Особенности формирования дивидентной политики российскими компаниями
Своевременная и щедрая выплата дивидентов – это залог стабильного имиджа среди инвесторов, привлечения всё большего их количества и роста капитализации компании. Однако такая дивидендная политика является очень затратной, образует долги и зачастую неоправданную финансовую нагрузку. В свою очередь, нечастые и скупые выплаты приводят к снижению стоимости акций компании, уменьшают её инвестиционную привлекательность. Грамотно сформированная дивидендная политика компании обеспечивает оптимальную программу выплат, не приводящую к негативным крайностям. При этом компания может рассматривать несколько оптимальных вариантов дивидендного поведения в зависимости от агрессивности её фондовой деятельности, инвестиционного состояния государства и некоторых других факторов.
Следует констатировать, что долгое время вопросы дивидендной политики в отечественных компаниях находились на втором плане, т.к. поначалу необходимо было решать задачи выживания, а потом в случае их положительного решения, решать задачи расширения бизнеса. Решение второй задачи невозможно без потенциальных инвесторов, которые заинтересованы в предсказуемости и прозрачности дивидендных решений и дивидендной политики компании. Поэтому компании стали больше внимания уделять проблемам взаимоотношений с инвесторами и более детально формировать долгосрочную дивидендную политику[17].
В то же время ряд научно-практических вопросов дивидендной политики российских компаний продолжают быть дискуссионными и недостаточно разработанными. Например, нет еще единого мнения относительно ключевых параметров дивидендной политики, факторов, оказывающих влияние на ее формирование и т.д.
Наиболее целесообразно подразделять все факторы на две группы[18]:
1) внешние факторы, т.е. факторы на которые сама компания повлиять не в состоянии и вынуждена под них подстраиваться;
2) внутренние факторы, которые находятся в сфере влияния компании.
Необходимо подчеркнуть, что внешние факторы являются общими для всех российских компаний, а внутренние имеют высокую степень индивидуализации.
В рамках группы внешних факторов можно выделить два основных фактора:
1) требования законодательства общеправового характера, в частности определяющие порядок, условия и ограничения на выплату дивидендов;
2) система налогообложения, в том числе используемые налоговые ставки и их дифференциал (при его наличии) при налогообложении разных видов
дохода.
Таким образом, требования действующего законодательства формируют общие правовые границы для реализации компаниями дивидендной политики, а функционирующая система налогообложения влияет на выбор между осуществлением дивидендных выплат или реинвестирование полученных доходов). Все остальные внешние факторы не имеют такого принципиального значения.
К внутренним факторам, определяющим дивидендную политику российских компаний можно отнести:
1) принятые обязательства, касающиеся дивидендных выплат;
2) потребность компании в финансовых ресурсах (с учетом наличия, стоимости и возможности привлечения дополнительных ресурсов);
3) инвестиционные предпочтения мажоритарных акционеров.
Так, в отечественной практике принятие компаниями обязательств, связанных с дивидендными выплатами, встречается достаточно редко и часто носят ограничительный характер.
Еще одним внутренним фактором является потребность компании в финансовых ресурсах, где целесообразно учитывать возможность привлечения финансовых ресурсов из других источников и стоимость привлечения финансовых ресурсов, которая может достаточно сильно колебаться, причем в отдельные периоды времени, как правило характеризующиеся высокой степенью неопределенности (так, в конце 2014 г. на фоне резкого повышения учетной ставки Банком России и существенного ослабления национальной валюты стоимость банковских кредитов даже для самых крупных и надежных заемщиков буквально за несколько дней увеличилась на 8–10% годовых).
Принципиально важным фактором следует признать и инвестиционные предпочтения мажоритарных акционеров компании относительно дивидендной политики. Существенным является тот факт, что миноритарные акционеры российских компаний, вне зависимости от их отраслевой принадлежности или иных факторов, в действительности на формирование дивидендной политики влияния не оказывают. Следует отметить, что при сложившейся концентрированной структуре собственности отечественных компаний, миноритарным акционерам чрезвычайно сложно сформулировать консолидированную позицию относительно дивидендной политики компании, а затем добиться принятия этой позиции компанией.
