Осуществление аудита в сфере закупок.
В рамках статьи 98 Федерального закона № 44-ФЗ Счетная палата осуществляет аудит в сфере закупок посредством анализа и оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ.
Счетной палатой Российской Федерации в 2016 году было проведено более 150 контрольных мероприятий, в рамках которых проверялась закупочная деятельность более 310 объектов аудита (контроля).
По результатам контрольных мероприятий выявлено порядка 823 нарушения законодательства в сфере закупок (включая открытые сведения, информацию ограниченного доступа и сведения, составляющие государственную тайну) на общую сумму более 48,8 млрд. рублей.
К наиболее типичным нарушениямзаконодательства в сфере закупок по сумме нарушений, выявленным Счетной палатой в 2016 году, можно отнести такие нарушения как:
нарушения условий исполнения контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору) (63,5 % от общей суммы выявленных нарушений);
нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (13,2 %);
нарушения при приемке и оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов (договоров) (8,1 %);
нарушения при выборе конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе способа закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (5,7 %);
неиспользование мер обеспечения исполнения обязательств (с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) не удержаны обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта (договора) (4,2 %);
внесение изменений в контракт (договор) с нарушением требований, установленных законодательством (2,7%).
В ходе проверок Счетной палатой выявляются грубейшие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, связанные с оплатой из средств федерального бюджета невыполненных работ (услуг).
Например, ФГБУ «Северо-западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Минкультуры России приняло и оплатило фактически невыполненные подрядчиками работы на 21,9 млн. рублей.
Минсельхоз России в рамках государственного контракта, заключенного с ФГБУ «Центр оценки качества зерна», принял и произвел оплату не предусмотренной условиями технического задания услуг по мониторингу информации о товарных и потребительских свойствах зерна в сумме 34,9 млн. рублей.
ФГБУН «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр г. Владивосток» Федерального агентства по рыболовству в нарушение условий государственного контракта приняло и оплатило работы, выполненные с отклонением от утвержденного проекта и с нарушением строительных норм и правил, на общую сумму 37,7 млн. рублей.
Также выявляются факты заключения государственными заказчиками контрактов в отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Например, Министерством здравоохранения Тверской области в отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств заключены 17 государственных контрактов на приобретение медицинского оборудования на общую сумму 145,5 млн. рублей.
Проверка ФКУ «Севзапуправтодор» Федерального дорожного агентства выявила нарушения в части несоблюдения порядка обоснования начальных (максимальных) цен контрактов, в результате чего была завышена начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по дорожному строительству по 10-ти контрактам на общую сумму более 1,3 млрд. рублей.
В ходе проверки исполнения федерального бюджета за 2015 год установлено, что ФГКУ Росгранстрой (Росграница) в 2014 – 2015 годах без проведения конкурентных процедур было заключено 7 государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком) на общую сумму 884,6 млн. рублей.
Также необходимо отметить имеющиеся признаки коррупционных правонарушений, которые выявляются Счетной палатой при проведении контрольных мероприятий, затрагивающих закупочную деятельность объектов аудита (контроля), среди которых можно отметить следующие.
Так, результаты проверки деятельности Минкультуры России по проведению XV Международного конкурса имени П.И.Чайковского (далее – конкурс) выявили коррупционные риски при осуществлении выбора организации – получателя субсидии на проведение в 2015 году указанного конкурса и дальнейшем использовании средств данной субсидии. Минкультуры России в целях организации данного конкурса предоставило субсидию в объеме 341,8 млн. рублей (в том числе 71,8 млн. рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации) некоммерческому партнерству содействия развитию культуры и искусства «Содружество – 21 век» (далее – Партнерство), которая расходовалась на закупки товаров, работ, услуг вне рамок Федерального закона № 44-ФЗ. При этом реализация мероприятий по организации и проведению конкурса фактически осуществлялась подведомственными бюджетными учреждениями Минкультуры России (на общую сумму 176,9 млн. рублей, или почти 52 % субсидии).
Кроме того, Партнерство было создано за пять месяцев до подачи заявки на получение субсидии тремя учредителями: администратором подведомственного Минкультуры России ФГБУК «Росконцерт», супругой на тот момент генерального директора ФГБУК «Росконцерт» и председателем Партнерства.
Партнерство в целях обеспечения проведения конкурса заключало со связанными организациями договоры на выполнение работ (оказание услуг) на общую сумму 186,9 млн. рублей, или почти 55 % общей суммы затрат на организацию и проведение конкурса (ФГБУК «Росконцерт», ООО «Туристический клуб «Сахар», ООО «БФ-ПРОДАКШН», ООО «АРКАЛИС»).
