Физиологические основы речи. Развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.

Развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.

Системы, обеспечивающие речь делятся на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определённые структуры головного мозга. Мозговые центры речи:

§ левое полушарие головного мозга (в затылочной доле находится зрительный центр, который управляет процессом чтения и письма);

§ слухоречевая зона коры больших полушарий - центр моторных образов слов П. Брока расположен в задней трети нижней лобной извилины левого полушария, регулирует громкость речевого высказывания. При его поражении у больного нарушается внешняя моторная речевая деятельность (произношение).

§ центр сенсорных образов слов К. Вернике расположен в задней трети верхней височной извилины левого полушария, отвечает за понимание смысла. При его поражении больной перестает понимать обращенную к нему звуковую речь.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

1. голосовой аппарат, который состоит из трёх систем:

§ энергетическая система дыхательных органов, обеспечивает ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создаёт звуковую волну (лёгкие, бронхи, мышцы приводящие их в движение, дыхательное горло, диафрагма);

§ генераторная система (голосовые связки гортани) – звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны;

§ резонаторная система (носоглотка, гортань, череп, грудная клетка) – полость рта выполняет функцию резонирующей трубы (образует гласные и согласные звуки), носовая полость выполняет функцию дополнительного резонатора, проход в который может быть закрыт или открыт (носовые и неносовые звуки).

2. развитие способности произносить членораздельные звуки связано с развитием способности их воспринимать. Речевая деятельность всегда находится под контролем, и в неё могут быть внесены необходимые коррективы только благодаря слуху.

А.Р. Лурия показал в своих исследованиях существование трёх функциональных блоков мозга, имеющих отношение к речевой деятельности:

1. энергетический блок – поддерживающий рабочий тонус коры;

2. блок приёма, переработки и хранения информации;

3. блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

В восприятии речи можно выделить два уровня: уровень анализа и синтеза звуков и уровень понимания смысла.

Виды речи.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

1. Внешняя речь адресована к другим людям, внутренняя - к самому себе. Внешняя речь может быть устной и письменной. Посредством этих видов речи люди общаются между собой, обмениваются информацией, воздействуют друг на друга.

1.1.Устная речь осуществляется посредством воспроизведения звуковых образов слов. Устная речь может быть монологической, диалогической и эгоцентрической. Монологическая и диалогическая речь обращены к другим людям, эгоцентрическая – к самому себе.

а) монологическая речь является самым сложным видом устной речи. Она адресована, как правило, к группе слушателей, ее предметом является определенная тема. Для того, чтобы тема была раскрыта, монологическая речь должна быть развернутой, четкой, ясной, логически последовательной и доступной для восприятия слушателей. Монологическая речь заранее планируется и подготавливается. Она сопровождается вспомогательными неязыковыми средствами (мимикой, жестами, интонацией, паузами), которые дают возможность ввести в монологическую речь дополнительную информацию и более понятно раскрыть ее содержание. Монологическая речь может осуществляться в форме рассказа, доклада, лекции. Посредством монологической речи сообщается определенная информация, формируются взгляды у слушателей на те или другие явления, вызывается определенное отношение к объектам, событиям и людям, формируется установка осуществлять определенные действия и поступки в соответствии с усвоенными принципами и идеалами.

б) диалогическая речь представляет собой более простой вид устной речи, так как она предполагает активное речевое общение между несколькими людьми, находящимися в определенной ситуации. Поскольку ее тема связана с ситуацией, то каждое высказывание собеседников определяется предыдущими репликами и имеет, в связи с этим, контекстуальный характер. Диалогическая речь является свернутой, заполненной паузами, восклицаниями, мимикой и жестами. Кроме того она очень экспрессивна, эмоциональна и динамична. Для того, чтобы диалог поддерживался, надо не только понятно, четко и ясно говорить, но и уметь слушать партнера.

Диалогическая речь может протекать в форме разговора и беседы. Целью разговора может являться желание обменяться мнениями, высказать свое отношение к партнеру и другим людям, узнать их отношение к самому себе, сообщить какие-то сведения и т. п. Тема разговора и количество партнеров может все время меняться. Разговор может продолжаться длительное время, если он ведется свободно, доверительно, душевно. В противном случае он быстро прекращается. В разговоре проявляется личность человека, его взгляды, убеждения, намерения, отношение к жизни, его мечты и идеалы. Иногда человек говорит одно, а думает и делает другое. За его красивыми словами прячется эгоизм, индивидуализм, жадность и подлая сущность его души.

1.2. Письменная речь, так же как и устная, является одним из видов внешней речи, представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Письменная речь может быть адресована как к конкретному человеку, так и вообще ко всем людям.

Письменная речь излагается, как правило, в форме определенного текста. Для правильного восприятия и понимания текста имеет большое значение его структура и характеристика. Характеристика может быть внешняя и внутренняя. Внешняя характеристика зависит от формы изложения текста, его структуры и объема. Внутренняя характеристика связана со смысловым содержанием текста, которое включает в себя теоретические положения, факты, их анализ и отношение к ним. Понимание текста связано с его интерпретацией, в основе которой лежит сложная мыслительная деятельность.

