Отсутствие исчерпывающего перечня оснований для заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Федеральный закон № 223-ФЗ позволяет корпоративному заказчику устанавливать неограниченное количество случаев осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), уходя от конкурентных процедур закупок, что несет определенные коррупционные риски, а также риски неэффективного расходования средств.
Анализ положений о закупке вышеуказанных 10 организаций показал, что в 5 положениях (Государственная компания «Автодор», ФГУП «МЗСС», ООО «Газпром комплектация», ПАО «Ростелеком», ПАО «Туполев») установлен исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В оставшихся 5 положениях о закупке заказчик не ограничен в выборе такого способа и заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотрено, например, в случаях, когда поставщик является уникальным по решению центральной закупочной комиссии (АО «Объединенная зерновая компания») или при реализации стратегических решений органов управления обществом (ПАО «Русгидро») (Таблица 21).
Таблица 21
Информация об основаниях для заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с положениями о закупке
Наименование организации | Основания для заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
АО «Объединенная зерновая компания» | В иных случаях, предусмотренных Федеральным законом № 223-ФЗ. |
ПАО «Аэрофлот» | В случаях исключительной производственной необходимости, продиктованной потребностями в целях реализации стратегических решений, принимаемых у заказчика, решений Правительства Российской Федерации и иных уполномоченных государственных органов, а также возникновении потребности в специальных товарах, работах или услугах, в соответствии с утверждённым генеральным директором заказчика перечнем специальных товаров, работ или услуг. |
ПАО «Русгидро» | При реализации стратегических решений органов управления обществом. |
АО «Гознак» | В случаях исключительной производственной необходимости, продиктованной потребностями в целях реализации стратегических решений, принимаемых у заказчика; при заключении договора на закупку продукции по существенно сниженным ценам, осуществляемую в случае распродаж, либо ликвидации имущества третьих лиц и в иных аналогичных обстоятельствах, когда такая возможность существует ограниченное время. |
ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» | Осуществляется закупка товаров и иных активов по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные, например, при распродажах, рекламных акциях и т.п.), когда такая возможность существует в течение очень короткого промежутка времени |
Таким образом, выявленные недостатки в положениях о закупке свидетельствуют о целесообразности разработки типового положения о закупке, предусматривающего требования к его содержанию, а также положения, в соответствии с которыми заказчики вправе установить требования к осуществлению закупок с учетом специфики своей деятельности.
Отсутствие в Федеральном законе № 223-ФЗ норм, направленных на повышение эффективности расходования средств на закупки.
Определенное негативное влияние оказывает отсутствие в Федеральном законе № 223-ФЗ норм, устанавливающих необходимость обоснования начальных (максимальных) цен договоров, и запрет на конфликт интересов при осуществлении закупочной деятельности.
Проведенный выборочный анализ положений о закупке товаров, работ, услуг 10 указанных выше организаций показал, что утвержденными положениями о закупке определены только общие принципы осуществления ими закупок, причем содержание данных положений о закупке не в полной мере соответствует требованиям Федерального закона № 223-ФЗ (Таблица 22).
Таблица 22
Информация о соответствии положений о закупке требованиям законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц
Наименование требований | Государственная компания «Автодор» | ПАО «Ростелеком» | АО «Объединенная зерновая компания» | ФГУП «МЗСС» | ПАО «Аэрофлот» | ПАО «Русгидро» | ПАО «Туполев» | АО «Гознак» | ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» | ООО «Газпром комплектация» |
Требования, установленные Федеральным законом № 223-ФЗ | ||||||||||
Планирование закупок | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Обеспечение публичности и открытости закупок | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Перечень закупок | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Исчерпывающий перечень закупок у единственного поставщика | + | + | - | + | - | - | + | - | - | + |
Требования к участникам закупки | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Порядок осуществления закупок | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Общие правила оценки заявок | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Порядок заключения договора | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Порядок исполнения договоров в части внесения изменений в условия договора | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Закупки у СМП | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Требования, которые носят рекомендательный характер* | ||||||||||
Обеспечение заявки | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Обеспечение исполнения договора | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Порядок обоснования НМЦ | + | - | - | + | + | - | - | - | - | + |
Установление порядка определения ответственности сторон договора | + | - | - | + | + | - | - | - | - | + |
Установление запрета на координацию заказчиком деятельности участников закупки | + | + | + | - | + | + | - | + | - | + |
Установление запрета на конфликт интересов закупочной комиссии и участников закупок | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
* В соответствии со Стандартом осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденным ФАС России (без реквизитов).
В анализируемых положениях о закупке были выявлены следующие основные недостатки:
отсутствие методики обоснования начальной (максимальной) цены договора в 6 из 10 положений о закупке (АО «Объединенная зерновая компания», ПАО «Русгидро», ПАО «Туполев», АО «Гознак», ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России», ПАО «Ростелеком»);
отсутствие в 3 из 10 положений о закупке норм, устанавливающих запрет на координацию заказчиком деятельности участников закупки (ФГУП «МЗСС», ПАО «Туполев», ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России»);
отсутствие порядка определения ответственности сторон в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договором (кроме ООО «Газпром комплектация» (ПАО «Газпром»), Государственной компании «Автодор», ПАО «Аэрофлот» и ФГУП «МЗСС»).
При этом ряд положений о закупке товаров, работ, услуг носят рамочный, неконкретный характер. Так, некоторые положения о закупке (ООО «Газпром комплектация» (ПАО «Газпром»), ПАО «Русгидро», ФГУП «Спецстройинжиниринг» при Спецстрое России, ПАО «Туполев») содержат только ссылки на порядок оценки заявок участников закупки, который должен содержаться в документации о закупке.
Указанные недостатки позволяют при проведении закупочных процедур устанавливать субъективные, в том числе неизмеряемые критерии оценки заявок, что не соответствует общим принципам, сформулированным в Федеральном законе № 223-ФЗ.