Специфика дивидендной политики российских компаний проявляется через призму ее основных параметров. Первой особенностью дивидендной политики российских компаний является доминирование ее консервативного типа. В значительной степени данная особенность обусловлена историческим характером развития российского рынка ценных бумаг[19].
Подавляющее большинство компаний, за редким исключением, находится в стадии роста бизнеса. В подобной ситуации со стратегической точки зрения компаниям намного выгоднее инвестировать в собственное развитие, создавая своеобразный «задел на будущее», по сравнению с быстрым переходом к более щедрой дивидендной политике.
Следует учитывать и тот факт, что формирование дивидендной политики на национальном уровне – это продолжительный процесс, который далек от своего завершения. Так, 15–20 лет назад, лишь единицы публичных компаний имели дивидендную политику и выплата дивидендов зачастую производилась спонтанно или не производилась вообще.
Отметим, что только в последние годы многие крупные корпорации стали наконец определяться с выбором типа дивидендной политики, разрабатывать и регламентировать основные принципы формирования дивидендной политики, механизмы распределения прибыли, порядок расчета и условия дивидендных выплат, обозначив их в своих локальных актах.
Так, например, основные положения, составляющие основу дивидендной
политики нефтяных компаний, приведены в приложении 1[20].
Второй особенностью дивидендной политики российских корпораций выступает их фактический отказ от реализации политики фиксированных дивидендов, в том числе и по привилегированным акциям. Стоит заметить, что чрезвычайно высокий уровень адаптивности дивидендной политики отечественных компаний достигается за счет практически полного отказа от принятия на себя фиксированных обязательств по выплате дивидендов (как в абсолютном, так и в относительном выражении. Данный факт объясняется неуверенностью в будущих доходах, что, в свою очередь, вызвано нестабильностью экономической и геополитической ситуации.
Российские компании применяют различные методики дивидендных выплат – от методики выплаты дивидендов по остаточному принципу, соответствующей консервативному типу дивидендной политики, до методики постоянного процентного распределения прибыли согласно агрессивному типу дивидендной политики. Механизмы закрепления размера дивидендных выплат в положениях о дивидендной политике российских компаний приведен в приложении 2[21].
Третьей особенностью дивидендной политики отечественных компаний
является ее ориентация на выплату дивидендов преимущественно денежными средствами. В приложении 3 приведены выплаты дивидендов крупнейших российских компаний за последние 3 года[22].
На практике выплата дивидендов акциями затруднена тем, что для выкупа акций компания не только должна располагать необходимым объемом свободных денежных средств, но и быть осознанно готова к сокращению количества акций в свободном обращении, а процесс проведения дополнительной эмиссии акций с учетом требований действующего законодательства занимает достаточно много времени (от 3–4 до 8–9 месяцев). Выплата же дивидендов иным имуществом, особенно если оно имеет материально-вещественную форму (например, выплата дивидендов продукцией компании), затруднена в силу высокой степени «географического разброса» мест фактического нахождения акционеров. Это связано с тем, что в России хорошо развита электронная биржевая торговля акциями, позволяющая инвесторам приобретать акции через системы интернет-трейдинга вне зависимости от места их фактического нахождения (проживания).
В качестве четвертой особенности дивидендной политики российских компаний, целесообразно отметить преобладание выплаты годовых дивидендов по сравнению с промежуточными. Российские корпорации склонны платить дивиденды 1 раз в год после проведения годового собрания акционеров. Следует отметить компании, выплачивающие исключительно годовые дивиденды ПАО «Газпром», ПАО «Нефтяная компания «Роснефть», ПАО «Сбербанк России», ПАО «Сургутнефтегаз».
Примечательно, что еще несколько лет назад в отечественной практике выплата промежуточных дивидендов была просто невозможна (как правило, она осуществлялась лишь в исключительных» случаях, например, при смене собственника компании или при ее реорганизации). Однако появляются компании, которые переходят на выплату дивидендов раз в полгода, например, компании ПАО «НОВАТЭК» и ПАО «НЛМК»[23].
