Система государственного и муниципального управления на современном этапе

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, прокуратуры, судов, и т. д.).

Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов государства по осуществлению исполнительной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Местное самоуправление — это децентрализованное государственное управление, осуществляемое на уровне субъектов государства (регионы, области …)

Наука ГУ - целостная система знаний об общих явлениях и закономерностях организации и деятельности ГУ. Предметом науки государственного управления является структура и деятельность органов, составляющих аппарат государства и публичных коллективов.

В качестве объективных основ государственного управления следует назвать:

Природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию на земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение и т.д. диктуют людям отвечающие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.

Естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей, типы градо- и домостроений, характер поселений, технологии земледелия, виды коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции, обычаи и менталитет.

Культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня объективной жизненной опорой. Общественные формы жизнедеятельности людей: в России такие формы как веч, собор, казачий круг, дума, артель, община товарищество. и др., отличающиеся коллективистским началом.

Производственная база - со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории определенного сообщества людей может и должна рассматриваться как объективная данность. Реально она представляет собой единственную материальную (техногенную) основу существования общества.

Система экономических отношений - данная система соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека

Социальная сфера - состоит из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.

Духовная культура - имеет два среза - субъективный, связанный с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий материальное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие.

Научно-технический прогресс.

Субъект государственного управления

• субъекты общественного управления (государственного управления в широком смысле слова): система органов государственного управления, все множество политических, общественных, профессиональных партий, движений, союзов, ассоциаций, объединений, лоббисты, СМИ, негосударственные организации, каждый гражданин

• субъекты государственного управления (в узком смысле слова): законодательные, исполнительные, судебные органы управления на федеральном, региональном и местном уровнях управления

Объект государственного управления

• первичный элемент управляемой подсистемы социально-экономической системы – человек

• в зависимости от выбранных классификационных признаков элементами управляемой подсистемы являются отрасли, регионы, организационные формы различной формы собственности и т.п.

Государственное управление в современной России основывается на двух главных факторах –рыночная экономика и демократические принципы управления. Более двадцати лет российское общество функционирует в нынешней общественно-экономической формации и пока еще находится в естественной трансформации адаптации к сложившимся за данный период новым реалиям существования. Эта особенность, по сути переходного периода, к устойчивому государственному управлению, примеры которого мы видим во многих цивилизованных государствах с устоявшимися демократическими и рыночными институтами управления, должна учитываться всеми участниками, вовлеченными в процессы государственного управления ав России на современном этапе, включая и специалистов по связям с общественностью в органах власти.

Специфика любого государственного органа заключается в том, что им вырабатываются и реализуются властно-управленческие решения. Этим самым государственный орган отличается, скажем, от государственных учреждений, связанных, в основном, с предоставлением социальных и духовных услуг населению, а также отличается и от государственных организаций, выполняющих обычно организационные функции в различных социальных сферах жизнедеятельности общества.

Государственные органы имеют свои специфические признаки, которые выделяют их среди всех других видов и типов организаций в российском государстве и обществе. Среди них можно назвать: регламентация конституционно-правового статуса государственного органа; государственно-властные полномочия; законодательные возможности и особенности; установленный порядок деятельности в присущих конкретному государственному органу организационно-правовых формах; определенная компетенция полномочий в соответствующей сфере государственной деятельности. Государственный орган - это учрежденное в структуре государства в установленном порядке образование, имеющее собственную компетенцию и наделенное властными полномочиями по осуществлению определенного вида государственной деятельности, характеризующееся задачами, функциями, структурными особенностями, формами и методами.

Деятельность государственных органов по организации и реализации государственного управления обусловлены существующими функциями государственной власти и видами деятельности государства.

Самый важный признак государственных органов – это наличие у них государственно-властных полномочий. Он предусматривает четкое разграничение прав, полномочий, санкций, контроля и форм ответственности и т.д. между государственными органами, как носителями государственной власти, и государственными организациями, учреждениями, предприятиями. Государственно-властные полномочия выражаются в компетенции государственных органов и практически реализуются в принимаемых ими властно-управленческих решениях. Они закрепляются в издаваемых государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных правовых актах, а также находят свое отражение в конкретных действиях и предпринимаемых мерах. Во исполнение принятых решений государственные органы осуществляют наблюдение за неуклонным соблюдением положений и требований, содержащихся в данных актах, обеспечивают защиту этих требований от нарушений путем применения разнообразных мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях и государственного принуждения. Они совершают многие другие действия, имеющие юридическое значение, например, выдают документы, удостоверяют юридические факты, регистрируют общественные объединения, лицензируют виды деятельности и т.д.

