Административно-правовые отношения.
Админстративное право и государственное управление.
Гос-ное управление – это подзаконная, юрид властная деят-сть аппарата управления, кот состоит в практическом исполнении законов в процессе руководства хозяйственным, социально- культурным и админ-политическим строительством. Сущность гос-ного управления состоит в осуществлении управленческих функций от имени гос-ва и в масштабе гос-ва. Характерные черты гос-ного управления: вид деятельности по осуществлению единой гос-ной власти; осуществляется от имени гос-ва; осуществляется органами гос-ного управления, образующими единую систему; имеет подзаконный характер; носит исполнительно- распорядительный характер; деят-сть распространяется на все стороны жизни и носит общегосударственный характер; гос-ное управление реализуется через формы организаторской деятельности. Функция гос управления делится на: 1. основные: анализ информации; прогнозирование; планирование; подбор кадров; регулирование; общее руководство; оперативное распорядительство; контроль, учёт, проверка исполнения. 2) вспомогательные: юрид обслуживание и делопроизводство. Админ право – это отрасль права, состоящая из юрид норм, регулирующих общественные отношения, кот складываются в процессе управленческой деят-сти органов гос-ного управления. Для админ права характерны:целостность, системность, наличие структуры, наличие своего предмета и методов. Предметом админ права является гос. управленческая деят-сть. Методы админ права - способы, кот используются для воздействия на поведение участников общественных отношений. Различают след методы: метод власти и подчинения; метод рекомендаций; метод согласования. Основные принципы админ права : Демократизм нормотворчества и реализации права; равенство граждан перед законом; принцип взаимной ответственности гос-ва и граждан; принцип законности и гуманизма. Административное право связано со всеми отраслями права, но наиболее тесно связано с конституционным правом.
Административное-правовые нормы.
Админ правовая норма – это обязательное правило поведения общего хар-ра, установленное гос-вом для регулирования общественных отношений, кот складываются в сфере управления и охраняемое от нарушений принудительной силой гос-ва. Виды правовых норм: по степени определенности: императивные; диспозитивные; по способу воздействия на участников управления:обязывающие; запрещающие; уполномочивающие; по степени общности: общие, специальные; по действию времени:временные; постоянные; по юрид природе: материальные; процессуальные; по пределу действия: республиканские; областные; местные; межтерриториальные. Структура админ-правовой нормы включает в себя следующее: гипотеза- указывает на условия, при кот норма вступает в действие. Диспозиция – определяет содержание прав и обязанностей субъектов права, устанавливает возможные варианты их поведения. Санкция- предусматривает последствия нарушений предписаний нормы. Реализация админ–правовых норм: Исполнение, Применение, Соблюдение, Использование.
Административно-правовые отношения.
Админ-правовые отношения – это общественные отношения, кот складываются в области исполнительно-распорядительной области и урегулированы нормами админ права. Субъектами админ-правовых отношений являются: гос. органы, должностные лица, граждане, ин граждане и лица без гражданства, общественные объединения. Каждая сторона админ правоотношения должна обладать админ правоспособностью и админ дееспособностью в сфере гос-ного управления. Момент возникновения админ правоспособности и дееспособности юрид лиц совпадает, а у граждан админ правоспособность возникает с момента рождения, а админ дееспособность в полном объёме возникает с 18 лет, а неполная- с возраста, установленного законодательством. Объекты админ правоотношений – это вещи, материальные ценности, продукты духовного творчества, нематериальные блага и поведение людей. Особенность админ правоотношений состоит в следующем: 1.одной из сторон всегда является гос-ный орган, должностное лицо, общественное объединение, кот осуществляют исполнительно-распорядительные функции. 2.они могут возникать по инициативе каждого из субъектов админ права, однако согласие второй стороны не является обязательным для их возникновения. 3.нарушение админ правовой нормы влечёт админ ответственность. 4.споры между сторонами разрешаются в админ порядке. 5.обязательная сторона всегда действует властно и располагает соответствующими полномочиями. Возникновение, изменение, прекращение админ-правовых отношений связано с юрид фактами, т.е. событиями или действиями (правомерные или неправомерные), а также правовыми актами. Виды админ-правовых отношений: 1. по содержанию: материальные, процессуальные; 2. по характеру связи между субъектами: вертикальные, горизонтальные; 3.по конкретному содержанию: имущественные; неимущественные; 4. по способу защиты: отношения, защищаемые в судебном порядке; отношения, защищаемые в админ порядке; 5. по целевому назначению: правоотношения, связанные с правонарушениями; правоотношения, связанные с повседневной реализацией положительных задач гос-ного управления.