Организационная структура государственного управления в России.
Организационная структура государственного управления - органически единая и постоянно действующая на профессиональной основе система государственных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и властных структур местного самоуправления, с помощью которых государство реализует свои полномочия по управлению делами общества.
Это структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы, который включает в себя великое множество различных элементов - государственные органы, государственную службу и ее персонал, государственные фонды, учреждения и корпорации, связи и отношения между ними.
В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган связанный с формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий, причем как в целом, так и по отдельным проявлениям: целеполагание, организация и регулирование.
Основу организационной структуры государственного управления — составляют органы исполнительной власти. они представляют объемную и сложную часть государственного аппарата, содержащую в себе практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного принуждения. они призваны оказывать непосредственные управляющие воздействия на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.
Поэтому исполнительная власть должна иметь разветвленную и «пронизывающую» вертикаль, обеспечивающую прохождение управленческой информации, начиная с принятой: на самой верхней точке власти, доведение ее до исполнителя и подчинение его поведения соответствующим требованиям.
В организационной структуре государственного управления местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и другими элементами. Но только это — подсистема, которая «снизу» связана с населением — носителем и источником власти, в том числе и по отношению к вышестоящим уровням, а «сверху» — с органами государственной власти субъектов Федерации и в целом Федерации. Благодаря этому сохраняется системность государства, системность общества и системность государственного управления.
9.Федерализм как форма государственного управления и самоуправления.
Федерализм— территориальная или национально-территориальная форма разделения власти и объекта ГУ между центральными и региональными субъектами, обеспечивающая самостоятельное управление делами регионов в рамках единого государственного союза.
К сущностным признакам федерализма относятся:
1) наличие территориальных единиц — субъектов федераций;
2) конституционное разграничение полномочий между субъектами и центром;
3) недопустимость изменений границ без согласия субъектов;
4) территория федерации состоит из территорий субъектов федерации;
5) субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации);
6) субъекты федерации имеют свою схему законодательных, исполнительных и судебных органов власти, но по отношению к федеральной системе они являются в пределах их юрисдикции;
7) субъекты федерации разрабатывают конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и законодательству;
8) в федерации нет единого государственного бюджета есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации;
9) законодатели регулируют, гарантируют равноправие всех граждан на территории федерации;
10) субъекты не обладают полным верховенством на своей территории и ограничиваются в правах самостоятельно действовать в сфере международных отношений;
11) федеральный парламент обычно двухпалатный, верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя—является органом общенародного представительства и избирается всенародно.
К основным принципам федерализма относятся: добрвольность объединения; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; равноправие субъектов федерации; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы.
Принятие Конституции РФ в 1993 г. узаконило федерацию в качестве основного принципа организации ГУ. Конституция определила предметы ведения и предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ.
(если мало времени не читай мне это) что ниже:
Проблемы российского федерализма: 1) противоречивость принципам федеративного устройства заложенных в Конституции: противоречивое сочетание принципов формирования субъектов федерации - национально-государственный и административно-государственный, хотя почти во всех субъектах доля нетитульной нации составляет больше половины населения; провозглашение принципов целостности государства и одновременно право народов на самоопределение (отсутствие запретов на выход из состава); 2) фактическое неравенство субъектов выражающееся в геополитических, экономических, демографических различиях, что приводит к диспропорциям в реализации общенациональных стандартов социальных благ.
В настоящее время действуют 2 тенденции в развитии федеративного устройства ГУ – децентрализация и интеграция.
10 Местное самоуправление в Российской Федерации: сущность, особенности и проблемы реформирования.
Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление наряду с непосредственной демократией и государственной властью является выражением власти народа.
Европейская хартия местного самоуправления принята в 1985 году и является самым важным документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления. является международным договором, следовательно, она имеет приоритет по отношению к национальному законодательству каждого из государств, ее подписавших и ратифицировавших. 11 апреля 1998 года Президентом Российской Федерации
Нормативная правовая база местного самоуправления Российской Федерации:
Конституция. В 20 из 137 её статей содержатся нормы, непосредственно касающиеся вопросов осуществления местного самоуправления. Имеется специальная глава VIII (статьи 130 - 133) “Местное самоуправление”.
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 06 октября 2003 № 131-ФЗ
указы Президента Российской Федерации
1993 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации"
1997 «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации».
В общей же сложности существует около 150 федеральных нормативных актов
Функции:
1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
5) охрана общественного порядка;
6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
местный референдум
муниципальные выборы
голосование по отзыву депутатов
голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
сход граждан (В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан)
другие формы
Организационные основы
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Туда входят:
представительный орган муниципального образования - выборный орган
глава муниципального образования является высшим должностным лицом
местная администрация (исполнительно-распорядительный орган
Контрольно-счетный орган муниципального образования
1)В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган
иные органы местного самоуправления (избирательная комиссия)
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
наиболее типичных проблем реформирования МСУ в РФ:
Недостаточная финансовая обеспеченность органов МСУ.
Необходимость самостоятельного выполнения новых, ранее не исполняемых процессов управления.
Несовершенство федеральной и региональных нормативно-правовых баз, регламентирующих деятельность МСУ.
• Отсутствие необходимого количества подготовленных муниципальных служащих.
11. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.