Таким образом, сохраняется возможность предоставления субсидий организациям на неконкурентной основе вместо закупки товаров, работ, услуг конкурентными способами в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
По результатам проверки деятельности федерального государственного бюджетного учреждения науки «Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе Российской академии наук» (далее – ФТИ им. А.Ф. Иоффе) выявлены факты, свидетельствующие о предоставлении преимущественных условий поставщикам (подрядчикам, исполнителям).
Так, ФТИ им. А.Ф. Иоффе в рамках долгосрочного государственного контракта (сроки исполнения с 2014 по 2017 годы), заключенного с ООО ЗАО «УНР-47» на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации на сумму 2,3 млрд. рублей в декабре 2014 года выплачен аванс в размере 596,6 млн. рублей (26,3 % цены контракта). При этом запланированный объем работ на 2015 год составлял только 129,1 млн. рублей (или 5,7 % цены контракта).
Согласно условиям государственного контракта аванс учитывается при оплате выполненных работ в размере, пропорциональном доли аванса к цене государственного контракта, при каждой оплате выполненных работ. В результате по итогам 2015 года с учетом общего объема выполненных работ в размере 182,2 млн. рублей авансовый платеж зачтен в сумме 47,9 млн. рублей (8 % размера авансового платежа).
При этом ЗАО «УНР-47» в декабре 2014 года были размещены на депозитных счетах в коммерческом банке около 300 млн. рублей на срок свыше трех лет, что может свидетельствовать об использовании ЗАО «УНР-47» части средств авансового платежа для получения процентного дохода.
В целях исключения возможности предоставления преимущественных условий поставщикам (подрядчикам, исполнителям) видится целесообразным определить единый для всех государственных заказчиков порядок авансирования работ по долгосрочным государственным контрактам, учитывающий возможность использования аванса в текущем бюджетном периоде.
В ходе проверок Счетной палатой выявляются факты сговора участников торгов. Так, при проведении ФАНО России открытого конкурса на выполнение работ по модернизации, развитию и эксплуатации информационной системы «ИС управления контрольно-ревизионной деятельностью и организации финансового контроля ФАНО России» было подано две заявки (ООО «КЕЙСИСТЕМС», ООО «Р.О.С.Т.У.-ПРОФ»). В ходе проверки было установлено, что участники этой закупки ранее являлись аффилированными лицами.
В результате по итогам проведения открытого конкурса снижение начальной (максимальной) цены контракта отсутствовало (ценовое предложение каждого участника конкурса соответствовало начальной (максимальной) цене контракта – 3 500,0 тыс. рублей).
Материалы данной проверки были направлены в ФАС России, по результатам рассмотрения которых ФАС России принято решение о нарушении указанными организациями антимонопольного законодательства, выдано предписание по недопущению в дальнейшем таких нарушений, а также материалы переданы должностному лицу для проведения административного расследования в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам проведенного аудита в сфере закупок в 2016 году (за исключением закупок, сведения о которых составляют государственную тайну) Счетной палатой направлено 155 представлений объектам контроля (аудита), 36 обращений направлено в правоохранительные органы, 52 обращения – в контрольные органы.
Счетная палата в рамках выполнения задач, определенных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», осуществляет взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации по вопросам внешнего государственного аудита (контроля), в том числе аудита закупок.
По поступившей информации от контрольно-счетных органов 85субъектов Российской Федерации (далее – КСО) в 2016 году указанными органами проведено 1 221 контрольное мероприятие, в рамках которых проводился аудит в сфере закупок.
В рамках указанных мероприятий КСО проверено более 3 000 заказчиков, в том числе 1 501 заказчик регионального уровня, 1 518 – муниципального уровня.
По результатам проверок за указанный период выявлено более 27 тысяч нарушений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на общую сумму порядка 32 млрд. рублей, что почти в 2 раза превышает показатели 2015 года (в 2015 году выявлено более 18 тысяч нарушений на общую сумму 17,5 млрд. рублей).
Наибольшее количество нарушений выявлено Контрольно-счетной палатой Ростовской области (3643 нарушения), нарушений по суммовому показателю – Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики (7 229 млн. руб.).
Среди КСО, которые провели проверки не более чем на 10 объектах, финансовых нарушений не было выявлено Государственной счетной палатой Республики Марий Эл, Контрольно-счетной палатой Кемеровской области, Счетной палатой Свердловской области.
По результатам контрольных мероприятий, в рамках которых проводился аудит в сфере закупок, КСО направлено 1 404 представления и 127 предписаний объектам контроля (аудита), 309 обращений в правоохранительные органы, 295 обращений в контрольные органы в сфере закупок.
Выявляемые нарушения по результатам аудита в сфере закупок, как Счетной палатой Российской Федерации, так и КСО охватывают все этапы закупочного цикла, начиная с организации закупочной деятельности и заканчивая исполнением контрактов (договоров), использованием результатов закупок.