Постепенно промежуточные дивиденды внедряются в отечественную практику, однако широкого системного распространения они пока не получили. Отсутствие системного подхода к выплате промежуточных дивидендов на российском рынке обусловлено высокой степенью изменчивости бизнес-среды, в которой работают компании, особенно учитывая высокий уровень геополитической напряженности, неблагоприятную конъюнктуру внешних рынков, изменчивость российского законодательства и постепенное увеличение налоговой нагрузки: по сути, ориентируясь на выплату дивидендов по «факту года», компании «подстраховывают» себя от вероятных колебаний финансовых показателей.
В целом, дивидендная доходность ценных бумаг российских компаний весьма невысока, и объясняется тем, что российский фондовый рынок относится к развивающемуся типу. Несмотря на то, что большинство крупных российских корпораций имеют положения о дивидендной политике, на практике размер дивидендов определялся, исходя из фактически сложившегося положения дел. Однако акции ряда сырьевых компаний демонстрируют высокую доходность. Безусловным лидером являются компании нефтегазовой отрасли, на которую приходится около 75% всех дивидендных выплат в РФ. В целом, на данный момент на российском фондовом рынке не так много компаний, выплачивающих значительного размера дивиденды своим акционерам. Дивидендные выплаты, дивидендная доходность, чистая прибыль и суммарные дивиденды по акциям крупнейших российских корпораций представлены в приложении 4[24].
Следует отметить, что формирование дивидендной политики отечественных корпораций происходит в зависимости от потребностей (предпочтений) мажоритарных акционеров, что иллюстрирует особенности корпоративного управления, характерные для российских компаний.
Имея достаточно сложную структуру управления, предполагающую одновременное функционирование нескольких соподчиненных уровней управления, реальные полномочия в области формирования дивидендной политики у наемных топ-менеджеров очень низкие, они ограничиваются возможностью вынесения рекомендаций и предложений для дальнейшего рассмотрения мажоритарным акционером или несколькими акционерами.
Подводя итог сказанному выше, отметим следующее.
Основные факторы, определяющие формирование дивидендной политики российских корпораций, следующие:
1) внешние факторы (требования законодательства; система налогообложения);
2) внутренние факторы (принятые обязательства, касающиеся дивидендных выплат; потребность компании в финансовых ресурсах; инвестиционные предпочтения мажоритарных акционеров).
Ключевыми специфическими особенностями дивидендной политики российских корпораций можно считать: консервативный тип дивидендной политики; выплату плавающих дивидендов; выплату дивидендов денежными средствами; преобладание выплаты годовых дивидендов; высокую степень адаптивности; нормализацию базы дивидендных выплат; формирование дивидендной политики акционерами, прежде всего мажоритарными.
Таким образом, специфические особенности дивидендной политики отечественных корпораций формируют ее уникальный тип, понимание которого дает возможность сделать обоснованный вывод о применимости (или неприменимости) тех или иных инвестиционных стратегий и адекватно оценивать возникающие на рынке инвестиционные возможности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дивидендная политика рассматривается в свете общей финансовой задачи компании, так как имеет большое значение, влияя на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.
В соответствии с обозначенной проблемой в работе была поставлена цель – рассмотреть теоретические основы и особенности формирования дивидентной политики корпорации.
Для достижения цели в работе были поставлены и решены следующие задачи.
Во-первых, определены понятие и сущность дивидендной политики корпорации, в результате чего сделаны следующие выводы.
Дивидендная политика корпорации представляет собой процесс определения размера, порядка выплаты и сроков распределения дивидендов компании между ее собственниками. Размер дивидендов оказывает влияние на инвестиционную привлекательность компании, и свидетельствует ее успешной деятельности. Кроме того, дивидендная политика является частью финансовой стратегии любой компании.
Вопрос оптимизации дивидендной политики чрезвычайно актуален в современной экономке, ведь не существует универсального алгоритма для разработки такой политики. Так, каждая корпорация самостоятельно формирует дивидендную политику, руководствуясь ситуацией в отрасли и отдельными особенностями компании. Вопросы выплаты дивидендов регулируются гражданским законодательством и федеральными законами.
Во-вторых, рассмотрены теоретические подходы обоснования оптимальной дивидендной политики.
