Формы землевладения и категории населения
В XV первой половине XVI вв. в Российском государстве сельское хозяйство оставалось основным занятием.
Существовал трехпольный севооборот.
В городах быстро восстанавливались старые ремесленные профессии, утраченные в период татаро-монгольского нашествия, и возникали новые.
Ø Феодальную знатьРусского государство составляли:
· служилые (бывшие удельные) князья;
· бояре; слуги вольные – средние и мелкие феодалы-землевладельцы, находившиеся в услужении у крупных феодалов;
· дети боярские (средние и мелкие феодалы, несшие службу великому князю).
· Крупным феодалом остается церковь, владения которой расширяются за счет захвата неосвоенных и даже черносошных (принадлежащих государству) земель, и за счет пожертвований бояр и местных князей. Великие князья все больше начинают искать опору в целиком от них зависящем дворянстве, формировавшемся прежде всего из «слуг под дворским».
Ø Крестьянство делилось на:
· черносошных – зависимое от государства сельское население, несшее натуральную и денежную повинности в пользу государства;
· частновладельческих – жившее на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам.
Ø По праву собственности господину принадлежалихолопы(на уровне рабов):
· Верхушку холопства составляли т.н. большие холопы— княжеские и боярские слуги.
· Холопы, посаженные на землю, а также получавшие от землевладельца рабочий скот, инвентарь, семена и обязанные работать на господина именовались страдники.
· Кабальные люди— одна из разновидностей холопов, возникшая в России с середины XV в. в связи с получением займа под обязательство отработать проценты в хозяйстве кредитора, что создавало временную (до уплаты долга) холопскую зависимость должника (кабала— форма личной зависимости, связанная с займом).
В конце XV в. появились бобыли— обедневшие люди (городские и сельские), не несшие государственного тягла, получавшие у феодалов, церкви или даже у крестьянской общины жилище.
В XV в. появляется особое сословие — казачество, защищающие наравне с регулярной армией пограничные регионы.
Ø Городское население России делилось на:
· собственно город (огороженная стеной крепость-детинец). Соответственно в крепости в мирные годы жила свободная от налогов и государственных повинностей часть населения — представители феодальной знати и их слуги, а также гарнизон.
· примыкающий к городским стенам торгово-ремесленный посад, которыйнаселяли относившиеся к тяглому «черному» люду ремесленники и торговцы.
· Свободными от городского тягла были и жители расположенных в городе дворов, принадлежавших отдельным феодалам; они несли повинности только в пользу своего господина (тягло— совокупность государственных налогов, повинностей и владельческой ренты (в виде оброка и барщины)).
· Купечество обладало большими привилегиями и по своему статусу приближалось к боярству.
Культура Руси XII-XV вв.
Хранительницей русской культуры, духовности, языка, различных памятников стала православная церковь и особенно монастыри. В середине XIVв.был основан Троице-Сергиев монастырь, его основатель и игумен Сергий Радонежский (около 1321-1391).
Монах псковского Елизарова монастыря Филофей считается автором государственной идеологии нарождавшегося Московского государства, которая в конце XV в. нашла выражение в формуле «Москва — третий Рим, второй Царъград». (Идея о Москве как Третьем Риме была сформулирована Филофеем в посланиях к Василию III. Филофей писал, что мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима во «Второй Рим» - Константинополь, а затем в Москву. Византия изменила христианству, пойдя на унию с католиками, что и привело к её гибели. Москва же осталась верна православию и потому теперь является центром истинного христианства, Третьим Римом. В теории «Москва- Третий Рим» воплотилось враждебное отношение к проникающему в Россию иноземному влиянию, содержалась проповедь национальной исключительности.)
Ø Литература и распространение грамотности:
· Семейные и родовые княжескиелетописи,Киево-Печерский патерик (сборник, содержащий жития и нравоучения монахов), «Слово о полку Игореве» (1187 г.).
· «Слово Даниила Заточника» (XII в.),«Моление («Послание») Даниила Заточника» (XIII).
· Исторические песни (с XIV в.).
· Воинские повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»).
· Жития Сергия Радонежского, митрополита Петра, Стефана Пермского.
· «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, тверского купца (XV в.).
· Летописание [Общерусский летописный свод (1408 г.), «Хронограф»]
Ø Зодчество:
· В архитектурепостепенно вырабатывался самобытный московский стиль. В XV в. при Иване III в Кремле были выстроены стены и башни из красного камня, сооружен ряд дворцов и соборов (Благовещенский, Архангельский др.). Для работы в России был приглашен итальянский зодчий Аристотель Фиораванти,построивший Успенский соборв Москве (1475-1479).
· Успенский (1185-1189 гг.) и Дмитриевский (1194- 1197 гг.) соборы во Владимире.
· Церковь Покрова на Нерли (1165 г.).
· Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234-1236 гг.).
· Упадок каменного зодчества, затем возрождение строительства крепостей и храмов.
· Белокаменный Кремль в Москве(1366-1367 гг.).
· Благовещенский (1484-1489 гг.; псковские мастера) и Успенский (1475-1479 гг.; итальянский архитектор Аристотель Фиоравйнти) соборы Московского Кремля.
· Грановитая палата (1487-1491 гг.; итальянские архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари)
Ø Живопись:
Окончательно сложились иконописные школы отдельных земель (Х1У-ХУ вв.).
· Феофан Грек(приехал на Русь из Византии, участвовал в росписи старого Благовещенского собора Московского Кремля. До Москвы много работал в Новгороде)
· Андрей Рублёв[вершина творчества — «Троица», написанная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1408-1425 гг.)]
· Дионисий(иконы «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие», росписи собора Ферапонтова монастыря)
Ø Ремесленное производство:
Упадок (из-за монгольского нашествия), последующее возрождение: железоделательные и ювелирные специальности; искусство резьбы по кости и дереву; литейное дело.