Вопрос 28. Прекращение действия международных договоров.
Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами и фиксируются в договоре.
Срочные договоры прекращают свое действие по истечении указанного в них срока.
Договор может быть прекращен также:
а) в связи с исполнением обязательств;
б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена);
в) в связи с заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена).
Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.
1. Денонсация — это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором.
В частности, в договоре могут определяться:
а) срок, когда государство вправе заявить о денонсации (например, по истечении определенного периода после вступления в силу);
б) срок, когда договор утрачивает силу для заявившего о денонсации государства (например, по истечении шести или двенадцати месяцев и т. д.);
в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация (например, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие интересы государства);
Иногда право государств на денонсацию ограничивается. По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. денонсация во время войны не будет иметь силы до заключения мира или до тех пор, пока не будут закончены операции по освобождению и репатриации лиц, пользующихся покровительством конвенций.
2. Аннулирование — это отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания. Аннулирование, как и денонсация, представляет собой односторонний отказ от договора.
При реализации права на денонсацию договора государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора. Поскольку обстоятельства, на которые государство может ссылаться как на основания для аннулирования договора, заранее согласованы и закреплены нормами международного права, государствопри выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства (причины).
Венской конвенцией о праве международных договоров предусмотрены следующие обстоятельства —основания аннулирования договора:
1) существенное нарушение договора другими участниками;
2) 2) невозможность исполнения договора (уничтожение его объекта);
3) 3) коренное изменение обстоятельств.
Аннулирован при наличии указанных обстоятельств может быть любой договор, в том числе тот, в котором определены иные (нормальные) условия его прекращения (исполнение обязательств, истечение срока, денонсация и т. д.).
Процедура признания договора недействительным, прекращения или приостановления его действия определена Венской конвенцией о праве международных договоров (ст. 65—68):
1. Участник договора, который ссылается на основание для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, долженуведомить других участников о своем намерении. В уведомлении должны бытьуказаны меры, которые предполагается принять в отношении договора.
2. Если по истечении определенного периода (не менее 3 месяцев) с момента получения уведомления, ни один участник не выскажет возражения, то направивший уведомление участник имеет право осуществить предусмотренные меры.
В случае возражения со стороны других государств все участники договорадолжны добиваться урегулирования с помощью средств, предназначенных для мирного разрешения споров(переговоры, добрые услуги, посредничество и др.).
3. Если урегулирование не достигнуто в течение 12 месяцев после даты, когда было сформулировано возражение, то спор может быть передан в Международный Суд или арбитраж. Это касается споров о признании договора недействительным в связи с противоречием императивной норме общего характера (jus cogens). Спор о недействительности, прекращении или приостановлении по другим основаниям может быть передан на рассмотрение согласительной комиссии.
Согласно ФЗ "О международных договорах РФ" прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия договоров осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на его обязательность (п. 1 ст. 37).
В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. прекращение договора или выход из него могут иметь место:
1) в соответствии с положениями договора или
2) в любое время с согласия всех участников по консультации с договаривающимися государствами и договаривающимися организациями;
3) в случае сокращения числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу;
4) в порядке денонсации договора или выхода из договора, не содержащего положений о его прекращении, денонсации или выходе из него.
От прекращения международного договора следует отличать приостановление действия международного договора. Последнее представляет собой перерыв в действии договора на какой-то период времени. Приостановление действия международного договора возможно в соответствии с положениями самого договора и нормами международного права.
В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. приостановление действия договора в отношении всех участников или в отношении какого-либо отдельного участника возможно:
1) в соответствии с положениями договора или
2) в любое время с согласия всех участников по консультации с договаривающимися государствами и договаривающимися организациями.
В отличие от прекращения, приостановление договора может иметь место в отношении одного из участников многостороннего договора при сохранении его в полной силе между остальными. На время приостановления действия договора участники не могут пользоваться вытекающими из него правами и не обязаны выполнять соответствующие обязательства, если иное не установлено в самом договоре или другом соглашении государства. В остальном установленные договором правовые отношения сохраняют свою силу.
Прекращение договора означает прекращение существования созданных им норм, несмотря на тот факт, что многие договоры влекут за собой определенные юридические последствия. Так, по общему правилу, если обратное не предусмотрено конкретным международным договором или законом, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридическое положение участников сохраняют свою силу.
С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы государства. Положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или другом соглашении данной страны.
Вопрос 29. СБСЕ – ОБСЕ.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) первоначально действовала как международная конференция — Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) Решением Будапештского совещания 1994 г. Совещание было преобразовано в организацию.
Штаб-квартира:Вена (Австрия)
Первым документом, положившим начало общеевропейскому процессу разрядки и сотрудничества, был Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 г. в Хельсинки. Этот документ содержал программу сотрудничества в области разрядки процесса напряженности.