В целом теории дивидендной политики можно разбить на две группы: теории отсутствия значимости дивидендов и теории значимости дивидендов. Основоположниками теорий отсутствия значимости дивидендов выступают М. Миллер, Ф. Модильяни, Р. Литценбергер, К. Рамасвами, представителями теорий значимости дивидендов являются М. Гордон, Дж. Линтнер, С. Росс, М. Бреннан. На практике многие теории находят свое применение.
В-третьих, раскрыт процесс формирования дивидендной политики корпорации. Роль дивидендной политики в деятельности компании обуславливает необходимость ее тщательной разработки чтобы установить сбалансированность между текущим потреблением прибыли и будущим ее ростом в результате инвестирования.
Формирование дивидендной политики любой корпорации состоит из определенных этапов: оценка факторов, определяющих особенности формирования дивидендной политики; определение типа дивидендной политики; выбор механизма распределения прибыли; определение уровня дивидендных выплат; установление формы дивидендных выплат; оценка эффективности дивидендной политики.
В-четвертых, выявлены особенности формирования дивидентной политики российскими компаниями. Основными факторами, которые определяют формирование дивидендной политики российских корпораций, являются внешние факторы (требования законодательства; система налогообложения и внутренние факторы (принятые обязательства, касающиеся дивидендных выплат; потребность компании в финансовых ресурсах; инвестиционные предпочтения мажоритарных акционеров).
Ключевыми специфическими особенностями дивидендной политики российских корпораций можно считать: консервативный тип дивидендной политики; выплату плавающих дивидендов; выплату дивидендов денежными средствами; преобладание выплаты годовых дивидендов; высокую степень адаптивности; нормализацию базы дивидендных выплат; формирование дивидендной политики акционерами, прежде всего мажоритарными
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (послед. ред.). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (с изм. и доп.). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
3. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12126459/#ixzz4gCU8FCui
4. Антонян Д. Г., Беломытцева О. С. Особенности дивидендной политики российских акционерных обществ [Электронный ресурс] // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. - 2014. - №3 (27). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-dividendnoy-politiki-rossiyskih-aktsionernyh-obschestv
5. Бадокина Е.А. Дивидендная политика и рыночная стоимость компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://koet. syktsu.ru/vestnik/2014/2010-3/2/2.htm;
6. Бочарова И.Ю. Дивидендная политика в системе корпоративного управления компаний [Электронный ресурс] // Финансы и кредит. - 2014. - №47 (479). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/dividendnaya-politika-v-sisteme-korporativnogo-upravleniya-kompaniy
7. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. - М.: Олимп-бизнес, 2016. – 1080 с.
8. Брусов П. Н., Филатова Т. В. Какой должна быть современная дивидендная политика компании? [Электронный ресурс] // Вестник Финансового ун-та. - 2014. - №4. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kakoy-dolzhna-byt-sovremennaya- dividendnaya-politika-kompanii
9. Брусов П. Н. Финансовый менеджмент. Долгосрочная финансовая политика. Инвестиции : учебное пособие / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2016. - 304 с.
10. Владыженская О.В. Дивидендная политика российских компаний: особенности и тенденции [Электронный ресурс] // Студент: Наука, Профессия, Жизнь. Омский гос. ун-т путей сообщения. - 2016. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26730074
11. Гурьянов П.А. Дивидендная политика в России: обзор исследований [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 10. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/10/7935
12. Дивидендные выплаты российских компаний [Электронный ресурс] // Финансовый портал «Investing.com». - Режим доступа: http://ru.investing.com/
13. Зайцев В. Ю., Федчишин Ю.И. Финансы корпораций: теоретический и методологический аспект [Электронный ресурс] // Статистика и экономика. - 2015. - №5. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/finansy-korporatsiy-teoreticheskiy-i-metodologicheskiy-aspekt
14. Казначеева И.Е., Трушникова А.Д. Роль дивидендной политики в деятельности компании [Электронный ресурс] // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 12 (036) . – Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/36/3820/
15. Ковалев В.В., Корпоративные финансы: понятия, алгоритмы, показатели. – М.: Проспект; КНОРУС, 2015. – 768 с.
