ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ №218.
Регулирование системы ведения ГКН осуществляется на основании принятого 24.07.07 г. федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», за № 221-ФЗ. Закон прошёл регистрацию в Министерстве Юстиции РФ, ему присвоен регистрационный № 16771, 31.03.10 г. после чего он приобрёл правовую и юридическую силу. Он был введен в действие в качестве руководящего принципа деятельности по организации учётных работ, и вышел в свет за подписью Министра экономики Э. Набиуллиной и Президента РФ. Этот документ полностью определяет порядок обозначенной деятельности с учётом малейших её нюансов.
Он является способом нормирования всех аспектов учётной деятельности и состоит из положений, которые включают в себя:
· структуру и состав ведения ГКН;
· общие правила и основания для вносимых сведений;
· технологии внесения сведений о земельных участках, объектах капитального строительства и прочих сооружений;
· структуру ведения делопроизводства;
· передачу дел в архивы.
До вступления этого документа в силу, он прошёл несколько этапов рассмотрения с принятием поправок. Они указаны по каждому пункту положений статей, с подробным изложением.
Законопроект был рассмотрен Государственной Думой Российской Федерации и был принят Федеральным Собранием Российской Федерации Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – «Закон о регистрации недвижимости»).
Согласно Закону о регистрации недвижимости его основными задачами являются:
· создание единого электронного информационного ресурса - ЕГРН, объединяющего ЕГРП и ГКН;
· внедрение единой учётно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости;
· экстерриториальность предоставления заявителями документов, то есть возможность подачи их в любой офис независимо от местонахождения недвижимости;
· осуществление учётно-регистрационных процедур, а также внесение большей части сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного взаимодействия между органами власти и органами регистрации прав на недвижимость без участия заявителя;
· повышение ответственности работников учётно-регистрационной системы, в том числе за внесение недостоверных сведений;
· сокращение сроков проведения учётно-регистрационных процедур за счёт их оптимизации;
· установление порядка компенсации за утрату права собственности на жильё, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости.
Решения данных задач закреплены в положениях Закона о регистрации недвижимости.
4. Условия, учитываемые при ведении ГКН:
1) объектом ГКН является весь земельный фонд государства независимо от его ведомственной принадлежности, форм собственности, целевого назначения и вида использования;
2) объектом ГКН является особая форма средства производства и недвижимости - земля, так как она неперемещаема в пространства, неоднородна, не ухудшает свои производственные свойства;
3) ГКН формирует кадастровые объекты и ведет их государственный кадастровый учет и регистрирует права на них по единой общегосударственной системе. Под первичным учетным кадастровым объектом понимают земельный участок, включая иные объекты недвижимости, прочно связанные с участком. Он должен иметь юридически описанные и удостоверенные границы, площадь, месторасположение, правовой режим, кадастровый номер, назначение, использование и другие характеристики;
4) ГКН обеспечивает административную и территориальную целостность, адресную регистрацию и учет конкретных объектов и субъектов земельных отношений, а также учет текущих изменений, происходящих с ними;
5) ГКН является единственным условием правового доказательства существования конкретного объекта и права на него. Факт возникновения, существования или прекращения объекта или прав на него, занесенный в ГЗК, в дальнейшем можно оспорить только в судебном порядке;
6) ГКН регулирует в законодательном порядке земельные отношения между собственниками, пользователями и государственными органами на земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимости;
7) ГКН определяет пространственное положение земельных участков и прочих объектов недвижимости, что важно для застроенных территорий;
8) ГКН объединяет разнородную по структуре и составу ведомственную информацию и обеспечивает ей территориальную привязку;
9) ГКН согласно федеральному законодательству обеспечивает взаимодействие между держателями кадастровой информации и ее пользователями, а также порядок ее предоставления;
10) данные ГКН необходимы при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, решении земельных споров, изъятии и предоставлении земель, оценке земель, определении размера платы за землю, налогообложении земли и объектов недвижимости, планировании использования земель, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, принятии управленческих решений, защите прав на землю, признании государством факта существования объекта учета, информационном обеспечении гражданского оборота земли.