Основные отличия ВНДчеловека от ВНДживотных. Две сигнальные системы действительности. Физиологические основы речи.

Животное воспринимает окружающий мир в результате воздейс­твия на него материальных факторов (раздражителей). На основе этих воздействий у животного формируются безусловные или условные рефлексы. Совокупность этих конкретных сигналов внешнего мира И.П. Павлов предложил называть первой сигнальной системой действительности. Систему нейронов мозга, воспринимающих эти сигналы и формирующих ответные реакции на них, он рассматривал в качестве матери­альной основы первой сигнальной системы. В первой сигнальной системе все формы поведе­ния, включая способы и средства взаимного общения, базируются исключительно на непосредственном восприятии действительности и реакции в ответ на непосредственные (натуральные) раздражители.

Человек воспринимает внешний мир также, как и животные – на основе деятельности первой сигнальной системы. Но, помимо этого, человек воспринимает его и на основе деятельности второй сигнальной системы действительности, специфическим раздра­жителем которой является слово с заложенным в него смыслом, которое обозначает предметы и явления окружающего мира. Под второй сигнальной системой действительности И.П. Павлов понимал совокупность словесных раздра­жителей, а также нервные процессы, возникающие в больших полушариях голов­ного мозга в результате сигнализации окружающего мира речевыми обозначениями предметов и явлений природы, раздражающими органы чувств (анализ и синтез слов, обладающих смыслом).

В речи ис­пользуются слова (для человека) как раздражители второй сигналь­ной системы, обладающие еще очень важной особенностью, – они имеют обобщающее значение.

Обобщение может быть разной степени:

1) слово заменяет от­дельный предмет, например, конкретный стол;

2) слово «стол» сим­вол нескольких однородных предметов (письменный, столовый, жур­нальный и т.д.);

3) слово – символ нескольких разнородных предме­тов: мебель – значение этого слова более широкое, оно включает в себя характеристики предшествующих определений, т.е. является абстракцией все возрастающего порядка;

4) в слове может быть и еще более широкое обобщение, включающее ряд предыдущих обобщений, например, слово вещь.

Создание обобщений расширяет границы абстрактного мышления – в количественном отношении словесные раздражители значительно превышают раздражители материальные. О взаимодействии двух систем говорит и наличие реципрокных (индукционных) отношений между ними. Речь – это основная форма сознания людей, которая представляет собой исторически сложивший способ общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, т.е. посредством языка.

Язык – это система словесных знаков, необходимых для человеческого общения и мышления. В настоящее время в мире насчитывает­ся более 5000 языков.

Таким образом, в широком понимании, речь выполняет коммуникативную функцию, а также обеспечивает понятийные процессы.

Различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю речь.

Внешняя речь бывает устной и письменной.

Внутренняя речь не предназначена для сообщения. Ее рассматривают как результат эволюции эгоцентрической речи ребенка, как следствие постепенного отмирания ее звучащей стороны, вокализации.

Выделяют четыре основных свойства речи: содержательность, понятийность, выразительность и воздейственность. Содержит вербальный (словестный) и невербальный (жесты) компоненты.

Речь основана на работе различных механизмов, среди которых можно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят собственно систему речи, или вербальную систему, благодаря которой реализуется суть речевого процесса. Кроме того, к мозговым механизмам следует отнести и сенсорные системы, прежде всего слуховую, зри­тельную, тактильную и двигательную, с помощью которых проис­ходит опознание и порождение речевых сигналов; способность человека к анализу и синтезу звуков речи тесно связа­на с развитием фонематического слуха, т. е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка.

К периферическим механизмам относят периферические системы обеспечения внешней, в том числе устной и письменной речи.

Среди систем, участвующих в фонации, выделяют => основные

1) энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца – диафрагма);

2) генераторная система – звуковые вибраторы, при колебании ко­торых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани как то­новый вибратор, а также щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции);

3) резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка).

Письменная речь обеспечивается работой двигательного аппарата, в том числе мышц кисти ведущей руки (у большинства – правой).

Во всех случаях управление периферическим аппаратом речи осуществляется благодаря работе вербальной мозговой системы.

Концепция о трех уровнях внутренней речи. Т.Н. Ушако­ва предлагает выделять три иерар­хически организованных уровня внутренней речи, разде­ление которых прослеживается в онтогенезе.

Первый уровень связан с механиз­мами действия и владения отдельными словами, обозначающими со­бытия и явления внешнего мира. Этот уровень реализует так называемую номинативную функцию языка и речи и служит в онтогенезе ос­новой для дальнейшего развития механизмов внутренней речи.

Второй уровень – это образование множественных связей между базовыми элементами и материализованной лексикой языка, в результате чего формируется вербальная сеть или семантические поля (при активации узла вербальной сети возбуждение распространяется на близлежащие узлы этой сети). Такие вербальные сети оказываются стабильными и со­храняются на протяжении всей жизни.

Третий уровень – это динамический уровень, который «оживляет», индивидуализирует и придает динамичность вербальной сети. Он состоит из быстро сменяющихся активаций отдельных узлов вербальной сети, поэтому каждому произносимому человеком слову предшествует активация соответствующей структуры внутренней речи, переходящая путем пе­рекодирования в команды артикуляционным органам.

Мозговые центры речи. Афазии. Расположенными в коре больших полушарий; они получили название центров речи. Эти центры не только планируют и реализуют внешнюю и внутреннюю речь, но и обеспечивают хранение речевых «образов», звуковых и письменных символов, бла­годаря чему люди накапливают опыт и могут узнавать и понимать об­ращенную к ним устную и письменную речь, а также анализировать собственную речь.

Центр Броканаходится в лобной области (поля 44 и 45) у осно­вания нижней, или третьей, лобной извилины (44 поле - для организации устной (моторной) речи; 45 - предназна­чено для выработки внутренней программы речи) кроме того в лобной доле располагаются поля движения губ и языка, а также центры письма (премоторная область лобной доли, в том числе поле 6 и поле 8). При повреждении поля Брока собст­венная речь нарушается, а понимание чужой речи сохраняется почти полностью.

Центр Вернике находится ввисочной области (поле 21 и поле 22 по Бродману). Этот центр часто называют также как сенсорный (акустический) центр речи, или как слухоречевая зона коры. Он, преимущественно, развит в левом полу­шарии.

Другие центры речи. В височно-затылочной области расположено поле 37, в котором имеется шесть подполей. В правом полушарии эта область выполняет функцию узнавания целого предмета, а в левом полушарии она осуществляет выделение основных признаков, название предметов.

В теменно-затылочной области (нижняя теменная долька) находится поле 39 (угловая из­вилина) и поле 40. В поле 39 расположен оптический центр речи, или центр письменной речи. С его участием осуществляется восприятие прост­ранства и словоформы, т.е. написанное слово.

Наши рекомендации