Государственно-властные полномочия, имеющиеся у государственных органов для осуществления своих функций, носят внешний, и внутренний характер. Деятельность государственных органов облечена в соответствующие правовые формы, а принимаемые ими акты имеют иерархию по юридической силе и значению. Они осуществляют правотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность, основываясь на интеллектуальной, организационной, материальной и принудительной силе государства. Каждый государственный орган представляет относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата. Государственные органы образуют в своей совокупности сформированную систему, которая зиждется на конституционно закрепленных принципах.

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти. Система органов местного самоуправления, между тем, образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Тем не менее, органы местного самоуправления обладают властными полномочиями, однако эти полномочия не носят государственного характера, так как они не осуществляются от имени Российской Федерации.

Необходимое единство системы государственных органов достигается и обеспечивается наряду с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Существующая между органами государственной власти тесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы избираются, назначаются или формируются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны и подчинены другим.

В Российской Федерации существуют три ветви власти = законодательная, исполнительная и судебная. В существующих системе и структуре деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти непосредственно отражена федеративная природа нашего государства на современном этапе его эволюции. Особенностью системы государственных органов России является то, что ее отдельные составные части сами образуют системы органов, являясь тем самым подсистемами единой системы.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, в соответствии с ч.1 ст. 77 Конституции РФ, создается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Систему органов местного управления составляют государственные органы, образованные по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность через имеющиеся структурные подразделения в существующих административных границах конкретной территории. К ним относятся территориальные органы юстиции, внутренних дел, финансовые органы, подразделения по вопросам архитектуры и строительства, органы по управлению государственным имуществом, по промышленности, по торговле, по земельным ресурсам и землеустройству, по транспорту и связи, по образованию, по здравоохранению, по спорту и туризму, по культуре и др.

Основным принципом современной организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации является, как было уже сказано выше, ее разделение на три ветви - на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. Все эти органы государственной власти в пределах своей компетенции по осуществлению властных функций самостоятельны и независимы, при этом в практике своей деятельности постоянно взаимодействуя между собой. Принцип же федерализма предполагает наличие двух уровней государственных органов России: 1) уровень федеральных органов государственной власти; 2) уровень органов государственной власти субъектов федерации.

Будучи составными частями системы государственного управления, органы государства различаются порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и форматом установленной компетенции, особенностями и спецификой исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими функций государственного управления и т.д.

Содержание и основные направления кадровой политики в сфере государственной и муниципальной службы

Кадровая политика выступает одним из приоритетных направлений государственной политики, поскольку только от людей – кадров с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами, их опытом зависит успех дела.

Под кадровой политикой на государственной (муниципальной) службе понимается общий курс и последовательная деятельность государства по формированию требований к государственным (муниципальным) служащим, по их подбору, подготовке и рационального использованию с учетом состояния и перспектив развития государственного аппарата, прогноза о качественных и количественных потребностях в кадрах государственных служащих.

Кадровая политика реализуется через систему управления всеми кадровыми процессами. Кадровая политика сопровождается нормативно-правовым, организационным, научным, информационным, учебным и методическим обеспечением.

Кадровая работа, с одной стороны, это элемент рынка труда, а с другой - одна из основных и важнейших составных частей управления кадрами. Это деятельность субъектов кадровых отношений по реализации кадровой политики, включающая: организацию работы с кадрами, технологии, способы и методы реализации кадровой политики.

Конкретными объектами кадровой работы являются: действующие кадры, а также те лица, которым предстоит трудиться на государственной или муниципальной службе; отдельные компоненты самой технологии работы с кадрами - обучение, подбор, оценка, подготовка в резерве, назначение на должность и др.

В соответствии со ст. 44 Закона о гражданской службе кадровая работа в системе государственного управления имеет свои особенности и включает в себя:

1) формирование кадрового состава для замещения должностей граж-данской службы;

2) подготовку предложений о реализации положений настоящего Фе-дерального закона, других федеральных законов и иных нормативных право-вых актов о гражданской службе и внесение указанных предложений пред-ставителю нанимателя;

3) организацию подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, за-ключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений государ-ственного органа;

4) ведение трудовых книжек гражданских служащих;

5) ведение личных дел гражданских служащих;

6) ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;

7) оформление и выдачу служебных удостоверений гражданских слу-жащих;

8) обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов

интересов;

9) организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение ва-кантных должностей гражданской службы и включение гражданских служа-щих в кадровый резерв;

10) организацию и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих;

11) организацию и обеспечение проведения квалификационных экза-менов гражданских служащих;

12) организацию заключения договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении;

13) организацию дополнительного профессионального образования гражданских служащих;

14) формирование кадрового резерва, организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

15) обеспечение должностного роста гражданских служащих;

16) организацию проверки достоверности представляемых граждани-ном персональных данных и иных сведений при поступлении на граждан-скую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведени-ям, составляющим государственную тайну;

17) организацию проведения служебных проверок;

18) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обяза-тельствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

19) консультирование гражданских служащих по правовым и иным во-просам гражданской службы.

