожны в том, что касается отказа от своих прав и возможностей в этой области. В результате из-за несовпадения ВП ориентиров и приоритетов стран-участниц «единая ВП» нередко оказывается невозможной даже на основе согласования позиций.

На саммите ЕС в Хельсинки (декабрь 1999) было решено создать к 2003 г. потенциал, позволяющий в двухмесячный срок развернуть военный контингент численностью 60 тыс. человек («корпус быстрого развертывания»), способный к самостоятельным действиям по выполнению всего спектра «Петерсбергских миссий».

С 2000 года функционируют новые структуры ЕС — Комитет по политике и безопасности(для согласований по ВП и военным вопросам) и Военный комитет (в составе начальников главных военных штабов стран-участниц).

Лиссабонский договор 2009 г. расширил сферу полномочий в области внешней и оборонной политики ЕС. Был введен пост представителя ЕС в области внешней и оборонной политики.

Common foreign and security policy (CFSP)

Положения, касающиеся Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), изложены в главе V Договора о Европейском Союзе. ОВПБ пришла на смену Европейскому политическому сотрудничеству; в перспективе предусматривалось также создание общей оборонной политики, направленной на обеспечение через определенное время совместной системы обороны.

Цели этой второй опоры Союза зафиксированы в статье 11 Договора о создании Европейского Сообщества и реализуются при помощи специальных правовых инструментов (см.Совместные действия (ОВПБ), Общая позиция (ОВПБ)), единогласно утверждаемых Советом. С момента вступления в силу Амстердамского договора (1999 г.) Союз располагает новым инструментом, так называемой общей стратегией. Теперь при определенных условиях Совет может также принимать решения квалифицированным большинством по вопросам, касающимся ОВПБ. Таким образом, после подписания Амстердамского договора практически с каждым заседанием Европейского Совета ОВПБ продолжает развиваться.

Общая позиция в рамках Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) служит для улучшения сотрудничества и координации. Государства-члены обязаны представлять эту Общую позицию, единогласно принимаемую Советом, и руководствоваться ею во всех своих действиях.

В Ниццком договоре (2001 г.) сказано, что при определенных условиях для реализации совместных действий или смены общей позиции можно прибегать к средствам расширенного сотрудничества в сфере ОВПБ. Однако в военных вопросах или вопросах оборонной политики возможность расширенного сотрудничества исключается.

Правовым инструментом Общей внешней политики и политики безопасности, введенным Амстердамским договором, является Общая стратегия.
В статье 13 Договора о ЕС предусматривается, что Европейский Совет определяет принципы и основные направления общей внешней политики и политики безопасности и избирает Общую стратегию действий Союза в сферах, затрагивающих важные общие интересы государств-членов.
При выборе стратегии всякий раз уточняются ее цель, сроки действия, а также средства, которые со своей стороны должны предоставить Союз и отдельные государства-члены. Совет проводит стратегии в жизнь, определяя в частности совместные действия и общую позицию. Он может рекомендовать Европейскому Совету ту или иную Общую стратегию.

Наши рекомендации