2. Внутренняя речь является особым видом речевой деятельности. В отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к самому себе. В связи с этим она осуществляется во внутреннем плане и

существует в форме мыслей и моторных образов слов, которые возникают в результате скрытых речевых движений артикуляционного аппарата. Внутренняя речь может предшествовать внешней речи (устной и

письменной) и являться фазой планирования при ее осуществлении.

Структура внутренней речи имеет существенные особенности, по сравнению с внешней. Поскольку она обращена к самому себе, то нет надобности в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда

внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет человек во внутренней речи отличаются от слов внешней речи, тем что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования. Рассуждая сам с собой, человек убеждается в истинности или ложности своих духовных ценностей, осуждает или оправдывает самого себя, пытается понять смысл жизни, принимает решение, как жить дальше, чему верить, каким следовать идеалам и какие цели ставить. Словом, внутренняя речь - это “голос совести” человека, это внутренний голос, который удерживает его от аморальных поступков, от осуществления низменных желаний и влечений, от использования сомнительных средств для достижения своих целей.

Посредством внутренней речи личность, осуществляя самовнушение, вызывает у себя определенные желания и стремления, настраивает свою душевную жизнь на определенный лад, стремится проявить твердость духа, непоколебимость своих взглядов, верований, планов, решений, убеждений. На основе внутренне речи осуществляется аутогенная тренировка, благодаря которой человек приобретает такие психические качества и физические состояния, которые страстно желал бы иметь у себя.

3. Наряду с внешней и внутренней речью существует так называемая эгоцентрическая речь, которая занимает промежуточное место между ними. По форме своего существования ее можно отнести к

внешней речи, так как она может проявляться или в форме устного высказывания, или в письменном виде, но в отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к самому себе. Эгоцентрическая

речь проявляется и у детей, и у взрослых. Дети во время игры часто начинают говорить вслух, фиксируя последовательность совершаемых ими действий. Взрослые тоже начинают рассуждать вслух, когда у них возникают в процессе осуществления умственных или практических действий какие-либо затруднения. Эгоцентрическая речь широко применяется при подготовке к устному выступлению с целью предварительного проговаривания его содержания и наиболее правильного подбора и применения языковых средств. Применяется она также и для закрепления усвоенной информации и для письменного фиксирования событий, мыслей, чувств и всего сокровенного, что происходит в духовном мире человека. Эти записи ведутся в форме дневника и имеют сугубо личный характер.

Все виды речи связаны между собой, между ними существуют переходы и превращения одного вида в другой. Чаще всего внутренняя речь переходит во внешнюю, так как она является фазой планирования устной и особенно письменной речи. Эти переходы являются очень сложными и не всегда осуществляют-

ся легко и свободно. Это связано с трудностями перехода от внутренней к внешней речи, структура и форма проявления которой коренным образом отличается от последней. Внутренняя речь существует на основе моторных образов слов, в то время как устная речь проявляется в виде звуковых образов слов, а письменная - в виде графических образов. Для того, чтобы перейти от внутренней речи к внешней, надо изменить структуру высказывания и найти новые формы выражения ее содержания. Для этого надо перейти от сжатого и свернутого во внутренней речи высказывания к развернутому, повествовательному высказыванию, понятному для других людей. Но это не всегда удается.

4.Развитие речи у ребёнка.

Периоды развития речи у ребёнка:

1. Подготовление словесной речи.Начинается с первых дней жизни ребёнка и продолжается в течение первого года. Первоначальными речевыми проявлениями у младенца являются гуление, аукание и лепет. Это ещё неречевая деятельность, а репетиция к ней, зачатки речевого общения.

Первым видом речи для ребёнка является автономная детская речь. Она не зависит от установленных грамматических правил. Это речь – название и складывается из слогов разных слов, а то и во все не имеет ничего общего со словами взрослой речи.

Какие слова слышит ребенок с момента своего рождения, таким он станет в будущем. Если ему говорят ласковые слова, он улыбается, тянет к взрослому ручки, если же на него кричат по всякому поводу и без повода, он хмурится, заливается плачем, становится замкнутым, раздражительным и истеричным.

2. Период первоначального овладения языком и формирование расчленённой звуковой речи (от 1 года до 3 лет).

Первые слова, имеющие предметную соотнесенность, ребенок начинает произносить только к концу первого года жизни. По своему значению отдельное слово ребенка заменяет фразу взрослого. Оно, как правило, дополняется действиями, мимикой и пантомимикой. После первого года жизни у ребенка начинает быстро расти словарный состав, а после одного годя семи месяцев до трех лет он овладевает в процессе общения грамматической структурой языка.

Потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребёнка. Первые слова отличаются своеобразием. Слова неотделимы от действия с предметом. Механизмы развития речи – подражание и словотворчество.

Стадии: а) «слова – предложения»;

б) стадия двух-трёсловных предложений (1,5-2 года).

Активный словарный запас к двум годам достигает 250-300 слов. Ребёнок овладевает почти всей системой звуков языка (искл., р ил, с и з, ж и ш).

