Основные отличия ВНДчеловека от ВНДживотных. Две сигнальные системы действительности. Физиологические основы речи.
Животное воспринимает окружающий мир в результате воздействия на него материальных факторов (раздражителей). На основе этих воздействий у животного формируются безусловные или условные рефлексы. Совокупность этих конкретных сигналов внешнего мира И.П. Павлов предложил называть первой сигнальной системой действительности. Систему нейронов мозга, воспринимающих эти сигналы и формирующих ответные реакции на них, он рассматривал в качестве материальной основы первой сигнальной системы. В первой сигнальной системе все формы поведения, включая способы и средства взаимного общения, базируются исключительно на непосредственном восприятии действительности и реакции в ответ на непосредственные (натуральные) раздражители.
Человек воспринимает внешний мир также, как и животные – на основе деятельности первой сигнальной системы. Но, помимо этого, человек воспринимает его и на основе деятельности второй сигнальной системы действительности, специфическим раздражителем которой является слово с заложенным в него смыслом, которое обозначает предметы и явления окружающего мира. Под второй сигнальной системой действительности И.П. Павлов понимал совокупность словесных раздражителей, а также нервные процессы, возникающие в больших полушариях головного мозга в результате сигнализации окружающего мира речевыми обозначениями предметов и явлений природы, раздражающими органы чувств (анализ и синтез слов, обладающих смыслом).
В речи используются слова (для человека) как раздражители второй сигнальной системы, обладающие еще очень важной особенностью, – они имеют обобщающее значение.
Обобщение может быть разной степени:
1) слово заменяет отдельный предмет, например, конкретный стол;
2) слово «стол» символ нескольких однородных предметов (письменный, столовый, журнальный и т.д.);
3) слово – символ нескольких разнородных предметов: мебель – значение этого слова более широкое, оно включает в себя характеристики предшествующих определений, т.е. является абстракцией все возрастающего порядка;
4) в слове может быть и еще более широкое обобщение, включающее ряд предыдущих обобщений, например, слово вещь.
Создание обобщений расширяет границы абстрактного мышления – в количественном отношении словесные раздражители значительно превышают раздражители материальные. О взаимодействии двух систем говорит и наличие реципрокных (индукционных) отношений между ними. Речь – это основная форма сознания людей, которая представляет собой исторически сложивший способ общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, т.е. посредством языка.
Язык – это система словесных знаков, необходимых для человеческого общения и мышления. В настоящее время в мире насчитывается более 5000 языков.
Таким образом, в широком понимании, речь выполняет коммуникативную функцию, а также обеспечивает понятийные процессы.
Различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю речь.
Внешняя речь бывает устной и письменной.
Внутренняя речь не предназначена для сообщения. Ее рассматривают как результат эволюции эгоцентрической речи ребенка, как следствие постепенного отмирания ее звучащей стороны, вокализации.
Выделяют четыре основных свойства речи: содержательность, понятийность, выразительность и воздейственность. Содержит вербальный (словестный) и невербальный (жесты) компоненты.
Речь основана на работе различных механизмов, среди которых можно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят собственно систему речи, или вербальную систему, благодаря которой реализуется суть речевого процесса. Кроме того, к мозговым механизмам следует отнести и сенсорные системы, прежде всего слуховую, зрительную, тактильную и двигательную, с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов; способность человека к анализу и синтезу звуков речи тесно связана с развитием фонематического слуха, т. е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка.
К периферическим механизмам относят периферические системы обеспечения внешней, в том числе устной и письменной речи.
Среди систем, участвующих в фонации, выделяют => основные
1) энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца – диафрагма);
2) генераторная система – звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани как тоновый вибратор, а также щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции);
3) резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка).
Письменная речь обеспечивается работой двигательного аппарата, в том числе мышц кисти ведущей руки (у большинства – правой).
Во всех случаях управление периферическим аппаратом речи осуществляется благодаря работе вербальной мозговой системы.
Концепция о трех уровнях внутренней речи. Т.Н. Ушакова предлагает выделять три иерархически организованных уровня внутренней речи, разделение которых прослеживается в онтогенезе.
Первый уровень связан с механизмами действия и владения отдельными словами, обозначающими события и явления внешнего мира. Этот уровень реализует так называемую номинативную функцию языка и речи и служит в онтогенезе основой для дальнейшего развития механизмов внутренней речи.
Второй уровень – это образование множественных связей между базовыми элементами и материализованной лексикой языка, в результате чего формируется вербальная сеть или семантические поля (при активации узла вербальной сети возбуждение распространяется на близлежащие узлы этой сети). Такие вербальные сети оказываются стабильными и сохраняются на протяжении всей жизни.
Третий уровень – это динамический уровень, который «оживляет», индивидуализирует и придает динамичность вербальной сети. Он состоит из быстро сменяющихся активаций отдельных узлов вербальной сети, поэтому каждому произносимому человеком слову предшествует активация соответствующей структуры внутренней речи, переходящая путем перекодирования в команды артикуляционным органам.
Мозговые центры речи. Афазии. Расположенными в коре больших полушарий; они получили название центров речи. Эти центры не только планируют и реализуют внешнюю и внутреннюю речь, но и обеспечивают хранение речевых «образов», звуковых и письменных символов, благодаря чему люди накапливают опыт и могут узнавать и понимать обращенную к ним устную и письменную речь, а также анализировать собственную речь.
Центр Броканаходится в лобной области (поля 44 и 45) у основания нижней, или третьей, лобной извилины (44 поле - для организации устной (моторной) речи; 45 - предназначено для выработки внутренней программы речи) кроме того в лобной доле располагаются поля движения губ и языка, а также центры письма (премоторная область лобной доли, в том числе поле 6 и поле 8). При повреждении поля Брока собственная речь нарушается, а понимание чужой речи сохраняется почти полностью.
Центр Вернике находится ввисочной области (поле 21 и поле 22 по Бродману). Этот центр часто называют также как сенсорный (акустический) центр речи, или как слухоречевая зона коры. Он, преимущественно, развит в левом полушарии.
Другие центры речи. В височно-затылочной области расположено поле 37, в котором имеется шесть подполей. В правом полушарии эта область выполняет функцию узнавания целого предмета, а в левом полушарии она осуществляет выделение основных признаков, название предметов.
В теменно-затылочной области (нижняя теменная долька) находится поле 39 (угловая извилина) и поле 40. В поле 39 расположен оптический центр речи, или центр письменной речи. С его участием осуществляется восприятие пространства и словоформы, т.е. написанное слово.