Экономические и финансовые основы местного самоуправления.

МСУ – такая форма власти, когда население самостоятельно под свою ответственность решает ? мест.значения, располагая для этого необходимыми ре-сурсами и финансами.

ЭФО МСУ представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных финансов в интересах местного бюджета и населения муниципального образования. ЭФО МСУ обеспечивают хозяйственную самостоятельность МСУ, служат удовлетворению потребностей населения.

МО= территория + население.

В ст. 132 Конституции РФ закрепляется право муниципалитетов на самостоятельное осуществление бюджетного процесса, в частности, формировать, утверждать и исполнять его. К перечисленным полномочиям была добавлена функция контроля, которая закрепляется ст. 35 ФЗ «Об общих принципах ор-ганизации местного самоуправления в РФ».

Экономическая основа МСУ определяется Гл5 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003

Экономическую основу МСУ составляют:

1. имущественный комплекс( движимое и недвижимое имущ-во);

2. бюджет;

3. имущественные права.

Имущественный комплекс: имущ, переданное по решению Правительства; по решению суда; вновь созданные объекты недвижимости имущества,; по договору купли-продажи; по договору дарения;

Режимы использования муниципальной собственности:

1. Хоз ведения – S-ми права хоз ведения являются только ГиМ унитарные предприятия. Муниципальное хоз-во по решению собственника м.б. переда-но в хоз ведение МУП. учредитель(собственник) МУПа – это МО, которое наделяет МУП необх метер ресурсами (имущ-во), не утрачивает прав собствен-ности на это имущество.

2. Оперативное управление – содержание права операт управления значительно уже содержания права хоз ыедения. А круг полномочий собственника по распоряжению переданным имущ-вом значительно шире.

3. муниципальная казна – в соответств со ст 215 имущ-во, не закреплённое за МП и учреждениями составляет на ряду со средствами местного бюджета – Мун Казну МО. собственник м любым не запрещённым способом распоряж тем имущ-вом, кот включено в состав МК.

Муниципальная собственность (МС) - имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муници-пальным образованиям (ст.215 ГК РФ). Это одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования.

Субъектами МС являются муниципальные образования, а не органы МСУ.

Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, которые формируются из:

1) добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, учреждений и организаций;

2) штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию объектов историко-культурного наследия.

Местный бюджет= Собственные доходы ( налоговые и неналоговые)+ мун.заимствования ( кредиты мун.банков, выпуск мун.ЦБ, др.источники). Соб-ственные доходы МБ = самообложение(понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения)+доходы от мест. Налогов+доходы от регион.доходах+доходы от фед.налогов+ различные перечисления от выше-стоящ.бюджетов+ доходы от мун.собственности+ часть прибыли мун.предприятий+штрафы+ доходы от реализации арестованного имущества+ пожертво-вания+др.источники

Значение ЭФО МСУ:

• обеспечивают хозяйственную самостоятельность местного самоуправления;

• служат удовлетворению потребностей населения муниципальных образований;

• оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом;

• реализуют принцип гарантированности местного самоуправления со стороны государства

Принципы построения ЭФО МСУ:

а) органы МСУ имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

б) финансовые средства органов МСУ должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;

в) по меньшей мере, часть финансовых средств органов МСУ должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного са-моуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом (принцип использования ресурсов подведомственной органу власти территории);

г) финансовые системы, на которых основываются средства МСУ, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;

д) ОГВ РФ и ГВ субъектов РФ обязаны содействовать развитию ЭФО МСУ и, в частности:

—регулируют законами порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;

—передают органам МСУ материальные и финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий;

—разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;

—регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

—обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

—обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;

—компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти;

—участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы.

Бюджет МО - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего МО. Местные бюджет = собственные доходы + муниципальные заимствования. ( См. выше)

Наши рекомендации