Вопрос 6. Роль актов международных организаций актов международных конференций в международно-правовом регулировании
1. Международные конференции — это временные органы, создаваемые для встречи официальных представителей государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес.
Акты международных конференций:
Международные конференции завершаются, как правило, принятием итоговых документов, юридическая природа которых различна.
-Часто конференции создаются специально для разработки международного договора. Такие конференции завершаются актом о принятии договора и открытии его для подписания государствами. В этом случае резолюция имеет лишь разовое, процедурное значение, а источником становится сам международный договор
-Также конференции созываются для решения каких-либо проблем. Итоговые документы таких конференций содержат обзоры ситуации, а также рекомендации и новые правила поведения в отношениях между государствами, которые могут имеют юридически обязательный характер. Например, Потсдамская конференция руководителей трех государств — СССР, США и Великобритании 1945 г., завершилась подписанием Протокола о конференции. В протоколе были зафиксированы предписания относительно обращения с Германией, территориальных вопросов, ответственности главных военных преступников.
-Конференции могут создаваться также для осуществления контрольных функций, (например, с целью оценки результатов действия Договора о нераспространении ядерного оружия конференции Государств-участников проводятся каждые 5 лет). Акты таких конференций содержат обзор ситуации, факты правонарушений, рекомендации государствам. Данные акты помогают вовремя выявить проблемы, являются одним из средств их решения.
Таким образом, акты международных конференций в зависимости от её целей могут иметь как чисто процедурный, так и рекомендательный и даже в некоторых случаях юридически обязательный харакер.
2. Международные организации- постоянные органы, создаваемые по согласию государств для решения международных вопросов.
Акты международных организаций:
Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, Генеральная Ассамблея ООН уполномочена "давать рекомендации", а Совет Безопасности вправе принимать правоприменительные решения, обязательные для государств-членов ООН.
Сама по себе международная организация не вправе превращаться в международного "законодателя". Вместе с тем государства — члены организации — могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. Напр, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение международных договоров. Но именно договор, а не резолюция, приобретает значение источника международного права.
Однако в некоторых случаях государства могут придавать актам международных организаций нормативный характер. Такие акты обычно принимаются высшими органами организаций в соответствии с их функциями в случаях, когда эффективное осуществление этих функций невозможно без самостоятельного создания новых норм международного права:
1. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, утверждённая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, установила императивную норму о запрещении колониализма
2. Устав Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории Югославии, утверждённый резолюцией Совета Безопасности ООН
При положительном отношении государств могут восприниматься как нормативные положения следующие акты:
Стандарты Международной организации гражданской авиации (ИКАО)
Санитарные правил Всемирной организации здравоохранения
Правил МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивными материалами.
Таким образом, акты международных организаций обычно имеют рекомендательный или правоприменительный характер; но иногда государства по своему желанию могут придать им юридически обязательный характер в целях способствования продуктивности деятельности органов данных организаций. Во внутренней же деятельности органы международных организаций имеют полное право осуществлять нормотворческую деятельность.