Первое и главное направление кадровой работы – формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" № 79-ФЗ в ст. 60, п. 2 определяет шесть приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы России.

1. Подготовка кадров для гражданской службы, а также дополнительное профессиональное образование гражданских служащих в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих. Совершенствование системы профессионального развития гражданских служащих выступает ведущим направлением в работе с кадровым составом гражданской службы и предполагает прежде всего улучшение качества их профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации. Эта задача должна решаться путем совершенствования учебных программ и государственных образовательных стандартов, создания системы устойчивого и целенаправленного профессионального развития; введением непрерывного дополнительного профессионального образования гражданских служащих, их обучение в ведущих вузах страны.

2. Содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе. По действующему законодательству кадровая служба должна "обеспечивать должностной рост гражданских служащих". Кроме того, гражданский служащий имеет право на "должностной рост на конкурсной основе". Но это право не реализуется автоматически – только с учетом заслуг гражданского служащего в служебной деятельности, с учетом уровня профессионального мастерства, по итогам проведенных конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов.

3. Ротация гражданских служащих. Ротация (лат.) – круговое вращение, чередование, смена. Это поочередное пребывание в какой-либо должности, обновление состава. Под ротацией понимается перемещение гражданских служащих в системе государственной службы из одного вида в другой, из одного органа в другой. Под ротацией можно также рассматривать институт перевода гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую, как в рамках одной должностной горизонтали.

4. Формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование. Кадровый резерв позволяет в условиях ограниченного времени подбирать необходимые кандидатуры для замещения вакантных должностей. Работа с кадровым резервом предполагает: укомплектованность (отбор) кадрового резерва, его подготовку и выдвижение, а также проведение регулярного мониторинга текущего состояния замещенных и вакантных должностей в государственном органе. Это задача решается подразделением государственной службы и кадров.

Кадровый резерв комплектуется на конкурсной основе как из числа гражданских служащих, так и граждан РФ. По итогам конкурсов на замещение вакантной должности гражданской службы можно оценить эффективность функционирования кадрового резерва, сформированного кадровой службой.

5. Оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена является также приоритетным направлением формирования кадрового состава гражданской службы. Учет заслуг и деловых качеств гражданских служащих, уровня их профессионального мастерства осуществляется путем объективной оценки результатов их профессиональной служебной деятельности.

6. Применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении. Имеется в виду методы и способы отбора, расстановки, ротации, мобильности, служебного движения кадров. Включение в закон № 79-ФЗ данного положения обусловлено необходимостью совершенствования работы с кадрами государственных органов и обеспечением ее конкурентоспособности с технологиями работы с персоналом в рыночном секторе экономики.

Согласно ст. 28 Закона о муниципальной службе кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя;

- формирование кадрового состава для замещения должностей муниципальной службы;

- подготовку предложений о реализации положений законодательства о муниципальной службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя (работодателю);

- организацию подготовки проектов муниципальных правовых актов, связанных с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением, заключением трудового договора (контракта), назначением на должность муниципальной службы, освобождением от замещаемой должности муниципальной службы, увольнением муниципального служащего с муниципальной службы и выходом его на пенсию, и оформлением соответствующих доку-ментов;

- ведение трудовых книжек муниципальных служащих;

- ведение личных дел муниципальных служащих;

- ведение реестра муниципальных служащих в муниципальном образовании;

- оформление и выдачу служебных удостоверений муниципальных служащих;

- проведение конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы и включение муниципальных служащих в кадровый резерв;

- проведение аттестации муниципальных служащих;

- организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

- организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;

- организацию проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих а также о соблюдении связанных с муниципальной службой ограничений;

- консультирование муниципальных служащих по правовым и иным вопросам муниципальной службы;

- решение иных вопросов кадровой работы, определяемых трудовым законодательством и законом субъекта РФ.

Независимо от того, что многие элементы кадровой работы в муниципальном образовании схожи с элементами кадровой работы в государственном органе, представители государственных органов осуществляют воздействие на кадры органов местного самоуправления опосредованно, через со-ответствующие демократические и разрешенные законодательством методы, механизмы и технологии. Вместо администрирования и прямого вмешательства в принятие кадровых решений здесь используется законодательное регулирование, политическое влияние, координация, стимулирование эффективности работы муниципальных образований, воспитание ответственности за принятие кадровых решений.

Наши рекомендации