16. Койка К. А. Особенности политики дивидендных выплат на примере российских корпораций [Электронный ресурс] // Евразийский Научный Журнал. – 2016. - №5. - Режим доступа: http://journalpro.ru/articles/osobennosti-politiki-dividendnykh-vyplat-na-primere-rossiyskikh-korporatsiy/
17. Козлова А. С. Теоретические аспекты дивидендной политики российских компаний [Электронный ресурс] // Известия Уральского гос. экономического ун-та. - 2016. - № 1 (63). - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25776253
18. Козлова А.С. Факторы, оказывающие влияние на формирование дивидендной политики российских компаний [Электронный ресурс] // Вестник Саратовского гос. соц-экон. ун-та. - 2015. - №4 (58). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-okazyvayuschie-vliyanie-na-formirovanie-dividendnoy-politiki-rossiyskih-kompaniy
19. Кочубей Е.О. Сущность и задачи дивидендной политики предприятия [Электронный ресурс]. // Экономика, социология и право. - 2016. - № 8. - Режим доступа :http://elibrary.ru/item.asp?id=26631536
20. Крылатых Э.Н., Фальцман В.К. Интенсивный курс МВА: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2017. – 544 с.
21. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. - М.: Национальное образование, 2013. – 768 с.
22. Назарова В.Г., Сурикова К.В. Сравнительный анализ дивидендной политики ведущих энергетических компаний России [Электронный ресурс] // Экономика и эффективность организации производства. Брянская гос. инж.-техн. академия - 2016. - №24. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=27341182
23. Нестеренко Е.А., Козлова А.С. Основные параметры дивидендной политики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - № 39. - С. 10–20.
24. Пашкевич Д. Ю., Просвирина И. И. Современные тенденции развития дивидендной политики российских компаний [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - №3. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-dividendnoy-politiki-rossiyskih-kompaniy
25. Семернина Ю.В. Специфические особенности дивидендной политики российских компаний [Электронный ресурс] // Научно-аналитический журнал «Управленец» Уральский гос. экон. ун-т. – 2016. - № 6 (64). - Режим доступа: http://docplayer.ru/33785734-Upravlenec-upravlenets-noyabr-dekabr-obrazovanie-kak-faktor-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona.html
26. Серебрякова А.А. Дивидендная политика российских корпораций // Законы России: опыт, анализ,практика. – 2015. - № 7. - С.45-47.
27. Сильванович К. А. Дивидендная политика и ее влияние на рыночную стоимость компании [Электронный ресурс] // Студенческая наука XXI века : материалы XII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 янв. 2017 г.). - Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-publications/e-publication-334.pdf
28. Терешкина О.С. Дивидендная политика как фактор спроса на акции [Электронный ресурс] // Известия Московского гос. техн. ун-та. - 2015. - Т. 1. - № 4 (18). - Режим доступа: http://elibrary.ru/query_results.asp
29. Федорова Е.А., Лукасевич И.Я. Теории дивидендной политики и их развитие на примере российского рынка. // Финансы и кредит. - 2014. - №19. - С. 2-8
30. Шкурко А.С. Оценка эффективности дивидендной политики [Электронный ресурс] // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2016. - № 121-1. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=28096506
Приложение 1
Таблица – Содержание дивидендной политики нефтяных компаний
Приложение 2
Таблица - Механизмы закрепления размера дивидендных выплат в положениях о дивидендной политике российских эмитентов
Приложение 3
Таблица - Выплаты дивидендов крупнейших российских компаний, руб.
Приложение 4
Таблица - Дивидендные выплаты, дивидендная доходность, чистая прибыль и суммарные дивиденды по акциям крупнейших российских компаний, по итогам 2016 г.