Хельсинский Заключительный акт включает:преамбулу и пять разделов: "Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе", "Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды", "Вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье", "Сотрудничество в гуманитарных и других областях", "Дальнейшие шаги после Совещания". Важнейшей частью I раздела стала "Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях", в которой воспроизведены и конкретизированы известные принципы Устава ООН + иные принципы о нерушимости границ, о территориальной целостности государств, об уважении прав человека и основных свобод. Также в нем зафиксированы новые для международного права нормы о мерах укрепления доверия, к которым отнесены предварительные уведомления о военных учениях и передвижениях войск, о приглашении наблюдателей, об обмене военным персоналом, включая визиты военных делегаций. В других разделах даны рекомендации относительно согласованных действий в различных сферах сотрудничества, в том числе юридически значимые положения, регламентирующие контакты между людьми, включая воссоединение семей и браки между гражданами различных государств, порядок распространения и обмена информацией, сотрудничество и обмены в области культуры, образования.
Особенностью ОБСЕ является отсутствие традиционного учредительного документа международных организаций — устава.
Целями ОБСЕ объявлены:
• обеспечение мира и безопасности в Европе;
• поддержание разрядки международной напряженности;
• обеспечение соблюдения прав человека;
• соблюдение в отношениях между странами принципов международного права.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:
• контроль над распространением вооружений;
• дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
• меры по построению доверительных отношений и безопасности;
• защита прав человека;
• развитие демократических институтов;
• мониторинг выборов;
• экономическая и экологическая безопасность.
Структура ОБСЕ находится в стадии становления:
Саммит:периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
Совет министров (ранее — Совет) характеризуется как центральный руководящий орган, ответственный за принятие решений. Он собирается на уровне министров иностранных дел и назначает страну, представитель которой в течение года исполняет обязанности действующего председателя ОБСЕ. В рамках Совета предусмотрено своеобразное формирование, именуемое Тройкой: оно включает действующего председателя, министра, исполнявшего эту функцию в предшествующем году, и министра, который станет действующим председателем в следующем году.
Руководящий совет заменил существовавший в течение нескольких лет Комитет старших должностных лиц, который выполнял такие обязанности, как подготовка заседаний Совета, выполнение его решений, координация деятельности вспомогательных органов. В его компетенцию входило также рассмотрение вопросов в случае возникновения критических ситуаций и использование механизма мирного урегулирования, а в случае необходимости — принятие решений о проведении операций СБСЕ по поддержанию мира. Заседание этого Совета на уровне ответственных сотрудников министерств иностранных дел проводятся в Праге как минимум два раза в год.
Постоянный совет (ранее -— Постоянный комитет) определяется как основной орган для ведения политических консультаций и принятия текущих решений, а также для рассмотрения чрезвычайных ситуаций. В его состав входят постоянные представители государств-участников. Заседания проводятся в Вене.
Секретариат обеспечивает организационно-техническое обслуживание заседаний указанных основных органов, ведает документацией и архивом, публикует документы. Генеральный секретарь, должность которого учреждена в 1992 г., участвует в координации деятельности различных органов, оказывает помощь действующему председателю, принимает участие во встречах Тройки на уровне министров.
В дополнение к Совету министров и Постоянному совету, органом для принятия решений в ОБСЕ также является
Форум по сотрудничеству в области безопасности. Форум имеет дело преимущественно с вопросами военного сотрудничества, такими как условия и способы проверок в соответствии с Венским документом 1999 года.
В рамках ОБСЕ действуют также Бюро по демократическим институтам и правам человека, аппарат Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Парламентская ассамблея.
Парламентская Ассамблея ОБСЕпринимает решения по вопросам политики и безопасности, экономики и защиты окружающей среды, демократии и прав человека.
Бюро по демократическим институтам и правам человека было создано в 1991 году после решения, принятого на саммите в Париже. Бюро располагается в Варшаве (Польша) и принимает активное участие во всем регионе ОБСЕ в вопросах наблюдения за выборами, демократического развития, соблюдения прав человека, терпимости и недискриминации, верховенства закона, цыган и синти.
Председательство в ОБСЕ:
-Генеральный секретарь — возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года.
-Действующий председатель:его обязанности включают координацию работы институтов ОБСЕ; представительские функции в Организации; контроль деятельности, связанной с предотвращением конфликтов, урегулированием кризисов и постконфликтным восстановлением. Председательство передается 1 раз в год, а пост в офисе председателя занимается министром иностранных дел государства-участника, председательствующего в настоящее время. ДП помогает предыдущему и следующему коллеге при передаче дел; они вместе составляют тройку.