Социально-экономическое развитие США в 1877- 1914 гг., особенности и результаты. Американская формула успеха.
Промышленное развитие
Последняя треть ХIХ - начало ХХ века - это время развития экономики США, что обусловливалось рядом факторов:
- Победа промышленной Севера в Гражданской войне 1861-1865 гг и Реконструкция Юга (1865-1877 гг) отменили рабство, ликвидировали рабовладельческие латифундии и открыли путь для рыночного освоения земель Юга и Запада
- Страна имела значительные природные ресурсы, которые обеспечивали американскую промышленность необходимым сырьем
- Рационализация производства, на которую американские предприниматели не жалели средств, компенсировала нехватку рабочей силы для промышленности, бурно развивалась; этом же способствовал значительный приток иммигрантов - переселенцев из Европы (за 70-90-е гг ХIХ века их прибыло 14 млн.)
- Государство осуществляло благоприятную для национальной промышленности политику протекционизма, сочетающийся с широким привлечением иностранных инвестиций. К 1900 г. европейцы вложили в экономику США 3,3 млрд. долларов.
Как следствие - в 1871-1913 гг национальный доход США увеличился в 5 раз, а промышленное производство - в 9 раз. Уже к концу ХIХ века США вышли на первое место в мире по выпуску основных видов продукции и по общему объему производства. Быстрыми темпами развивался железнодорожный транспорт. Общая протяженность железных дорог увеличилась с 48 тыс. км в 1860 г. до 309 тыс. в 1900 г.
· Еще в 70-х годах появились пулы — временные соглашения между независимыми компаниями о единых ценах, тарифах, объемах производства.
· Позднее набрали силу тресты, объединившие капиталы и управление теперь лишь формально независимыми компаниями целых отраслей промышленности.
· Первой промышленной монополией стал «Стандард ойл», организованный в 1882 году Рокфеллером. За созданием «Стандард ойл» последовало образование других монополий: в 1884 г. было монополизировано производство хлопкового масла, в 1885 г. — льняного масла, виски, свинца, в 1887 г. был создан сахарный трест, в 1889 г. — спичечный, в 1890 г. — табачный, к концу XIX в. выросла гигантская стальная корпорация во главе с Э. Карнеги.
Индустриализация привела к росту миграции населения. B 1860 г. в США не было городов с миллионным населением. B 1890 г. численность населения Ныо-Йорка, Чикаго и Филадельфии превысила 1 млн человек. K концу XIX в. каждый третий американец жил в городе.
Важным фактором индустриализации явилась иммиграция. C 1870 по 1900 г. население США выросло с 40 млн до 76 млн человек. Ho это был не только естественный прирост, за этот период в страну прибыли 12 млн иммигрантов.
Развитие с/х
· Аграрное развитие США после Гражданской войны было не менее динамичным, чем промышленное.
· Закон о гомстедах открыл Запад для заселения. По-прежнему впереди шли золотоискатели, скотоводов привлекали травянистые степи между Техасом и верховьями реки Миссури. Но главную массу переселенцев составляли земледельцы.
· 8 млн иммигрантов влились в новый край, его население возросло на 22 млн человек.
· Освоением Запада изменилось положение проживавших там индейцев. Видя, что пришельцы захватывают их земли, они не раз поднимались на героическую, но безнадежную борьбу. Индейским племенам были нанесены тяжелейшие удары. Сначала индейцы были переселены в резервации, а принятый в 1887 г. закон Дауэса ставил целью принудительное интегрирование индейцев в социально-экономическую структуру США.
· Общее число ферм в США за 1870—1900 гг. увеличилось с 2,7 млн до 5,8 млн. Примерно в той же пропорции возросла и площадь занимаемых фермерами земель: с 1870 г. она составляла 408 млн акров, а к 1900 г. увеличилась до 839 млн. Доля сельскохозяйственных продуктов в американском экспорте составляла в 1900 г. 60%. Одна из причин роста аграрного производства в США — расширение территории фермерского хозяйства.
Особенности развития Юга.
Если для Севера и Запада последняя треть XIX в. — время безусловного экономического роста, то этого нельзя было сказать о хозяйстве Юга.
· После Гражданской войны там резко снизились экономические показатели:
ü сократились посевные площади,
ü темпы экономического роста значительно отставали от темпов роста по стране.
ü Шло развитие металлургии, табачного и текстильного производства.
· На юге был всего 1 город со 100 тысячным населением - Новый Орлеан
Бывшие рабы-негры потерпели поражение в борьбе за землю в период Реконструкции, их лозунг «сорок акров и мул» остался неосуществленным. Отсутствие земли и орудий труда у подавляющего большинства негров привело к формированию на Юге особой формы аренды — кропперства.
· Особенностью является то что на юге начали появляется кропперы- арендаторы издольщики, черные и белые бедняки, уплачивавшие бывшим рабовладельцам -собственникам латифундий за аренду земли, инвентаря и семян половину и более собранного урожая.
B 1881 г. в штате Теннесси был принят закон о раздельном проезде белых и черных на железнодорожном транспорте, положивший начало легализованной системе расовой сегрегации.
В 1890-1900 годы были изменены избирательные законы и черные американцы потеряли свои политические права.
В начале 20 века
Бурное экономическое развитие
Быстрый процесс индустриализации страны
Развитие фермерского хозяйства
Большой приток иммигрантов из стран Европы (примерно 15 млн. человек)
Начавшееся в 70-х годах XIX в. образование первых монополистических объединений приобрело особенно широкий размах в период 1898—1903 гг.
Характерной чертой начала XX в. было образование новой формы корпоративных объединений — так называемых держательских (холдинговых) компаний.
1 место в мире по уровню промышленного производства – 38,6%
Только в начале XX в. и стали создаваться по-настоящему гигантские корпоративные объединения. Пример - создание в 1901 г. «ЮС Сгил корпорейшн», или Стального треста. Это объединение возникло на базе слияния сталелитейной компании Э. Карнеги и ряда других корпораций под контролем крупнейшего американского банкира Джона П. Моргана. Уже при создании его капитал составил 1,4 млрд дол. в первое десятилетие трест давал почти половину выплавки чугуна в США и 2/3 производства стали, а его ежегодные доходы достигали 100—150 млн дол.
Очень быстрыми темпами проходило трестирование автомобильной промышленности. Ee развитие было связано с именем Генри Форда, приступившего в начале XX в. к массовому изготовлению автомобилей. Перед Первой мировой войной более 80% производства автомобилей в США приходилось на долю трех крупнейших автомобильных трестов-компаний — Г. Форда, «Дженерал моторс» и фирмы «Крайслер».