Понятие и сущность дивидентной политики

Эффективность функционирования хозяйствующего субъекта во многом зависит от грамотного распределения и использования чистой прибыли. Распределяется она, как правило, по специальным фондам, направляется на реинвестирование, а также на выплату дивидендов (рис.1). Следует отметить, что последний аспект служит характерным индикатором для инвесторов.

ПРИБЫЛЬ  
Дивиденты
Капитализация

Рис. 1. Основные направления распределения прибыли

В соответствии со ст. 43 Налогового кодекса РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. К дивидендам относятся также любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств[1].

Экономической сущностью дивидендов является плата акционерам за

использование акционерного капитала, т. е. дивиденды являются мерой стоимости собственного капитала. Исходя из этого основополагающего принципа, в основу любой современной дивидендной политики компании должна быть положена реальная стоимость собственного капитала. На развивающихся рынках капитала происходит увеличение объема средств, которые направляются на выплату дивидендов акционерам.

Отметим, что дивидендные выплаты являются одним из важнейших инструментов распределения капитала собственникам, а сама дивидендная политика - один из важных элементов финансовой политики крупных компаний.

Дивидендная политика организации представляет собой процесс определения размера, порядка выплаты и сроков распределения дивидендов компании между ее собственниками. Размер дивидендов влияет на инвестиционную привлекательность компании и показывает успешность организации. Также дивидендная политика рассматривается как часть финансовой стратегии компании.

С позиций участника юридического лица, акционера дивиденд – это то, ради чего он создавал юридическое лицо, или то, ради чего он стал его участником. Дивидендная политика корпорации решает задачи распределения денежных дивидендов, вопросы их увеличения и форм выплат.

Основной целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли, а участники таких организаций не безразличны к тому, что часть прибыли будет выплачиваться им в виде дивидендов. С позиции юридического лица дивиденд является техническим показателем, который дает возможность оценить его инвестиционную привлекательность, пропорции распределения прибыли корпорации, стоимость простого и привилегированного капитала и др.[2]

Нарушение условий выплаты дивидендов или снижение размера дивидендных выплат ведет к утрате доступа на рынок капитала. Роль дивидендной политики в деятельности компании обуславливает необходимость ее тщательной разработки для установления сбалансированности между текущим потреблением прибыли и будущим ее ростом в результате инвестирования.

Дивидендная политика представляет собой один из наиболее спорных моментов в деятельности компании. Финансисты не могут сойтись во мнении необходимо ли компании выплачивать дивиденды, какая именно часть прибыли должна быть направлена на выплату дивидендов, а также какая последует реакция инвесторов на объявления о дивиденде[3].

Определим основные цели дивидендной политики:

1) стабильные дивидендные выплаты всем акционерам (участникам) для увеличения инвестиционной привлекательности компании;

2) максимизация совокупного состояния акционеров (участников) и достаточное финансирование деятельности компании;

3) определение пропорций между прибылью, направляемой на выплату дивидендов и на реинвестирование для расширения и развития компании.

Практически определены принципы дивидендной политики компании: приоритетность учета интересов и менталитета акционеров компании, стабильность дивидендной политики и ее предсказуемость. Данные принципы должны основываться на реальной оценке стоимости собственного капитала компании[4].

Менталитет акционеров (участников) компании может направляться на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестиционного капитала. Упорядоченная и понятная инвесторам дивидендная политика - необходимый элемент стратегии компании, направленный на долгосрочный рост капитализации.

Проблемы оптимизации дивидендной политики являются весьма актуальными в современной экономке, нет единого универсального алгоритма для разработки политики и каждая компания самостоятельно разрабатывает дивидендную политику учитывая ситуацию в отрасли и свои особенности. Гражданское законодательство и федеральные законы регулируют вопросы выплаты дивидендов[5].

При разработке дивидендной политики компаниям следует руководствоваться Кодексом корпоративного поведения, где указано, что по отношению к акционерных обществам рекомендуется установить прозрачный и четкий механизм для акционеров операционного определения и размер выплачиваемых дивидендов. Информация о стратегии определения величины дивидендов и их уплаты необходима как для действующих, так и потенциальных акционеров. Дивидендная политика компании должна быть известна и понятна участникам и потенциальным участникам, так как это может воздействовать на их решения о приобретении или продаже акций (долей) компании[6].

Политика компании в отношении выплаты дивидендов затрагивает интересы акционеров, в связи с чем необходима дивидентная политика для руководства совета директоров о принятии решений по выплате дивидендов. Эту политику целесообразно сформулировать в Положении о дивидендной политике – внутреннем (локальном) документе общества, утверждаемом советом директоров.

Кодекс корпоративного поведения рекомендует при выработке дивидендной политики организации придерживаться принципа открытости информации о принятии решения (об объявлении) о выплате дивидендов. У получателей дивидендов должно быть достаточно информации для формирования точного представления о наличии условий для выплаты дивидендов и порядке их выплаты.

Информация о выплате обществом дивидендов должна отражать реальное состояние дел общества. К формированию искаженного представления об истинном положении дел в обществе может привести объявление о выплате дивидендов при отсутствии для этого необходимых условий, в частности с нарушением ограничений, установленных законодательством.

Решение о выплате дивидендов должно позволять акционеру получить исчерпывающую информацию, касающуюся размера и порядка выплаты дивидендов. В этой связи в решении о выплате дивидендов должны быть указаны размер дивидендов по акциям каждой категории (типа), а также форма и срок выплаты дивидендов[7].

Совершенствование дивидендной политики для акционерных обществ может происходить разными методами, например, для привлечения инвесторов компании выпускают нестандартные ценные бумаги - привилегированные акции с фиксированным минимальным процентом, по которым может быть принято решение повышения выплачиваемых процентов.

Модернизация дивидендной политики, внедрение инструментов стимулирования привлечения инвестиций в инновации и долгосрочное финансовое развитие компании, в целом, повышают инвестиционную привлекательность компании для акционеров[8].

Наши рекомендации