Бюджетная система РФ и её значение в обеспечении эффективности государственного и муниципального управления.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый ме-ханизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
БК РФ определяет бюджет как « форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функ-ций гос и МСУ». Эффективность управления проявляется в достаточности бюджета и отсутствии бюджетного дефицита.
Бюджетное устройство (БУ) – организация БС и принципы ее построения.
БС РФ состоит из бюджетов 3 уровней: федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты
Бюджетная классификация: группировка дох и расходов, источников финансирования бюджетного дефицита, используемых для составления и испол-нения бюджета и отчётности
Основные задачи бюджетов всех уровней: аккумуляция денежных средств, распределение и перераспределение ден средств по вертикали и по горизон-тали ( м/д органами управления одного уровня)
Принципы и функционирования БС РФ:
единства БС РФ - означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации,
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов -означает закрепление в соотв с зак-вом доходов, расходов и источников фи-нансирования дефицитов бюджетов за бюджетами БС РФ полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
самостоятельности бюджетов- право ОГВ и органов МСУ на соответствующем уровне БС РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс ;
равенства бюджетных прав субъектов РФ, МО
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета -объём расходов и доходов
результативности и эффективности использования бюджетных средств - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов- расходы не могут быть увязаны с определенными доходами и источниками финансирования дефи-цита Б, если иное не предусмотр законом
прозрачности (открытости)- опубликование в СМИ, полноту представления инфо о ходе исполнения, открытость проектов бюджетов;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств- бюдже ассигнования и лимиты бюдж обязательств доводятся до конкретных получателей бюдж средств с указанием цели их использования ;
подведомственности расходов бюджетов- получатели бюдж средств вправе получать бюдж ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюдж средств, в ведении которого они находятся ;
единства кассы- зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.
Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и стати-стических целей.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных обра-зований. Бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета меж-бюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде ФЗ. Именно федеральный бюджет яв-ляется основным орудием перераспределения НД и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о про-гнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.
Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
бюджет МО (местный бюджет) - форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего МО.
Принципы бюджетного федерализма органов МСУ и ОГВ субъектов РФ:
1. законодательное разграничение полномочий по расходам между уровнями власти всех уровней управления
2. самостоятельность и равноправие каждого бюджета, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса.
3. обеспеченность соответствующего органа власти необходимыми финансовыми ресурсами
4.обеспеченность горизонтального и вертикального выравнивания доходов всех звеньев БС.
К федеральным налогам и сборам относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; ЕСН; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает полити-ческой власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны. Именно бюд-жет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выра-жением ЭП государства. Через бюджет происходит перераспределение нац дохода и ВВП. Благодаря бюджетному распределению удается совершенство-вать структуру общественного производства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
БС играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, используя средства бюджетного дохода по фи-нансированию наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, перераспределения нац дохода между отраслями. Таким образом, БС играет стиму-лирующую роль в процессе перераспределения финансовых источников ГМУ.