[1] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (с изм. и доп.) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
[2] Бадокина Е.А. Дивидендная политика и рыночная стоимость компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://koet. syktsu.ru/vestnik/2014/2010-3/2/2.htm;
[3] Казначеева И.Е., Трушникова А.Д. Роль дивидендной политики в деятельности компании [Электронный ресурс] // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – № 12 (036) . – Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/36/3820/
[4] Брусов П. Н., Филатова Т. В. Какой должна быть современная дивидендная политика компании? [Электронный ресурс] // Вестник Финансового ун-та. - 2014. - №4. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kakoy-dolzhna-byt-sovremennaya-dividendnaya-politika-kompanii
[5] Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (послед. ред.). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/
[6] Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12126459/#ixzz4gCU8FCui
[7] Серебрякова А.А. Дивидендная политика российских корпораций // Законы России: опыт, анализ,практика. – 2015. - № 7. - С. 45
[8] Бочарова И.Ю. Дивидендная политика в системе корпоративного управления компаний [Электронный ресурс] // Финансы и кредит. - 2014. - №47 (479). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/dividendnaya-politika-v-sisteme-korporativnogo-upravleniya-kompaniy
[9] Антонян Д. Г., Беломытцева О. С. Особенности дивидендной политики российских акционерных обществ [Электронный ресурс] // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. - 2014. - №3 (27). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-dividendnoy-politiki-rossiyskih-aktsionernyh-obschestv
[10] Федорова Е.А., Лукасевич И.Я. Теории дивидендной политики и их развитие на примере российского рынка. // Финансы и кредит. - 2014. - №19. - С. 3
[11] Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. - М.: Олимп-бизнес, 2016. – С.426
[12] Антонян Д. Г., Беломытцева О. С. Особенности дивидендной политики российских акционерных обществ [Электронный ресурс] // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. - 2014. - №3 (27). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-dividendnoy-politiki-rossiyskih-aktsionernyh-obschestv
[13] Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. - М.: Олимп-бизнес, 2016. – С.428
[14] Владыженская О.В. Дивидендная политика российских компаний: особенности и тенденции [Электронный ресурс] // Студент: Наука, Профессия, Жизнь. Омский гос. ун-т путей сообщения. - 2016. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26730074
[15] Крылатых Э.Н., Фальцман В.К. Интенсивный курс МВА: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2017. – С.144
[16] Гурьянов П.А. Дивидендная политика в России: обзор исследований [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 10. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/10/7935
[17] Пашкевич Д. Ю., Просвирина И. И. Современные тенденции развития дивидендной политики российских компаний [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - №3. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-dividendnoy-politiki-rossiyskih-kompaniy
[18] Козлова А.С. Факторы, оказывающие влияние на формирование дивидендной политики российских компаний [Электронный ресурс] // Вестник Саратовского гос. соц-экон. ун-та. - 2015. - №4 (58). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-okazyvayuschie-vliyanie-na-formirovanie-dividendnoy-politiki-rossiyskih-kompaniy
[19] Семернина Ю.В. Специфические особенности дивидендной политики российских компаний [Электронный ресурс] // Научно-аналитический журнал «Управленец» Уральский гос. экон. ун-т. – 2016. - № 6 (64). - Режим доступа: http://docplayer.ru/33785734-Upravlenec-upravlenets-noyabr-dekabr-obrazovanie-kak-faktor-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona.html
[20] Назарова В.Г., Сурикова К.В. Сравнительный анализ дивидендной политики ведущих энергетических компаний России [Электронный ресурс] // Экономика и эффективность организации производства. Брянская гос. инж.-техн. академия - 2016. - №24. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=27341182
[21] Антонян Д. Г., Беломытцева О. С. Особенности дивидендной политики российских акционерных обществ [Электронный ресурс] // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. - 2014. - №3 (27). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-dividendnoy-politiki-rossiyskih-aktsionernyh-obschestv
[22] Сильванович К. А. Дивидендная политика и ее влияние на рыночную стоимость компании [Электронный ресурс] // Студенческая наука XXI века : материалы XII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 янв. 2017 г.). - Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-publications/e-publication-334.pdf
[23] Дивидендные выплаты российских компаний [Электронный ресурс] // Финансовый портал «Investing.com». - Режим доступа: http://ru.investing.com/
[24] Пашкевич Д. Ю., Просвирина И. И. Современные тенденции развития дивидендной политики российских компаний [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - №3. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-dividendnoy-politiki-rossiyskih-kompaniy