Характеристика этапов осуществления государственных и муниципальных закупок
Организация закупочной деятельности проходит по основным этапам:
1. Планирование закупок. Планирование закупок предусмотрено посредством формирования, утверждения и ведения. Планы закупок формируются с целью выполнения функций и полномочий Министерства труда и социальной защиты населения РБ. Планы закупок формируются Министерства труда и социальной защиты населения РБ в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждаются после доведения до Министерства труда и социальной защиты населения РБ объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Планы закупок содержат информацию об идентификационном коде закупки, ее цели, наименование объектов, объем закупки. Отмечу, что планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия соответствующего закона о бюджете, то есть на три года.
Размещение плана закупки товаров, работ, услуг (далее – план закупки), информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или
внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Планы – графики в отличие от планов закупки содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Управления на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок, а закупки, не предусмотренные планами – графиками, не могут быть осуществлены. В планах – графиках содержится более детальная информация о планируемых закупках, нежели в планах закупок. Также Управление обязано размещать планы-графики в единой информационной системе.[6]
2. Обоснование закупок. Обоснование закупки осуществляется Управлением при формировании плана закупок и плана – графика в рамках установления соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок.
Что касается плана закупки, то обоснованию подлежит объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, установленных требований к закупаемым благам.
А при формировании плана – графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, а также способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
Важным следует признать, что по результатам мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной, что повлечет за собой выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
В рамках контрактной системы закреплены следующие пять методов определения начальной максимальная) цены контракта (далее – НМЦК):
1) Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч.2 ст.22 44-ФЗ).
НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализом рынка) (НМЦКрын) определяется по формуле:
, (1)
Где;
v – количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
n – количество значений, используемых в расчете;
i– номер источника ценовой информации;
В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализом рынка) должно использоваться не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
2) Нормативный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 44-ФЗ в рамках нормирования в сфере закупок. Нормативный метод применяется в случаях, если требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг. Определение НМЦК нормативным методом (НМЦКнорм) осуществляется по формуле:
, (2)
где:
v – количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
– предельная цена единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках нормирования в сфере закупок;
3) Тарифный метод определения НМЦК применяется в случаях закупки товаров, работ, услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами, в том числе нижеприведенных товаров, работ, услуг:
а) электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно – диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной службой по тарифам Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в случае закупки такой энергии у единственного поставщика. В случае закупки электрической энергии конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), для определения НМЦК применяется затратный метод:
б) продукция оборонного назначения;
в) перевозки грузов, погрузочно–разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
г) перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
д) услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной службой по тарифам;
е) услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной службой по тарифам;
ё) отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а именно:
- пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей);
- передача внутренней телеграммы;
- предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных;
- распространение общероссийских телерадиопрограмм;
- предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;
- предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов);
- предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;
- предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
НМЦК тарифным методом ( определяется по формуле:
= (3)
где:
v - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги).
цтариф – цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом;[7]
4) проектно–сметный метод заключается в определении НМЦК на:
- строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;
- проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
НМЦК в соответствии с проектно-сметным методом определяется стоимостью работ, установленной утвержденной (согласованной) проектной документацией и проиндексированной с учетом изменения уровня цен, произошедшего в период с момента утверждения (согласования) проектной документации до момента определения НМЦК, и скорректированной на прогнозный индекс инфляции на период выполнения работ;
5) Затратный метод заключается в определении НМЦК как суммы производимых затрат, связанных с исполнением контракта, и обычной для определенной сферы деятельности прибыли.
Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных пунктами 3 – 6, или в дополнение к иным методам.
3. Размещение заказа
Отдел закупок ответственный за разработку планов закупок, планов-графиков, осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, обеспечивают осуществление закупок, организуют консультации, а также осуществляют иные предусмотренные 44 – ФЗ функции.
4. Комиссии по осуществлению закупок.
Во–первых, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее трех человек;
Во–вторых, в состав комиссии не могут быть включены лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки; физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, являющиеся близкими родственниками:
1) Родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками);
2) Полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки. [8]
В-третьих, Управление включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. 44–ФЗ предусматривает одиннадцать способов осуществления закупок: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.
5. Заключение контракта
Управление контрактом. В рамках контрактной системы предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке, как Управлением, так и поставщиком, при соблюдении установленных законом условий (путем направления другой стороне уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично).
Обеспечение исполнения контракта является обязательным при осуществлении закупок конкурентными способами. Однако в отдельных случаях при заключении контракта с единственным поставщиком обеспечение исполнения контракта также допускается.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, или внесением денежных средств на указанный Управлением счет, и контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.[9]
Что касается размеров обеспечения, то оно должно составлять от 5% до 30% НМЦК. В случае если НМЦК превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% от НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). [10]
Предприятиям и учреждениям уголовно–исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в закупках, предоставляются преимущества при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), Управление обязано предоставлять преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством РФ порядке. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках. В случае если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно – исполнительной системы или организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Заказчик осуществляет проверку информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления. Поставщик имеет право направить оправдательные документы, может принять участие в рассмотрении дела для того чтобы доказать свою добросовестность. Если решение о включении в реестр принято – обжаловать его можно только в суде.
В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:
1) Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;
2) Наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;
3) Даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
4) Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
5) Идентификационныйкод закупки;
6) Основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
7) Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.
8) Информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) исключается из реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр. Покинуть реестр досрочно возможно только на основании решения суда. [11]
Вся информация о включенных в реестр поставщиков размещена в открытом доступе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
6. Контроль. В 44 – ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами; органы внутреннего государственного финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
7. Исполнение контракта. Итак, контракт подписан и наступает последняя стадия — его исполнение. Разумеется, он должен быть исполнен обеими сторонами в точном и полном соответствии с его условиями. И здесь участника подстерегает масса проблем. Практика показывает, что на стадии анализа закупки победители часто поверхностно изучают условия контракта, переоценивают свои возможности и недооценивают потенциальные расходы. Как следствие, исполнителям бывает очень сложно соответствующим образом исполнить контракт, что приводит к конфликтам с заказчиком.
Но иногда и сам заказчик неполно или неверно устанавливает требования по исполнению контракта. Довольно часто это встречается в строительных заказах, в которых заказчик может не учесть некоторые виды работ, которые необходимо выполнить, или занизить объем ремонтных работ. В этом случае исполнителю необходимо в его же собственных интересах действовать в полном соответствии с положениями контракта, регулирующими подобную ситуацию, а если таковых нет — в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ. Например, в установленный срок в письменном виде уведомлять заказчика о создавшейся ситуации, выполнять его законные и соответствующие контракту указания и т. д.