3. Период развития языка ребёнка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (от 3 до 6-7 лет). Наиболее интенсивное развитие речи у нормального ребенка падает на возраст от одного до трех лет. Этот период является наиболее благоприятным (сензитивным) для развития речи. В течение первого года жизни у детей происходит созревание специфических задатков, обеспечивающих их последующую речевую деятельность. В данном случае на развитие речи у детей оказывает влияние второй фактор, связанный с созреванием и развитием речевого аппарата и нервных центров, регулирующих его деятельность. На быстрое развитие речевой деятельности у детей в этот период оказывает большое влияние также и третий фактор - когнитивный, связанный с умственным развитием ребенка.

Речь ребёнка в эту пору развивается в процессе речевого общения, отвлечённого от конкретной ситуации. Речь отражает не только то, что уже известно ребёнку из собственного опыта, но и открывает то, что ему ещё не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий (через чтение сказок и рассказов). Особенно большое впечатление на детей оказывают сказки. Они не только формируют нравственные идеалы, но и побуждают детей коренным образом изменить свое поведение.

Ребёнок сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень отвлекаясь от наличной ситуации. Речь становится основным источником развития мышления.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие внешней и внутренней речи, что оказывает огромное влияние на становление духовного мира ребенка. Исключительно большое влияние, в этом отношении, оказывают наставления и поучения взрослых. На их основе у детей формируются знания о моральных и нравственных ценностях, о хороших и плохих поступках людей, о положительных и отрицательных качествах личности.

К концу 6 года дети обычно полностью осваивают фонетику языка. Активный словарный запас составляет 2-3 тыс. слов. Дети с трудом могут сделать речь предметом своего анализа.

4. Развитие речи в связи с изучением языка (период обучения в школе). В процессе обучения ребёнок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, приёмами художественной литературной речи. В школьном возрасте наряду с дальнейшим развитием устной речи происходит овладение письменной речью. Умение читать и писать оказывает огромное влияние на умственное и духовное развитие школьника. Однако, не все, что узнает ученик из разнообразных источников, становится его духовным достоянием. Одни слова он принимает как истину, другие отвергает, а третьи вызывают у него сомнения и раздумья. Главным здесь является то, от кого исходят эти слова, от того, какие люди становятся его духовными наставниками.

5. Совершенствование речи после завершения школьного периода. Этот этап имеет индивидуальный характер, проявляется не у всех.

Как видим, развитие речевой деятельности оказывает решающее влияние на психическое развитие и духовный мир человека. Усвоение устной речи приобщает ребенка к человеческому обществу, превращает его в разумное, одухотворенное существо, определяет весь дальнейший путь его психического и духовного развития. Овладение письменной речью дает возможность человеку получить образование, приобщиться к мировой культуре, развить интеллектуальные способности, овладеть духовным богатством, созданным человечеством на протяжении многих тысячелетий своего развития.

Развитие речи человека идёт:

§ от ситуативной к конкретной;

§ от речи для других к речи для себя;

§ от функции коммуникации к функции планирования;

§ овладение родным языком происходит «снизу вверх»: от словообразования к высшим уровням языка;

§ овладение вторым языком идёт «сверху вниз», т.е. с сознательных операций над языком к овладению его грамматическим строем.

По особенностям речевой деятельности можно судить о некоторых психических особенностях личности. Так, графологи полагают, что по почерку письменной речи можно судить о характере человека. Если буквы, расположенные на одной линии, являются ровными, как по величине, так и по высоте, то это свидетельствует об организованном характере. Буквы разные по величине или большие буквы со значительными расстояниями, имеющие различный наклон - признак неорганизованного, беспорядочного и противоречивого характера. Сжатые, четкие и округлые буквы свидетельствуют об уравновешенном характере и о преобладании у человека положительных эмоций. Заостренные иглы букв говорят о склонности человека к отрицательным эмоциональным переживаниям. Короткие хвосты букв свидетельствуют о нерешительном характере человека, длинные хвостики букв - о решительном напористом характере. Постепенное уменьшение величины букв в слове или в предложении означает неопределенность и неустойчивость характера. Четкий, прямой почерк - говорит о самостоятельном характере, наклон букв вправо - о склонности к подражанию, влево – об упрямом характере.

Нарушения речи.

Нейропсихолог А.Р. Лурия описал пять основных нарушений устной речевой деятельности, которые получили название афазий. Каждый вид афазий связан с нарушением функций соответствующих механизмов речевой деятельности. Так, при моторной афазии нарушается способность к осуществлению членораздельной звуковой речи. При сенсорной афазии происходит распад фонематического слуха, вследствие чего человек не может установить связь между звуковым составом слова и его смысловым значением. При семантической афазии возникают затруднения в понимании смысловых отношений между словами. В результате этого больной понимает значение отдельных слов, но не может их связать вместе. Например, понимает значение слов “брат” и “отец”, но не может уяснить кто такой “брат отца”. Возможны нарушения и других видов речевой деятельности. Нарушение письменной речи называется аграфией. В этом случае человек теряет способность воспроизводить графические образы слов, хотя звуковая речь у него сохраняется.

Наши рекомендации